Транспорт и здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:14, реферат

Описание

Сегодня мы не представляем свою жизнь без современных средств передвижения (трамвай, троллейбус, самолет, поезд, автомобиль и.т.д.). Они помогают нам быть мобильными и тратить меньше времени на передвижение. Но мало кто задумывается, какой угрозе подвергает человек свое здоровье и жизнь, садясь за руль или в салон автомобиля, поезда, самолета или даже троллейбуса или трамвая.
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступает от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется составом, объемом сжигаемого топлива и организацией процесса сгорания.

Содержание

Введение

Влияние выхлопных газов, шума, вибраций, электромагнитных излучений на здоровье человека.

Экологически безопасный транспорт, альтернативные виды топлива.

Мероприятия, снижающие уровень влияния негативных факторов.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ по ЭКОЛОГИИ.doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине Экологические основы природопользования

«Транспорт и здоровье человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 205

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

  1. Влияние выхлопных газов, шума, вибраций, электромагнитных излучений на здоровье человека.

 

  1. Экологически безопасный транспорт, альтернативные виды топлива.

 

  1. Мероприятия, снижающие уровень влияния негативных факторов.

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня мы не представляем свою жизнь без современных средств передвижения (трамвай, троллейбус, самолет, поезд, автомобиль и.т.д.). Они помогают нам быть мобильными и тратить меньше времени на передвижение. Но мало кто задумывается, какой угрозе подвергает человек свое здоровье и жизнь, садясь за руль или в салон автомобиля, поезда, самолета или даже троллейбуса или трамвая.

Наибольшее загрязнение  атмосферного воздуха поступает  от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется составом, объемом сжигаемого топлива и организацией процесса сгорания.

 

Основными источниками  загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями  внутреннего сгорания (ДВС).

Установлено, что в 90% случаев виной является так называемый «человеческий фактор»,т. е. большинство  аварий происходит по вине человека, который  управляет транспортным средством. Почему это происходит? Что приводит к нарушению систем организма?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние выхлопных газов, шума, вибраций, электромагнитных излучений на здоровье человека.

 

 Без здоровой окружающей среды не может быть ни здорового общества, ни социально  активных граждан. К сожалению, в настоящее время в России экологическая ситуация характеризующая прогрессирующей деградацией окружающей природной среды, и ухудшение здоровья нации свидетельствуют о том, что в стране не обеспечивается экологическая безопасность, которая составляет часть (наряду с государственной, военной, личной) национальной безопасностью.

Экологическая обстановка в России, как и во всём мире, превращается из неблагоприятной в кризисную. Кризисная экологическая ситуация обостряется ещё и тем, что  страна переживает смену общественно  – экономических отношений. России досталось тяжёлое наследие: до 1990х гг. антропогенное воздействие на окружающую среду в СССР непрерывно возрастало за счёт освоения всё более обширных новых территорий, роста затрат природных ресурсов на промышленное и сельскохозяйственное производство и увеличения потока загрязняющих веществ.

Увеличение масштабов  сжигания нефтепродуктов является причиной загрязнения воздушной среды. В  особенности это стало ощутимым с развитием с автомобильного  транспорта. Бензин, израсходованный на приведение в действие двигателей внутреннего сгорания, никуда не исчезает. Отдавая заключённую в нём энергию химических связей, он разлагается на более простые вещества – оксиды углерода, сажу, углеводороды и др. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей.


 Анализ выхлопных  газов двигателей внутреннего  сгорания показал, что в них  содержится около двухсот различных  веществ, большинство из которых  токсично.

Количество выбросов существенно зависит от конструкции двигателя, при этом дизельные двигатели экологически оказываются более приемлемыми. Однако в не меньшей степени количественный  и качественный состав  выхлопных газов зависит от технического состояния, условий и режима работы двигателя. Особенно резко увеличивается концентрация вредных веществ в выбросах автомобилей при работе на холостом ходу.

Карбюраторные двигатели  выбрасывают значительно больше несгоревших углеводородов и  продуктов неполного окисления (альдегидов, оксида углерода). Пройдя 15 тыс. км, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу более 3 т диоксида углерода, 93 кг углеводородов,  0.5  т оксида углерода, около 30 кг оксидов азота.

Само по себе попадание  в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обуславливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройство нервной и сердечно – сосудистой систем, а так же способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота  резко раздражают лёгкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

 

Содержание основных веществ в выхлопных газах  двигателей внутреннего сгорания:

Компоненты

Содержание компонента, об. доли, %

Примечание

Карбюраторные

Дизельные

N2

 

O2

 

H2O (Пары)

 

СО2

 

Н2

 

СО

 

NOx

 

CnHm

 

Альдегиды

 

Сажа

 

Бензапирен

74-77

 

0,3 – 8

 

3,0 – 5,5

 

0 - 5,0

 

0,5 – 12,0

 

До 0,8

 

0,2 – 3,0

 

До 0,2 мг/л

 

0- 0,004 г/м3 

 

10 – 20 мкг/м3

76- 78

 

2 – 18

 

0,5 – 4,0

 

-

 

0,01 – 0,50

 

0,0002 – 0,5

 

0,009 – 0,5

 

0,001–0,09 мг/л

 

0,01 – 1,1 г/м3

 

До 10 мкг/м3

 

 

 

 

Нетоксичен

 

 

 

 

 

 

 

Токсичен


 

 

 

Шум как гигиенический  фактор -- это совокупность звуков различной  частоты и интенсивности, которые  воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение. Шум как физический фактор представляет собой волнообразно распространяющееся механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер.

 

Производственным шумом  называется шум на рабочих местах, на участках или на территориях предприятий, который возникает во время производственного процесса.

 

Следствием вредного действия производственного шума могут  быть профессиональные заболевания, повышение  общей заболеваемости, снижение работоспособности, повышение степени риска травм  и несчастных случаев, связанных  с нарушением восприятия предупредительных сигналов, нарушение слухового контроля функционирования технологического оборудования, снижение производительности труда.

 

По характеру нарушения  физиологических функций шум  разделяется на такой, который мешает (препятствует языковой связи), раздражающий (вызывает нервное напряжение и вследствие этого -- снижения работоспособности, общее переутомление), вредный (нарушает физиологические функции на длительный период и вызывает развитие хронических заболеваний, которые непосредственно связаны со слуховым восприятием: ухудшение слуха, гипертония, туберкулез, язва желудка), травмирующий (резко нарушает физиологические функции организма человека).

 

Характер производственного  шума зависит от вида его источников. Механический шум возникает в результате работы различных механизмов с неуравновешенными массами вследствие их вибрации, а также одиночных или периодических ударов в сочленениях деталей сборочных единиц или конструкций в целом. Аэродинамический шум образуется при движении воздуха по трубопроводам, вентиляционным системам или вследствие стационарных или нестационарных процессов в газах. Шум электромагнитного происхождения возникает вследствие колебаний элементов электромеханических устройств (ротора, статора, сердечника, трансформатора и т. д.) под влиянием переменных магнитных полей. Гидродинамический шум возникает вследствие процессов, которые происходят в жидкостях (гидравлические удары, кавитация, турбулентность потока и т.д.).

Болевой порог -- это максимальное звуковое давление, которое воспринимается ухом как звук. Давление свыше болевого порога может вызывать повреждение органов слуха. При частоте 1000 Гц в качестве болевого порога принято звуковое давление Р = 20 Н/м2.

Для более полной характеристики источников шума введено понятие звуковой энергии, которая излучается источниками шума в окружающую среду за единицу времени.

 

Среди всех видов механических воздействий для технических  объектов наиболее опасна вибрация. Знакопеременные  напряжения, вызванные вибрацией, содействуют  накоплению повреждений в материалах, появлению трещин и разрушению. Чаще всего и довольно быстро разрушение объекта наступает при вибрационных влияниях в условиях резонанса. Вибрация вызывает также и отказы машин, приборов.

 

По способу передачи на тело человека вибрацию разделяют на общую, которая передается через опорные поверхности на тело человека, и локальную, которая передается через руки человека. В производственных условиях часто встречаются случаи комбинированного влияния вибрации -- общей и локальной.

 

Вибрация вызывает нарушения  физиологического и функционального  состояний человека. Стойкие вредные  физиологические изменения называют вибрационной болезнью. Симптомы вибрационной болезни проявляются в виде головной боли, онемения пальцев рук, боли в  кистях и предплечье, возникают судороги, повышается чувствительность к охлаждению, появляется бессонница. При вибрационной болезни возникают патологические изменения спинного мозга, сердечно-сосудистой системы, костных тканей и суставов, изменяется капиллярное кровообращение.

 

Функциональные изменения, связанные с действием вибрации на человека-оператора -- ухудшение  зрения, изменение реакции вестибулярного аппарата, возникновение галлюцинаций, быстрая утомляемость. Негативные ощущения от вибрации возникают при ускорении, которое составляет 5% ускорения силы веса, тоесть при 0,5 м/с2. Особенно вредны вибрации с частотами, близкими к частотам собственных колебаний тела человека, большинство которых находится в границах 6.. .30, Гц.

 

Применение радиотехнических приборов и систем, новых технологических процессов, использование которых приводит к излучению электромагнитной энергии в окружающую среду создает ряд трудностей, связанных с отрицательным воздействием электромагнитных излучений на организм человека. Под влиянием ЭМП происходит перегрев организма, наблюдается отрицательное влияние на центральную нервную систему, эндокринную, обмена веществ, сердечно-сосудистую, на зрение. Повышается утомляемость, артериальное давление, нарушается устойчивость влияния.

Под влиянием ЭМП и излучений наблюдаются: общая слабость, повышеная усталость, потливость, сонливость, а также расстройство сна, головная боль, боль сердца. Появляется раздражение, потеря внимания, растет длительность речедвигательной и зрительномоторной реакций, повышается граница обонятельной чувствительности. Возникает ряд симптомов, которые являются свидетельством нарушения работы отдельных органов -- желудка, печени, селезенки, поджелудочной и других желез. Угнетаются пищевой и половой рефлексы.

 

Регистрируются изменения артериального давления, частота сердечного ритма, форма электрокардиограммы. Это свидетельствует о нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы. Фиксируются изменения показателей белкового и углеводного обмена, увеличивается содержание азота в крови и моче, снижается концентрация альбумина и растет содержимое глобулина, увеличивается количество лейкоцитов, тромбоцитов, возникают и другие изменения состава крови.

Одним из серьезных эффектов, обусловленных СВЧ облучениям, есть повреждение органов зрения. На низких частотах такие эффекты не наблюдаются и поэтому их нужно считать специфическими для СВЧ диапазона.

Степень поражения зависит  в основном от интенсивности и  длительности облучения. С ростом частоты, напряженности ЕМП, которая вызывает повреждение зрения, степень поражения уменьшается.

Острое СВЧ облучение  вызывает слезотечение, раздражение, сужение  зрачков. Потом после короткого (1--2 суток) периода наблюдается ухудшение  зрения, которое растет во время  повторного облучения, что свидетельствует о кумулятивном характере поражения.

При влиянии излучения  наблюдается повреждение роговицы глаз. Но среди всех тканей глаза  наибольшей чувствительностью в  диапазоне 1--10 ГГц обладает хрусталик.

 

 

 

  1. Экологически безопасный транспорт, альтернативные виды топлива.

 

Основная причина загрязнения  воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К  тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Наиболее актуальной сегодня является проблема обеспечения экологической  безопасности транспорта через давление на производителей автомобилей с  целью заставить их применять  новые технологии. Так, с 1993 г. в США под давлением общественности и рекомендациям ученых запрещено производство и продажа двигателей, работающих на этилированном бензине, с 1996 г. - продажа самого бензина, а с октября 1993 г. запрещена продажа дизельного топлива с содержанием серы выше 0,05%. Применявшиеся при этом экономические меры давления включали как штрафы за эксплуатацию «грязных» автомобилей, так и существенные финансовые поощрения (дотации, низкопроцентные ссуды, отсрочки в платежах, налоговые льготы и т. п.) при использовании автомобилей, двигатели которых работают на природном газе, метаноле, этаноле, и других экологически чистых видах топлива.

Информация о работе Транспорт и здоровье человека