Позднее
они все стали комплексными.
Наши потребности растут, и от
природы мы берем все больше
и больше. Поэтому необходимо
обеспечить восполнение природных
ресурсов по принципу расширенного
воспроизводства. В этом главная
задача охраны природы сегодня.
Таким образом, охрана природы
с экономической точки зрения
есть управление природными ресурсами,
обеспечивающее их расширенное
производство.
Создание в 1989г. Государственного
комитета по охране природы
(Госкомприрода) явилось важным
шагом на пути преодоления
порочной практики, когда контроль
за выполнением природоохранных
ограничений возлагался на государственные
органы, непосредственно связанные
с эксплуатацией этих же природных
ресурсов (Министерство сельского
хозяйства, Министерство рыбного
хозяйства и др.)
Одним из важнейших этапов
в развитии системы охраняемых
природных объектов стал Федеральный
закон РФ «Об особо охраняемых
природных территориях» (1995), который
выделяет следующие основные категории
охраняемых природных территорий: государственные
природные заповедники (в том числе биосферные),
национальные парки, природные парки,
государственные природные заказники,
памятники природы, дендрологические
парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные
местности и курорты. Помимо этого Правительство
РФ, органы исполнительной власти субъектов
РФ и местного самоуправления устанавливают
другие категории охраняемых природных
территорий (зелёные зоны, городские леса
и парки, памятники садово-паркового искусства,
природные ландшафты, биологические станции,
микрозаповедники и др.). Различают
особо охраняемые природные территории
федерального, регионального и местного
значения.
2.
Российские заповедники
сегодня
Минувший двадцатый век ознаменован
становлением и развитием заповедной
системы в нашей стране. Испытав
подъемы и падения, эта система
к моменту перехода в новый
век и новое тысячелетие представлена
сто одним государственным заповедником
общей площадью порядка 35 млн.
га и 35 национальными парками
общей площадью 6,96 млн. га (0,41% от территории
страны). Сохраняют они 80% видового богатства
растительного и животного мира. В
заповедной системе трудятся тысячи энтузиастов,
охраняющих и познающих заповедную природу.
Каждый из наших заповедников по-своему
уникален и неповторим, у каждого из них
своя история, свои традиции, свои герои.
Природные заповедники и национальные
парки, действующие во всех природных
зонах от полярных пустынь до субтропиков
в 69 субъектах Российской Федерации России,
находятся в настоящее время под угрозой.
На их территорию претендуют застройщики
коттеджных поселков, баз отдыха, горнолыжных
курортов, организаторы охотничьих хозяйств
и геологи. При этом эффективность государственного
управления этой уникальной системой
катастрофически падает. Вот что рассказал
о проблемах заповедного дела в России
заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий:
«… В последнее время система надзора
и управления заповедниками начала деградировать.
Вскоре она может исчезнуть вовсе. Чуть
ли не каждый день совершаются попытки
оторвать лакомые кусочки от территорий
заповедников и национальных парков, чтобы
на этих местах создать горнолыжные курорты,
территории для элитной охоты или отдать
их под застройку. Причем в ряде случаев
это делается с подачи или согласия государственных
природоохранных органов, которые обязаны
защищать интересы заповедных территорий.
Попытки незаконных посягательств на
ресурсы заповедных территорий были всегда,
но никогда они не достигали такой интенсивности,
как за два последних года. Это явление
полностью совпало с ослаблением системы
государственного управления особо охраняемыми
природными территориями (ООПТ).
Угроза масштабного развала всей
системы управления заповедниками
и национальными парками возникла
с началом нынешней административной
реформы.
Все началось с того, что в новой
структуре федеральных органов
исполнительной власти ни перед одним
не ставилась эта задача. В итоге
функции по надзору и непосредственному
управлению ООПТ были переданы Росприроднадзору,
а за нормативное регулирование
и общую политику отвечает Министерство
природных ресурсов. Сложившаяся
ситуация, по мнению представителей общественных
организаций, абсурдна и даже опасна
для заповедников. Дело в том, что
в структуре Росприроднадзора для
ведения заповедного дела не предусмотрено
даже специализированного управления
или департамента. Вместо этого там
работает маленький отдел из 5 человек,
которые вынуждены следить за
состоянием 135 национальных парков и
заповедников и за работой более
10 тысяч сотрудников этих ООПТ. Для
сравнения: в отделе заповедников Главохоты
РСФСР пять человек 'ведали' 45 заповедниками,
а в управлении заповедного дела
Госкомэкологии России на 18 специалистов
приходилось 94 заповедника; в департаменте
ООПТ Минприроды сохранность 130 национальных
парков отслеживали 15 специалистов. На
этом фоне становится даже неудобно говорить
о финансовых интересах заповедников
и природных парков - их просто некому
отстаивать. Рост затрат на содержание
ООПТ в 2004 году превысил уровень предшествующего
года на 30%, но средств из бюджета в 2004 году
было выделено всего на 1,3% больше, чем
в 2003 году. При этом бюджетные ассигнования
на капитальное строительство в 2005 году
снижены втрое.
Только в 2003-2004 годах экологам
из общественных организаций
удалось отстоять территории 12 заповедников.
К примеру, правительство Республики
Адыгея уже несколько лет пытается
изъять из состава Кавказского
государственного природного биосферного
заповедника территории плато
Лагонаки и Фишт-Оштенского горного
массива. На этих местах планируется
построить горнолыжный комплекс.
В сентябре 2004 года вышло постановление
Верховного суда РФ, которое запретило
руководству Адыгеи изымать эти
земли из состава заповедника.
Однако правительство республики
до сих пор препятствует в
выдаче заповеднику государственного
акта на право пользования
этими территориями.
Другой горнолыжный курорт на
территории заповедника пытается
создать руководство Республики
Башкортостан. Уже второй год
администрация республики с завидным
упрямством апеллирует ко всем
инстанциям. Даже к президенту
страны обращались, чтобы изъять
20 тыс. га в районе горы Малый
Ямантау, входящих в состав
Южно-Уральского государственного
природного заповедника. Пока
эти попытки удалось отбить.
А на территории национального
парка «Башкирия» в той же
Республике Башкортостан фактически
завершено строительство крупного
водохранилища. Причем его необходимость
не раз ставилась под сомнение
специалистами. Генеральная прокуратура
в 2000 году даже возбуждала уголовное
дело по факту причинения ущерба
природным комплексам национального
парка, но потом оно было
закрыто. Кроме этого, в этой
же республике активно обсуждается
вопрос и об изъятии большого
земельного участка из состава
старейшего Башкирского заповедника.
Попытки урезать территорию федеральных
ООПТ предпринимаются и в Кабардино-Балкарской
Республике. Там это коснулось
национального парка «Приэльбрусье»
и Кабардино-Балкарского высокогорного
заповедника. Заповедник известен
своей популяцией дагестанского
тура. Численность этого зверя
здесь очень высока, и тур здесь
почти не боится человека. Однако
летом 2003 года правительство республики
предприняло попытку урезать
территорию заповедника почти
на 35%, причем очевидно, что делалось
это для создания элитного
охотничьего хозяйства.
В Алтайском крае зафиксирована
попытка выставить на аукцион
участок недр, входящий в состав
заповедника «Тигирекский». Проблема
с добычей полезных ископаемых
актуальна и для национального
парка «Югыд ва» (Республика
Коми). Но самая напряженная ситуация
сегодня с Сочинским национальным
парком. С 1993 года ведутся постоянные
попытки изъять часть его территории
в пользу природного заказника,
причем опять-таки с целью организации
элитных охот. В 2003 году МПР
РФ согласилось передать часть
земель, входящих в заповедную
зону национального парка, Сочинскому
заказнику, что было абсолютно
незаконно. Более того, с подачи
Минсельхоза России и при поддержке
МПР России, точнее, его бывшего
министра, вышло соответствующее
постановление правительства России.
Только благодаря обращению «Гринписа»
России в Верховный суд удалось
предотвратить изъятие этого
ценного участка из состава
национального парка»
Сегодня
вокруг ООПТ сложилась непростая
ситуация. В 2000 году в результате административных
преобразований был ликвидирован Госкомитет
по экологии, который вошел в состав МПР.
Тогда многие ученые и экологи предупреждали,
что надзорный орган, которым является
МПР, не
сможет
сочетать природопользовательскую
функцию с природоохранной и
осуществлять эффективное управление
ООПТ. В результате с 2002 года в РФ не
создано ни одной ООПТ. Система заповедного
дела в РФ оказалась под угрозой разрушения.
Заповедники сегодня существуют благодаря
иностранным грантам, поток которых иссякает.
Ведь странно давать гранты стране, которая
на первом месте в мире по числу миллионеров.
Даже нищие африканские страны находят
деньги на создание и развитие ООПТ.
Очень опасно для заповедников
понижение их статуса, например,
«отменить» заповедник и учредить
на его месте территорию статусом
пониже, например национальный парк.
И хотя официально такие действия
Правительства РФ будут называться
красивым словом «реорганизация»,
по сути это будет означать
начало уничтожения системы российских
заповедников. Понижение статуса биосферного
заповедника до национального парка создаст
опасный прецедент: многие субъекты РФ,
исчерпав запасы делового леса в лесхозах,
кинутся реорганизовывать заповедники
в национальные парки, в которых частично
разрешена рубка и продажа древесины.
Кинутся развивать туризм, строить на
бывших заповедных землях туристические
комплексы, дороги — ведь именно так поступает
республика Адыгея, которая уже изъяла
незаконным путем из Кавказского заповедника
высокогорное плато Лагонаки, несмотря
на то, что российские природоохранные
законы запрещают изымать земли природно-заповедного
фонда РФ. Кроме того, Кавказский заповедник
имеет природоохранный статус мирового
значения, так как в 1999 году он был включен
в список Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО. Реализация техногенных проектов,
тем более транзитной дороги к морю, неизбежно
приведет к деградации плато Лагонаки.
А это в свою очередь означает, что эта
территория перестанет соответствовать
критериям Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО... Нигде в мире больше нет такой
целостной системы государственных заповедников,
в которых природные условия максимально
соответствуют естественным. Этой системой
нужно гордиться, развивать ее — а не реорганизовывать
для эксплуатации. Дикая природа — это
громадное достояние, увидеть которое
на западе считается просто за счастье,
так как там нет таких громадных резерватов
нетронутой дикой природы. Однако это
не осознается ни руководителями местных
органов власти, ни руководителями федеральных
структур.
Современная ситуация с
управлением федеральными особо охраняемыми
природными территориями – заповедниками,
национальными парками и федеральными
заказниками – близка к состоянию коллапса.
Земли государственных заповедников и
национальных парков - а это 2% суши страны
– являются федеральной собственностью
и, соответственно, не должны управляться
надзорной службой, так как это функция
федерального агентства. WWF последовательно
выступает за создание такого агентства
по особо охраняемым природным территориям.
Моделируя заповедник будущего, нельзя
упускать из виду одну из его главных функций
– природоохранную. Чтобы надёжно охранять
всё, что заповедано, нужны обученная стража,
наделённая соответствующими правами,
и как следует экипированная, юридические
нормы, гарантирующие неотвратимость
наказания за грубые нарушения заповедного
режима, особенно со стороны организаций
и хозяйств.
«Победу в борьбе за экологическое
равновесие одержат не отдельные
особо охраняемые территории, а
их глубоко продуманная функциональная
система. В каждой ландшафтной
зоне и подзоне, в каждой
физико-географической стране и
провинции Российской Федерации
необходимо иметь комплекс взаимосвязанных
и взаимодействующих государственных
заповедников, национальных и местных
природных парков, различных заказников
и памятников природы. Именно
они призваны укрепить каркас
регионального и общего экологического
баланса. Основы такой системы
сейчас создаются, но их надо
постоянно уточнять и совершенствовать.
В этих вопросах недопустим
догматический подход, нетерпима
ведомственная и местническая
психология. Только все вместе, общими
силами, к единой цели – вот
формула успеха…» (В.В.Дежкин)
В результате реформы системы органов
федеральной власти и разработки ряда
законопроектов (новые редакции Лесного
кодекса, закона "Об особо охраняемых
природных территориях") возникла реальная
угроза разрушения системы заповедного
дела в России. Заповедники и национальные
парки остались без управления на уровне
Российской Федерации. Эти функции раньше
исполнял Минприроды России, в настоящее
время они "бесхозные".
После
2000г. получила распространение опасная
идеология деэкологизации, в соответствии
с которой время для охраны
природы в России настанет только
после того, как страна станет богатой
и процветающей, а для того чтобы
она стала богатой, надо всемерно
облегчать использование природных
ресурсов.
Список
использованной литературы
- Большая Российская
энциклопедия: В 30 т. Т. «Россия». – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2004.
- Дежкин В.В.
В мире заповедной природы. – М.: Сов. Россия,
1989.
- Дежкин В.В.
Особо охраняемые природные территории.
- «Лазурь»: Популярный литературно-художественный
альманах экологической направленности
для молодёжи. 2004, №6, с. 9-11.
- Заповедники
Советского Союза (краткий справочник).
–М.:Лесная промышленность, 1977.
- ООПТ России:
справочно-информационная система.- http//oopt.info
- Сборник
руководящих документов по заповедному
делу. 3-е изд. – М., 2000.