Взаимодействие человека и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание

Защита окружающей среды - проблема очень сложная и многогранная, для ее решения не достаточно одних только экологических мер. Для того чтобы решить её, необходимо прежде всего покончить с бедностью. Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а, следовательно - и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная катюхи экологические основы.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

Из этого закона следует другой основополагающий принцип  охраны природы и среды жизни: «экологичное - экономично», т. е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее  экологическое правило - все компоненты природной среды - атмосферный воздух, воды, почву и др. -охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе, возможно, обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (1991) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

- приоритет охраны  жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное  сочетание экологических и экономических  интересов;

- рациональное  и не истощительное использование природных ресурсов;

- платность природопользования.

Проблема  сохранения человеческих ресурсов.

В сегодняшнем мире неуклонно расширяется потребление природных ресурсов. Растут также отходы производства и потребления. Увеличиваются затраты на борьбу с загрязнением окружающей среды. В итоге общество должно постоянно увеличивать ту долю национального дохода, которая компенсирует затраты на извлечение природных ресурсов и охрану среды обитания человека. Это вызывает ограничение темпов экономического роста и ухудшает качество жизни населения. Можно ли переломить подобную тенденцию? Ответ требует рассмотрения ряда проблем и, в первую 
очередь, вопроса о том, насколько дефицитны природные ресурсы. 
В мире действительно существует ряд природных ограничений. Так, если брать оценку количества топлива по трем категориям: разведанные, возможные, вероятные, то угля хватит на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 урана – на 27 лет. Иными словами, все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. Предполагается, что к 2010 г. спрос на минеральное сырье в мире увеличится в 3 раза по сравнению с сегодняшним 
уровнем. Уже сейчас в ряде стран богатые месторождения выработаны до конца или близки к истощению. Аналогичное положение наблюдается и по другим полезным ископаемым. Если энерго -производство будет расти сегодняшними темпами, то все виды используемого сейчас топлива будут истрачены через 130 лет, то есть в начале ХХII в. Кроме энергетических ресурсов, крайне актуальными является обеспечение человечества продовольствием. Прав ли был Томас Мальтус, утверждавший, что Земля не в состоянии прокормить быстро растущее население планеты? Для ответа на этот вопрос требуется проанализировать ряд статистических и фактических данных. По некоторым подсчетам в ближайшие 40 лет население Земли увеличится до 10 млрд. человек. 
Между тем из 149 млн. кв. км суши пригодными для сельскохозяйственной обработки считаются только 45 млн. кв. км (Рис 1), при этом обрабатывается менее одной трети этих земель. Согласно расчетам английского географа Л. Стэмпа даже при нынешних методах обработки земли можно обеспечить продовольствием 10 млрд. человек. Но человечество крайне непроизводительно использует обрабатываемые земли. Достаточно сказать, что средний мировой урожай различных культур обычно в 3 раза меньше максимально достигнутого урожая в том же году, а максимально достигаемые урожаи, как считают специалисты, могут быть в 5 – 10 раз выше. 
И все же вряд ли правомерно говорить о дефиците природных ресурсов на нашей планете. Человечество вовлекло в хозяйственный оборот меньшую часть ресурсов Земли: глубина разрезов не превышает 700 м, шахт 
– 2,5 км, скважин – 10 тыс. м. Наконец, основные резервы сбережения ресурсов содержатся в отсталой технологии, из-за которой не используется значительная часть природных ресурсов. Так, используемая ныне технология извлекает не более 30 – 40% потенциальных запасов нефти, а коэффициент полезного использования добытых энергетических ресурсов ограничен 30 – 35%. В СССР до 70% воды, используемой в орошаемом земледелии, терялось безвозвратно. Существуют также и неисчерпаемые ресурсы – такие, как энергия ветра и солнца, морских приливов и др. Почему же человечество использует преимущественно традиционные, ограниченные ресурсы и не 
обращается к новым, безграничным возможностям? Определим несколько основных причин сложившейся ситуации. Во-первых, недостаточный уровень развития науки и техники не позволяет, например, утилизировать энергию морских течений и приливов. Во-вторых, огромны затраты по организации новых технологий. Многие проекты, технически реализуемые уже сейчас, тем не менее, не реализуются из-за недостатка средств у каждой отдельной страны. Так, существующий сейчас проект орошения Африки и Австралии посредством транспортировки айсбергов, технически осуществимый уже сейчас, требует объединения усилий мирового сообщества. 
Наконец, слабая экономическая заинтересованность в применении новых технологий консервирует старые методы. Подобное положение характерно, например, для добывающих отраслей СССР, где из-за низкого энерге-тического КПД многих технологий теряется более 50% добываемого топлива и две трети вырабатываемой электроэнергии. Можно утверждать, таким образом, что дефицит природных ресурсов связан в значительной степени с неэффективной добычей и переработкой этих источников. 
Человечество имеет, таким образом, реальную возможность преодоления «дефицита ресурсов» на основе новейших достижений науки и техники, рационального их использования. 
Проблема рационального использования природных ресурсов вызывает не менее сложную проблему сохранения среды обитания человека. 
Новые эколого-экономические подходы и природоохранной деятельности.

Новые эколого-экономические  подходы предполагают материальную заинтересованность природа-пользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х годов. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. 
Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.)  
Государственные учет ресурсов. 
Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня. 
Кадастр (фр. cadastre) - это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране  
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру. 
Различают земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. 
В земельный кадастр (характеристика дается в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года, ст. 110) включают следующие основные сведения: качественный состав почв, распределение земель по категориям, собственники земли (владельцы, арендаторы, пользователи). Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель  
Кадастр месторождений полезных ископаемых (характеристика дается в Законе РФ о недрах, ст. 30, 32). Его ведет Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра). Кадастр включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. 
Водный кадастр. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 года, задачи государственного кадастра следующие: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов с целью планирования использования водных ресурсов, предотвращения истощения водо источников, восстановления качества воды до нормативного уровня. Головной организацией здесь является Росгидромет. Однако использование воды находится под контролем Роскомвод, а подземными водами занимаются Роскомнедра. 
Лесной кадастр. Его ведут Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ и ее органы на местах (Рослесхоз). В соответствии со ст. 77 Основ лесного законодательства лесной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищенности, дается экономическая оценка леса  
Реестр охотничьих животных ведет управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Минсельхоз природы России. На основании этого реестра ведется количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются резкие ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к сокращению популяций. 
Реестр рыбных запасов в количественных и качественных показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству. 
Финансирование природоохранной деятельности 
В условиях рыночной экономики на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований. 
Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми - Экопромбанк, в Саратове - Поволжский экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования их экологической деятельности  
Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным. Но некоторые предприятия могут быть лишены права на страховое возмещение, если они неоднократно предупреждались о возможности аварии, но не приняли никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды. 
Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов). 
Экологические фонды функционируют на всей территории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и других захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. 
Экологические фонды расходуются на: 
- мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды; 
- проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды; 
- научные исследования; 
- внедрение экологически чистых технологий; 
- строительство очистных сооружений; 
- выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды  
Лимитирование природопользования - это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию- природо пользователю на определенный срок предельные объемы использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. 
Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям: 
- изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.п.); 
- привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.п.)  
Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного потребления, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. 
За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждает природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросов) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. 
Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природоохранной деятельности. 
Лицензия - это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В ней указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия  
Существует несколько видов лицензий: 
- на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира); 
- на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.); 
- на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; 
- лицензия на комплексное природопользование  
Плата за природопользование. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов.  
Согласно ст. 20 закона плата за природопользование включает: 
- плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лимитов; 
- плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов; 
- плату за загрязнение сверх установленных лимитов  
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды 
Экономическое стимулирование направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.  
Основными мерами стимулирования являются следующие: 
- налоговые (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу) и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность; 
- освобождение от налогообложения экологических фондов; 
- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; 
- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; 
- введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий; 
- льготное кредитование природоохранной деятельности  
           

Информация о работе Взаимодействие человека и природы