Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:36, реферат
В настоящее время Кемеровская область относится к числу наиболее плотнонаселенных и высокоурбанизированных регионов России (87%). Развитие экономики области тесно связано с наличием трудовых ресурсов, их динамикой и качественным составом. В 1991 году 96% занятого населения трудилось в государственном секторе экономики. В альтернативном секторе экономики было занято всего 4%.
Введение
1. Оценка состояния трудовых ресурсов Кемеровской области
1.1 Проблемы формирования трудовых ресурсов Кемеровской области
1.2 Анализ притока иностранной рабочей силы
1.3 Оценка качества трудовых ресурсов
2. Прогноз формирования трудовых ресурсов Кемеровской области
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
на тему:
Трудовые ресурсы Кемеровской области.
Иркутск 2012
Содержание
Введение
1. Оценка состояния трудовых ресурсов Кемеровской области
1.1 Проблемы
формирования трудовых
1.2 Анализ притока иностранной рабочей силы
1.3 Оценка качества трудовых ресурсов
2. Прогноз формирования трудовых ресурсов Кемеровской области
Заключение
Список
литературы
Введение
Кемеровская
область имеет большой номинал
трудовых ресурсов, чье формирование
обусловлено историческими
В
настоящее время Кемеровская
область относится к числу
наиболее плотнонаселенных и высокоурбанизированных
регионов России (87%). Развитие экономики
области тесно связано с
Но
формирование трудовых ресурсов несет
массу проблем, разрешение которых
требует тщательного анализа
условий и тенденций
1. Оценка состояния трудовых ресурсов
Кемеровской области
1.1
Проблемы формирования трудовых
ресурсов в Кемеровской области
Среднегодовая численность работников предприятий и организаций города Кемерово составляет 21,8 % от общей численности работающих в области. По данному показателю город занимает 2 место после Новокузнецка.
Наибольший удельный вес приходится на работающих в промышленности (26,2 %), образовании (13,6 %), здравоохранении (12,6 %). Изменение отраслевой структуры занятости происходит за счет сокращения численности работающих в следующих отраслях: промышленности, образовании, транспорте, культуре и спорте, и одновременном увеличении доли работающих в таких отраслях, как торговля, строительство, государственное управление (в связи с расположением в городе административных структур федерального уровня). С начала 2 004 года, происходит снижение уровня безработицы. Значительное количество экономически активного населения 29 % занято в малом бизнесе.
Проблемы,
связанные с трудовыми
1)
наличие деформированной
Несмотря
на некоторые положительные
2)
ограниченные возможности
3) высокая доля лиц, занятых на рабочих местах с вредными (21,2 %) и опасными (0,8 %) условиями труда.
4)
деформированная структура
5) система подготовки трудовых ресурсов не сбалансирована с потребностями рынка труда.
При
анализе количественного
Рис.
1
Численность занятых в экономике по районам Кемеровской области зависит прежде всего от уровня их экономического развития. Следовательно наибольшее значение она приобретает в промышленных центрах: Кемеровском и Новокузнецком районах (250-350 тыс. – сопоставимо с общей численность труовых ресурсов). Средняя численность занятых в экономике имеет место в Юргинском, Яйском, Мариинском, Ленинск-Кузнецком, Беловском, Прокопьевском и Междуреченском районах (30-100 тыс.). Низкая – в Яшкинском, Ижморском, Тяжинском, Чебулинском, Тисульском, Крапивинском, Топкинском, Промышленновском, Гурьевском, Таштагольском районах (0-30 тыс.). (Рис. 2)
Рис.2
1.2 Анализ притока иностранной рабочей
силы
С 1 марта по 1 июня 2006 года в Кемеровской области проводилась заявочная кампания по определению потребности в рабочей силе для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест за счет привлечения иностранных работников на 2007 год.
Квота на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливается на граждан дальнего зарубежья, а также Грузии и Туркменистана. Привлечение рабочей силы из остальных государств СНГ не ограничивается какими-либо нормативными документами. Но заявки должны подавать все работодатели, использующие труд иностранных граждан всех стран.
Федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена только подготовка предложений по квоте. Предложения направляются в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. И уже там готовится проект постановления Правительства Российской Федерации о квоте. Затем на основании установленной квоты Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и МВД распределяют иностранную рабочую силу по регионам в соответствии с предложениями. То есть квота является отправной цифрой для работы структур, которые занимаются оформлением документов по привлечению иностранных граждан из этих стран на предприятия. По Кемеровской области это управление Федеральной миграционной службы.
Квота на 2005 год по России составляла 214 тысяч приглашений. Из них на долю Кемеровской области пришлось 500 - это менее 1% от числа занятых на предприятиях и в организациях нашего региона. Причем нужно учесть, что общее число иностранцев, работавших в Кузбассе в 2006 году больше. По данным департамента труда Кемеровской области, квота включает в себя лишь около 20% от совокупного количества иностранных граждан, официально работающих на территории Кузбасса.
Основные отрасли, куда привлекаются зарубежные работники, - это строительство и торговля. Среди стран дальнего зарубежья лидерами по "поставке" трудовых ресурсов в Кузбасс выступают Китай, Северная Корея и государства, образовавшиеся на территории бывшей Югославии. Ближнее зарубежье представляют в Кемеровской области преимущественно рабочие из Таджикистана, Армении и Кыргызстана.
Когда-то Кузбасс входил в пятерку регионов, где трудилось наибольшее количество иностранной рабочей силы. В 1990-е годы спад объемов производства закономерно привел к снижению численности привлекаемых из-за рубежа рабочих. А главная тенденция последних лет - приоритет российских специалистов на предприятиях нашего региона.
Известно, что количество мигрантов увеличивается с ростом экономики страны прибытия и улучшением качества жизни. Они покрывают возникший дефицит специалистов непрестижных для коренного населения профессий. Но суть российской проблемы в том, что пока никто толком не знает, сколько же нам нужно трудовых ресурсов.
Утвержденные правительством квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности:
2003 год - 530 000
2004 - 213 000
2005 - 214 000
2006 - 329 300
2007 - 308 842
Количество работников, имеющих разрешение на работу в Кемеровской области (октябрь 2006 г) – 2607- самое малое среди регионов Сибирского федерального округа.
Квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Кемеровской области на 2007 год – 200 человек.
1.3 Оценка качества трудовых ресурсов
Оценивая состояние трудовых ресурсов в Кемеровской области, необходимо проанализировать их качество, которое определяется базовым и дополнительным образованием.
Несмотря на общее снижение численности обучающихся Кемеровской области (на 13,1 %) из-за демографической ситуации, растет доля обучающихся в высших учебных заведениях (на 7,9 % с 2001 года), что свидетельствует о возрастании интереса к профессиональному образованию, о повышении его значимости.
Дополнительное профессиональное образование также пользуется высоким спросом, т.к. способствует быстрой адаптации работников к непрерывным изменениям в технико-технологической, социально-экономической и социокультурной сферах.
Решением
проблем совершенствования
Система дополнительного образования в Кемеровской области, равно как и по всей России, характеризуется:
- чётко выраженной ориентацией всех участников образовательного процесса на определённую модель современного квалифицированного рабочего (специалиста);
-
системностью и