Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.
Введение
Глава 1. Общая характеристика земельных ресурсов
1.1 Земельные ресурсы мира
1.2 Эффективные пути использования земельных ресурсов
1.3 Деградация и загрязнение земель
Глава 2. Характеристика, анализ и динамика земельного фонда Российской Федерации
2.1 Распределение земель по категориям
2.2. Распределение земель по формам собственности
2.3. Земельные платежи
Глава 3. Меры по сохранению земельных ресурсов.
3.1. Пути сохранения земельных ресурсов.
3.2 Почвозащитная система земледелия
Заключение
Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения, фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и самолетов — получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помощью малой авиации производятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.
В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через год и более), оперативные (фиксирующие текущие изменения).
Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и по Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
Комитеты
по земельной реформе и земельным
ресурсам республик в составе
РФ, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга
ежегодно, не позднее 1 марта, представляют
в соответствующие органы исполнительной
власти и Роскомзем согласованные
с органами Госкомприроды России
доклады о состоянии земель в
регионе, а при выявлении особо
опасных процессов составляют оперативные
сводки. Роскомзем и Минприроды России
обобщают и анализируют материалы
регионального мониторинга
Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
Финансирование федеральной, республиканских, краевых, областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю.
Контроль за загрязнением почвы. В стране ведется тщательный контроль загрязнения почв сельскохозяйственных районов, в ближайшем окружении городов и промышленных объектов, а также на фоновом уровне. Большое значение имеет контроль за фоновым загрязнением почвенного покрова. Оно отражает общее глобальное загрязнение атмосферы и — как следствие этого — почвы.
В почвах сельхозугодий контролируются все применяемые пестициды: гексахлорциклогексан, гранозан, полихлорпропилен, метафос, цирам, севин, гептахлор, карбитион и др. Их содержание определяется сразу после обработок, а также в последующее время, чтобы определить скорость разложения. Продолжается контроль и ДДТ: хотя этот препарат и запрещен к применению, но из-за своей стойкости еще присутствует в почвах и может загрязнять сельскохозяйственную продукцию.
Почвы территорий, прилегающих к городам и промышленным комбинатам, контролируются на содержание в них тяжелых металлов, бензапирена и других токсичных веществ.
Важное значение для понимания процессов загрязнения почв, особенно в результате атмосферного переноса, имеет анализ поступления загрязняющих веществ на поверхность земли. Для этой цели ведется контроль загрязнения атмосферных осадков. В условиях нашей страны важно следить за загрязнением снежного покрова, так как с таянием снегов загрязняющие вещества поступают на поверхность ландшафта. Контроль загрязнения снежного покрова на территории России осуществляют 625 пунктов на площади 15 млн. км2. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также наличие бензапирена, тяжелых металлов. По сути дела, каждый раз создается карта распределения загрязнения на территории страны. Эти данные служат ценным источником информации и используются при разработке мер, снижающих уровень загрязнения окружающей среды.
Объектами сети наблюдений за загрязнением
почв являются сельскохозяйственные угодья
(поля), отдельные лесные массивы, зоны
отдыха (парки, санатории, дома отдыха)
и прибрежные зоны. Отбор проб проводится
в 234 хозяйствах, расположенных в 123 районах
Российской Федерации на площади более
4 тыс. га. Число отбираемых проб в год составляет
4400, число компоненте-определении — около
30 тыс. Для оценки загрязнения грунтовых
вод заложено пять разрезов глубиной 2
м. В отобранных пробах наличие пестицидов
— 21 наименование[1].
Из проведенного анализа можно сделать следующий вывод, что для земельных ресурсов Российской Федерации характерно постоянная изменчивость, т.е. изменение в динамике различных видов земель (как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных земель). В принципе, это закономерно для развивающего общества, но оно должно быть научно обоснованным и экономический эффективным. Главной целью экологической политики государств мира является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.
Основными направлениями работы по реализации экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; повышение экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества; следить за динамикой земельных ресурсов.
Во многих странах содружества независимых государств сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие.
Практика перспективного и текущего планирования
природоохранной деятельности во многом
способствует успешному решению многих
экологических проблем. К ним можно отнести
создание широкой сети особо охраняемых
природных территорий, восстановление
нарушенных хозяйственной деятельностью
природных объектов, увеличение лесистости
территорий, развитие мощного потенциала
экологической науки и т.д.
Список литературы
[1] Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. «Экономическая и социальная география мира», - М.: Просвещение, 2008г.
[2] Греф
Г.О., Министр экономического
[3] Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд. перераб., М: Просвещение, 2006.
[4] Макар
С.В. Основы экономики
[5] Новиков Ю. В.“Экология, окружающая среда и человек”; М., 2007.
[6] Ошмарин А. П. “Экология”; Ярославль, 2008.
[7] Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). 2-е изд., испр. И доп. М.: НИА–Природа, 2006.