Демографическая ситуация в экономически развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Демографическая ситуация в экономически развитых странах сложная – большинство переживает демографический кризис, который может повлечь за собой множество негативных последствий в экономической и социальной сферах жизни. Разрешение демографических проблем является сейчас первостепенной задачей для правительств экономически развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………...4
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС……………………………………………….8
2.1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ………………………………….10
2.1.2. РОССИЯ…………………………………………………………………..11
2.2. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
2.2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ……………………………… .12
2.2.2. ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ……………………………………………………..12
2.2.3. ОБЩИЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………12
2.3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ……………………………12
2.4. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
2.4.1. СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОЖДАЕМОСТИ……………………………13
2.4.2. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….14
2.4.3. РОСТ ИММИГРАЦИИ В РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ……………………………16
ГЛАВА 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН
3.1. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1.1. ФРАНЦИЯ…………………………………………………………………19
3.1.2. ШВЕЦИЯ………………………………………………………………….21
3.1.3. БЕЛЬГИЯ………………………………………………………………….22
3.1.4. АВСТРИЯ………………………………………………………………….22
3.1.5. ИТАЛИЯ…………………………………………………………………..22
3.1.6. ЕВРОСОЮЗ……………………………………………………………….23
3.1.7. США……………………………………………………………………..24
3.2. ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………33

Работа состоит из  1 файл

Материал к эссе 2.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     Базовое пособие на ребенка назначается  всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

     В зависимости от дохода семьи выплачиваются  следующие дополнительные пособия:

    • пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
    • пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
    • пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
    • семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

     Помимо  этого еще установлены пособия  на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

     Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

     Пособия родительского присутствия выплачиваются  родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие  на работе из-за тяжелой болезни  ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

     В последние годы введены также  единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

     3.1.2. Швеция

     Росту населения в последние годы страна обязана щедрой демографической  политике; семейные пособия выплачиваются  всем, включая иммигрантов.

     По  международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран  – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются  и в демографической политике Швеции.

     Политика  Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности  женщин в браке – каждая женщина  имеет реальные возможности заработка.

     По  мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости  является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

     Обеспечивается  необходимое количество мест в детских  дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют  право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет.

     3.1.3. Бельгия

     В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

     3.1.4. Австрия

     В Австрии при определении размера  пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный  фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

     3.1.5. Италия

     В Италии одной из целей демографической  политики является улучшение положения  женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

     3.1.6. Евросоюз

     Между странами-членами Евросоюза достигнут  определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке  семей с детьми.

     В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие – государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

     Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

     В большинстве стран Евросоюза, пособия  семьям, имеющим детей, выплачиваются  из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

     Размер  пособия в большинстве стран  Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

     Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

     В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

     Недавно обнародованный доклад Европейской  комиссии активизировал дебаты по демографической  политике объединенной Европы и предложил  иммиграцию как основной способ решения проблемы.

     В докладе указано, что суммарный  коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для  поддержания численности населения  он должен быть не менее 2,1. Неуклонно  растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн до 468 млн человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

     В докладе указывается, что демографический  спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями.

     3.1.7. США

     Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного  иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

     Возможно  это обусловлено тем, что демографическая  ситуация в США выглядит сегодня  более благоприятной, чем в остальных  развитых странах мира.

     Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

     Сложившаяся в США благоприятная демографическая  ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

     90-е  годы прошлого столетия были  рекордными по миграционному  приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса  иммигрантов – люди в трудоспособном  и детородном возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

     В результате миграционных вливаний в  последние 20 лет уровень рождаемости  в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально  развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

     Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса  американской семьи, который проявляется в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Так, с начала 70-х до начала 80-х годов число несемейных домохозяйств увеличилось в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х годов эти процессы протекают более плавно.

     В сложившихся условиях США могут  позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье  и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

     Отсутствие  официальной доктрины демографической  и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

     Сформировавшиеся  на протяжении последних десятилетий  идеология социальной политики США  складываются из следующих принципов:

    • либерального индивидуализма как высшей ценности;
    • трудовой этики как базового элемента системы ценностей;
    • доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;
    • свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;
    • распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;
    • влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;
    • определенное оправдание расизма;
    • отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

Информация о работе Демографическая ситуация в экономически развитых странах