Демографическая ситуация в экономически развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Демографическая ситуация в экономически развитых странах сложная – большинство переживает демографический кризис, который может повлечь за собой множество негативных последствий в экономической и социальной сферах жизни. Разрешение демографических проблем является сейчас первостепенной задачей для правительств экономически развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………...4
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС……………………………………………….8
2.1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ………………………………….10
2.1.2. РОССИЯ…………………………………………………………………..11
2.2. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
2.2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ……………………………… .12
2.2.2. ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ……………………………………………………..12
2.2.3. ОБЩИЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………12
2.3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ……………………………12
2.4. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
2.4.1. СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОЖДАЕМОСТИ……………………………13
2.4.2. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….14
2.4.3. РОСТ ИММИГРАЦИИ В РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ……………………………16
ГЛАВА 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН
3.1. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1.1. ФРАНЦИЯ…………………………………………………………………19
3.1.2. ШВЕЦИЯ………………………………………………………………….21
3.1.3. БЕЛЬГИЯ………………………………………………………………….22
3.1.4. АВСТРИЯ………………………………………………………………….22
3.1.5. ИТАЛИЯ…………………………………………………………………..22
3.1.6. ЕВРОСОЮЗ……………………………………………………………….23
3.1.7. США……………………………………………………………………..24
3.2. ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………33

Работа состоит из  1 файл

Материал к эссе 2.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     2.4.2. Старение населения развитых стран

     Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР) опубликовала доклад о  старении и политике занятости. Основная мысль доклада состоит в том, что население развитых стран  стремительно стареет, в результате демографические процессы грозят обернуться экономическим кризисом.

     Старение  населения уже сейчас кардинальным образом сказывается во всех областях повседневной жизни, так будет и  дальше. Эксперты прогнозируют, что  этот процесс затронет экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки труда, пенсии, налогообложение и т. д. Так, в течение ближайших трех десятилетий старение населения приведет к ежегодному падению темпов роста мировой экономики с 2,5 процента до 1,7 процента в год. На рынке труда возникнет дефицит рабочей силы, а выплата пенсий станет серьезной нагрузкой для государственных финансов, отмечают эксперты ОЭСР. Острее всего этот вопрос встанет в странах с высокими стандартами качества здравоохранения и питания. Наибольший урон понесет Европа. Подсчеты показывают, что в развитых индустриальных государствах к 2050 году на 10 активных работников будет приходиться 7 пенсионеров. Напомним, что в 2000 году это соотношение составляло 10 к 4. В Европе же соотношение упадет до 1 к 1, что чрезмерно отяготит государственные бюджеты и системы социального страхования. В результате рост ВВП в странах ОЭСР будет на 30 процентов ниже, чем в 1970-2000 годах.

     ОЭСР  предлагает перестать стимулировать  преждевременный выход на пенсию, и это не смотря на то, что во многих богатых странах Европы установлен довольно высокий возраст выхода на пенсию - в среднем 65 лет (исключением является Франция, где на пенсию можно уйти в 62 года). Однако эксперты отмечают, что на самом деле жители этих государств, используя развитую систему социального обеспечения, бросают работу задолго до официально установленного срока. Так, реальный возраст выхода на пенсию в Германии, Нидерландах и Испании составляет 61 год, в Италии и Финляндии - 60, в Бельгии, Австрии и Люксембурге - 59 лет.

     Поэтому ОЭСР призывает к радикальному реформированию рынка труда, систем пенсионного  и социального страхования с  целью стимулировать жителей  работать дольше.

     Равняться, по мнению экспертов, надо на американцев. По данным исследования ОЭСР, проведенным в 19 развитых странах, самые трудолюбивые - американцы, которые работают 34,5 часа в неделю, причем с 1970 по 2002 год количество отработанных часов возросло на 20 процентов. Европейцы же в среднем работают 28 часов в неделю, при этом количество отработанных часов уменьшается. Во Франции, например, это время с 1970 года уменьшилось на 24 процента, что означает, что среднестатистический француз работает только 611 часов в год. Лидерами по сокращению продолжительности рабочих часов оказались Германия, Франция, Япония и Великобритания.

     Хотелось  бы отметить, что проблема старения касается не только развитых стран. По данным Фонда народонаселения ООН, в 1950 году категория пожилых людей  составляла 8 процентов, в 2000 году - 10 процентов, к 2050 году она достигнет 21 процента. Специалисты Фонда утверждают, что примерно через 50 лет впервые в истории человечества на планете будет проживать больше пожилых, чем детей до 15 лет. Сегодня каждый десятый житель планеты принадлежит к возрастной группе старше 60 лет, а к 2050 году каждый пятый будет принадлежать к этой группе. Ожидается, что к этому времени количество тех, кому за 80, возрастет в 5 раз.

     Пока  проблема, которая так остра для  Европы, в России менее заметна. Среднестатистический россиянин работает порядка 800 часов в год. В 2002 году на одного пенсионера приходилось два работника. Но по прогнозу Всемирного банка, если в нашей стране пенсионный возраст не повысить, то в 2050 году на 100 работающих придется 93 пенсионера. Экономисты уже давно рекомендуют поднять планку до 65 лет.

     Работать  дольше, конечно, хорошо, но не стоит  забывать, что Россия своими жизненными условиями пока очень сильно отстает  от развитых стран. По оценкам экспертов, средняя продолжительность жизни  в странах Европы, включая и другие развитые страны, в 2000 году составляла 77 лет, а к 2050 году она составит 83 года. Уже сегодня продолжительность жизни, например в Японии, а именно они считаются чемпионами мира по продолжительности жизни, в среднем достигает 82 лет. Россия же далека от таких достижений, продолжительность жизни у нас составляет 65-68 лет. Так что если повысить пенсионный порог и не улучшить условия жизни, то до пенсии можно и не дожить. 
 
 

     2.4.3. Рост иммиграции в развитые страны

     На  структуру и динамику населения также оказывает влияние миграция, которая определяется микроуровневыми решениями индивидов и домохозяйств. Иммиграция в страну увеличивает ее население, а эмиграция - сокращает. Чистая миграция положительна, когда приток иммигрантов превышает отток эмигрантов, и отрицательна, когда дело обстоит наоборот. При этом важно понимать, что проблема миграции сложна, многопланова и всегда связана с четким определением статуса мигрантов и принятием миграционных мер.

     Картина международной миграции значительно  сложнее. Вообще в большинстве стран чистая иммиграция невелика, но в отдельных странах время от времени наблюдается значительный приток или отток населения. Одним из факторов, способных вызвать неожиданные перемены в миграционных тенденциях, может стать произошедшее в мае 2004 года расширение Евросоюза. Развитие миграционных тенденций и их последствия для структуры населения предсказать значительно сложнее, но очевидно, что они во многом зависят от политических решений.

     Оценки  результатов миграционного обмена между основными регионами мира показывают, что начиная с 1960-х годов более развитые регионы увеличивают свое населения за счет эмиграции из менее развитых регионов мира, став чистыми получателями мигрантов (см. таблицу 3). Более того, чистая миграция в более развитые страны неуклонно увеличивалась в период с 1960 по 2000 год. В 1990-2000 годы развитые страны мира получали ежегодно по 2,5 миллиона мигрантов, причем половина из них - 1,3 миллиона человека - направлялась в Северную Америку. В 2000-2006 годы величина чистой миграции в развитые регионы мира почти не изменилась, но еще больше перераспределилась в пользу Северной Америки, которая стала ежегодно получать по 1,5 миллиона международных мигрантов. В 2007-2010 гг. чистая миграция в развитые страны будет составлять около 2,3 миллиона человек в год, в том числе 1,3 - Северная Америка[10].

     Вклад международной миграции в рост численности  населения наиболее развитых регионов мира приобретал все большее значение на фоне снижения показателей рождаемости. За 2007-2050 годы миграционный прирост населения развитых стран составит 103 миллиона человек, что с лихвой перекроет естественную убыль населения в результате превышения числа смертей над числом рождений, которое прогнозируется в течение этого периода - 74 миллиона человек.

     В 2007-2010 годах чистая миграция более чем вдвое превысит естественный прирост населения (рождаемость минус смертность) в восьми странах - Бельгии, Гонконге (специальном административном районе Китая), Испании, Канаде, Люксембурге, Сингапуре, Швеции и Швейцарии. Еще в восьми странах и территориях - Австрии, Боснии и Герцеговине, Греции, Италии, Португалии, Словакии, Словении и на Нормандских островах, - миграция компенсирует превышение числа смертей над числом рождений. 33 из 45 развитых стран являются чистыми получателями мигрантов. В эту группу входят такие страны традиционной иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США, большинство страна Западной, Северной и Южной Европы, а также Российская Федерация и Япония.

Таблица 3. Среднегодовой миграционный прирост (убыль) населения групп стран с разным уровнем развития и крупнейших регионов мира, 1950-2050 годы, средний вариант прогноза пересчета 2006 года, тысяч  человек

  1950-1960 1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-2000 2000-2010 2010-2020 2020-2030 2030-2040 2040-2050
Более развитые -3 556 1 088 1 530 2 493 2 902 2 268 2 269 2 272 2 272
Менее развитые 3 -556 -1 088 -1 530 -2 493 -2 902 -2 268 -2 269 -2 272 -2 272
наименее  развитые -104 -148 -447 -788 -37 -29 -277 -373 -375 -375
остальные менее развитые 108 -409 -641 -742 -2 456 -2 873 -1 991 -1 896 -1 897 -1 897
 
Африка -125 -242 -289 -267 -310 -416 -377 -395 -393 -393
Азия 194 -22 -377 -451 -1 340 -1 311 -1 210 -1 221 -1 222 -1 222
Европа -489 -31 288 441 1 051 1 271 799 805 808 808
Латинская Америка  -68 -293 -415 -781 -775 -1 108 -616 -590 -595 -595
Северная  Америка 403 479 748 972 1 277 1 453 1 305 1 300 1 300 1 300
Океания 85 109 44 86 96 111 99 101 102 102

     Тенденция перемещения мигрантов из менее  развитых в более развитые страны мира будет преобладать до середины текущего века, однако и миграционные потоки между развивающимися странами будут значительны. Большое число мигрантов привлекают такие страны, как Гонконг (САР Китая), Израиль, Кувейт, Малайзия, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, Таиланд и ОАЭ. В Иордании и Сирии сконцентрировано больше всего беженцев из Ирака. Многие африканские страны принимают значительное число беженцев из соседних стран.

     По  средним показателям за 2005-2050 годы основными чистыми реципиентами международных мигрантов, согласно прогнозам, будут Соединенные Штаты Америки (1,1 миллиона человек в год), Канада (200 тысяч человек в год), Германия (150), Италия (139), Великобритания (130), Испания (123) и Австралия (100 тысяч человек в год). Странами с наиболее высокими показателями чистой эмиграции, согласно прогнозам, будут Китай (-329 тысяч человек в год), Мексика (-306), Индия (-241), Филиппины (-180), Пакистан (-167) и Индонезия (-164).

     Итак, несмотря на значительные культурные, социальные, политические и экономические различия между европейскими странами, демографические тенденции довольно схожи. В то же время существуют определенные различия в степени изменений: наблюдается либо тенденция к сокращению естественного прироста населения, либо к его естественной убыли. Сокращение естественного прироста населения обусловлено целым рядом демографических факторов. В целом, несмотря на различия в степени и продолжительности перемен, в основе такого развития лежат схожие микроуровневые тенденции:

  • повышение возраста первого брака;
  • повышение возраста рождения первого ребенка;
  • повышение показателей разводимости;
  • падение показателей рождаемости ниже уровня воспроизводства населения;
  • повышение числа пожилых людей.

     Поскольку изменения в естественном приросте населения происходят медленно, будущую  структуру населения и потенциальные проблемы относительно легко поддаются прогнозированию. Но именно поэтому очень трудно повлиять на такое развитие при помощи политических решений. 

     Глава 3. Демографическая  политика развитых стран

     3.1. Опыт реализации  демографической  политики

     3.1.1. Франция

     Определенным  эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских  стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему  мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

     Динамика  численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.

     В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения  и рождаемости во Франции, которое  объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

     Активная  демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов  прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

     В 1946 году во Франции была введена  в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.

     Суженный  режим воспроизводства населения  побуждал правительство стимулировать  миграцию иностранных рабочих и  принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения  Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

     Во  второй половине XX века, за 1946-1974 годы население  Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

     Современные меры демографической политики Франции  оказывают существенное влияние  на материальное положение семей  с детьми.

Информация о работе Демографическая ситуация в экономически развитых странах