Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:11, контрольная работа
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармонического равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, начал делать орудие труда, пользоваться знаниями, рисовать и в своей деятельности производить средства для жизни.
Современный кризис часто называют «кризисом редуцентов», поскольку природные редуценты уже неуспевают очищать биосферу от антропогенных отходов или потенциально не способны это делать в силу чуждого природе характера выбрасываемых синтетических веществ — ксенобиотиков. Иначе говоря, биосфера потеряла способность к самовосстановлению.
Почти одновременно с «кризисом редуцентов» активно проявляются два других экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и обусловленное снижением надежности экосистем. Связаны они с экологическими последствиями перепроизводства энергии в нижней тропосфере (парниковый эффект, строительство тепловых и атомных электростанций и т.д.), а также с нарушением природного экологического равновесия. Указанные экологические кризисы (они уже начались и обострятся в ближайшем будущем), возможно, будут разрешены на основе энергетической и планируемой экологической революций. Первая, как считают ученые, будет заключаться в максимальной экономии энергии и переходе к ее источникам, почти не добавляющим тепло в приземный слой тропосферы, вторая — в регулируемой коэволюции (т.е. параллельной, совместной, взаимосвязанной эволюции всех живых существ биосферы) в системе «общество-природа», строительстве ноосферы (см. далее).
Имеется важное наблюдение: общим для всех антропогенных кризисов является то, что выход из них сопровождался, как правило, уменьшением численности народонаселения, его миграцией и социальными потрясениями, в некоторых случаях кризисы завершались сменой общественного строя. Так, первый антропогенный кризис вызвал расселение охотников, или «великое переселение народов». Переход к земледелию и скотоводству сопровождался разложением первобытно-общинного строя и возникновением рабовладельческого, которому сопутствовали опустынивание и истощение земельных ресурсов и переход к феодальному строю.
Геоэкосоциосистемы. На любой ступени своего развития общество, являя собой сплетение множества связей и отношений между людьми, предстает как совокупность социальных систем различного уровня. Характеризуясь индивидуальными потребностями, каждый человек внутри общества стремится удовлетворять и особые «социальные» потребности, среди которых важнейшими являются: общение (коммуникация) между членами общества и отдельными коллективами; производство энергии, продуктов питания, товаров, услуг и их распределение; защита от природных и антропогенных катастроф и других опасностей, в частности военного характера; обеспечение надлежащего воспроизводства населения и его структуры, т.е. демографической политики; передача новым поколениям определенной культуры, в том числе экологической, в процессе воспитания и образования.
Определяющим в системе указанных социальных потребностей, по крайней мере в настоящее время, является материальное производство. Оно возможно только на основе вещественного, энергетического и информационного обмена человеческого общества с окружающей природной средой или, точнее, с его экосистемами
Постоянное,
все более усложняющееся
экосистемы не могут существовать без геосистем. Однако, и это важно, экосистема (биосфера) и тем более геосистема могут существовать без социосистемы (как это уже было до появления на планете человека).
Так
как общество непосредственно
Важно
подчеркнуть, что взаимодействие общества
и природы характеризуется не
только усилением влияния
Указанные
обстоятельство обусловило настоятельную
необходимость глубокого и
Социальная
экология (по И.И. Дедю) — раздел экологии,
который исследует отношения
между человеческими
Социальная экология является новым научным направлением на стыке социологии (науки о закономерностях развития и функционирования общества), экологии, философии и других отраслей культуры, с каждой из которых она тесно соприкасается.
Главная задача социальной экологии — на основе изучения закономерностей взаимодействия человеческого общества и его отдельных территориальных групп с природой разработать научные принципы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.
Объектами изучения социальной экологии являются ГЭС-системы различного масштаба: локальные (местные), региональные (в границах определенной территории, устанавливаемой на основе экологических, географических, социально-экономических критериев) и глобальная (планетарная), включающая географическую оболочку Земли, биосферу, все человеческое общество.
Некоторые
авторы отождествляют понятие
В связи с бурным развитием космонавтики, ознаменовавшим начало активного познания и преобразования внеземной природы, социальная экология не может ориентироваться исключительно на земные проблемы; она обязана также учитывать особенности освоения космического пространства, его воздействия на космическую среду и биосферу Земли. Планомерное, но осторожное освоение Космоса может существенно расширить область деятельности человечества и снять многие вопросы, обусловленные ограниченными возможностями планеты. Конечно, не следует питать иллюзий относительно получения быстрой отдачи от дорогостоящих космических исследований, тем не менее положено начало формированию суперсложной системы «Человечество — Земля Ц Вселенная».
Система природа — общество: основные концептуальные положения и законы. Анализ всего предшествующего общения человека и естественной среды его обитания позволили выделить следующие концептуальные основы экологической доктрины (доктрина— руководящий теоретический принцип):
1.
Природа и общество
2.
Система природа — общество
состоит из двух подсистем,
соответствующих двум формам
взаимодействия общества и
3.
В центре системы «природа
— общество» стоит человек,
выступая при этом
4. Экономические интересы, выраженные экономической подсистемой, и экологические, проявляемые в рамках экологической подсистемы, едины по своей социальной направленности, ибо все они призваны обеспечить качество жизни человека. Однако данное единство противоречиво. С объективной стороны, противоречия такого рода суть следствия постоянного экономического воздействия на природную среду, потребления и использования ее ресурсов. Подобное воздействие вносит отрицательные элементы в содержание экологической функции, выполняемой природой, путем ее попутного загрязнения, истощения, разрушения. В субъективном отношении эти противоречия возникают из-за пренебрежения человеком законами развития природы. В единстве и борьбе указанных противоречий, преодолении недостатков системы следует видеть источник ее развития.
Система "природа - общество" развивается по диалектическим законам, предполагающим единство и взаимосвязь естественного и социального мира. Эти законы равно распространяются как на экологические, так и на экономические отношения.
Закон
единства и взаимосвязи природной
среды требует учитывать
Важное
значение для охраны природной среды
имеет закон обязательного
экологическая среда превратится в зону, опасную для здоровья человека. для растительного и животного мира.
Третий закон диалектики отражает единство и борьбу противоположностей. Во взаимоотношениях с природой в качестве противоборствующих сторон здесь выступают две категории интересов общества: экономические интересы общества в удовлетворении своих материальных потребностей и экологические интересы человека и всего общества в чистой и здоровой окружающей среде для жизни. Противоречие между этими интересами существовало всегда, так как удовлетворение материальных потребностей неизбежно влечет за собой ущемление биологических средств удовлетворения интересов человека. Доведение этих противоречий, до критической точки, до антагонизма, приводит к состоянию экологического кризиса, заводит общество в экологический тупик.
Следующий закон диалектики, отрицание отрицания, можно истолковать в широком смысле — как борьбу нового со старым, как отрицание новым старого на пути движения вперед, и в узком смысле — как отрицание человеком в результате своей нерациональной деятельности в природе самого себя, смысла своего существования в будущем. Человек, развивая хозяйство без учета соблюдения экологических интересов, отрицает свое существование, отрицает самого себя.
Социоприродные законы. Важной задачей социальной экологии является установление качественно новых типов законов, которые отражали бы взаимосвязь общества, техники и природы в масштабах единой системы — социоприродных законов. Они должны стать базой для определения необходимых условий развития ГЭС-систем, установить характер, ориентацию человеческой деятельности, причем не только в пределах биосферы, но и в околоземном космическом пространстве. При этом указанные законы должны отражать степень согласованности и синхронности вещественных, энергетических и информационных потоков, обусловленных многообразной деятельностью человеческого общества и природными процессами.
Социоприродные законы могут быть подразделены на законы эко- регресса, игнорирование которых ведет к разрушению биосферы и гибели человечества, и экопрогресса, напротив, способствующие, поддержанию устойчивости ГЭС-систем.
В
качестве примера первых законов
можно привести закон развития природной
системы за счет окружающей среды: любая
природная система может
Информация о работе Возникновение глобального экологического кризиса, его причины и сущность