Геополитическая концепция евразийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, реферат

Описание

Евразийство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.

Работа состоит из  1 файл

Геополитическая концепция евразийства.docx

— 41.84 Кб (Скачать документ)

Геополитическая концепция евразийства 

 

Введение

Евразийство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.

Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»).

Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существовование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию).

Кроме того евразийцам была чужда  славянофильская апология общины. Еще  в предисловии в первому сборнику «Исход к Востоку» евразийцы утверждали, что община — историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны. В области экономической евразийцы выступали за широкое использование энергии частной инициативы. При этом они были противниками чистого капитализма, и призывали совмещать условно частную (функциональную) собственность с государственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история  евразийства

 

Движение  евразийства,  оформившееся  в 20-х годах в кругах  русской эмиграции,  принадлежит к числу наиболее самобытных и интересных течений русской общественно- политической и философской мысли. Организаторами и интеллектуальными вождями этого движения были известный филолог Н.  Трубецкой, юристы и правоведы В. Ильин и Н.  Алексеев, философы Л. Карсавин, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, богословы Г. Флоровский,  В.  Зенковский,  Г.  Федотов,  географ Г.  Вернадский,  экономист П.  Савицкий,  историк М.  Шахматов и другие.

Толчком к возникновению евразийства послужила критика европоцентризма, содержавшаяся в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920). На книгу отозвался в журнале «Русская мысль» П.Н. Савицкий. В его рецензии «Европа и Евразия» были высказаны некоторые идеи будущего евразийства. В ходе обсуждения книги Трубецкого в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Николай Сергеевич, Савицкий Пётр Николаевич, Флоровский Георгий Васильевич и Сувчинский Пётр Петрович). Его члены положили начало евразийству, выпустив сборник статей «Исход к Востоку»(София, 1921).

В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 — «Россия и латинство». В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство (на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга) и стал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник» (первый номер в 1923, второй — в 1925, третий — в 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники», а с 1928 года — газета «Евразия» (Париж). Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста — "Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н. С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П. Н. Савицкий «Россия — особый географический мир», Г. В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.

Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.)С евразийцами сотрудничали П. Бицилли, А. Карташев, С. Франк, Л. Шестов и др. В то же время в 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г. В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн».

С 1926 года возникли организационные  структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский и П. Арапов. Евразийство стало политизироваться, его лидеры пытались наладить связь с оппозицией в СССР, в связи с чем тайно посещали СССР. В итоге они стали жертвой мистификации ГПУ (операция «Трест»).

В 1928—1929 годах произошел раскол евразийства в связи с просоветской и пробольшевистской деятельностью левой группировки, выпускавшей газету «Евразия» (Л. Карсавин, С. Эфрон, Д. Святополк-Мирский и др.). Из руководства евразийского движения в знак протеста вышел Н. С. Трубецкой. П. Н. Савицкий и Н. Н. Алексеев выпустили брошюру «Газета „Евразия“ — не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929).

Левые евразийцы вскоре покинули ряды движения, некоторые из них вернулись  в СССР и там стали жертвами политических репрессий. В начале 1930-х  годов «правым евразийцам» удалось  восстановить движение и даже создать  эмигрантскую Евразийскую партию (1932). Были выпущены сборник «Тридцатые годы», шесть номеров журнала «Евразийские тетради». В 1931 году в Таллине выходила ежемесячная евразийская газета «Свой путь». Евразийцы сотрудничали с пореволюционными группировками, публиковались в журнале Ширинского-Шихматова «Утверждения», участвовали в оборонческом движении (РОЭД). Но былой популярностью евразийство уже не пользовалось. К 1938 году оно сошло на нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геополитическая концепция евразийцев

 

 Главная  суть  евразийской   идеи  сводилась  к  тому,  что  Россия-Евразия — это   особый  социокультурный  мир.  В силу  своего  географического положения Россия,  лежащая на  границе двух  миров — восточного  и западного,— исторически и геополитически  выполняет роль некоего культурного синтеза, объединяющего эти два начала. «Евразия — особый  географический  и культурный  мир.  Весь  смысл и пафос наших утверждений сводится  к тому,  что мы  осознаем  и провозглашаем существование особой  евразийско - русской культуры и особого его субъекта как симфонической личности». 

Этот культурный  полифонизм  и  культурный  синтез коренятся прежде  всего в том,  что Россия исторически находится на столкновении и пересечении двух колонизационных волн,  идущих одна на Восток, другая на Запад. «Надо осознать факт: мы не славяне и не туранцы,  а русские. Нам уже недостаточно того смутного культурного самосознания, которое было у славянофилов, хотя мы и чтим их как наиболее близких нам по духу. Но мы решительно  отвергаем существо западничества, т.  е. отрицание самобытности и самого  существования  нашей культуры». 

Понять и осознать собственную  самобытность перед лицом других культур и народов —  в  этом,  по  мнению  евразийцев,  и  была  главная  задача  русского  исторического  самопознания.  В  анализе  культурно-исторических  основ  русской  государственности  евразийцы отнюдь не смещали акценты  в сторону Востока, а именно синтезировали  эти два  равноопределяющих  начала  русской жизни,  коренящиеся уже в самом географическом  положении России,  лежащей в центре  евразийского  материка.  Наиболее  полно эта географическая и геополитическая доктрина евразийства нашла свое отражение в работах П. Савицкого «Географические особенности России» (1927, б. м.) и «Россия — Особый  Географический мир» (Париж, 1927).  Его  концепция  явилась  своеобразным  продолжением  и  завершением  предшествующей  русской  школы  географического  детерминизма,  представленной  географом  Л.И.  Мечниковым,  исследовавшим  роль  рек  в  историческом  развитии  человека;  историками  Б.Н.  Чичериным,  С.М.  Соловьевым,  В.О.  Ключевским,            А.П.Щаповым, И.Л. Солоневичем, исследовавшими роль природных и географических  факторов  в  бытии  русского  человека;  географом  П.П.  Семеновым-Тян-Шанским,  осветившим роль России в колонизационном движении европейских народов, и др.

 Свою  геополитическую   концепцию  П.  Савицкий  основывал   на  новой  отрасли  знания  геософии и ее центральной категории «месторазвитие», введенными им в работе  «Географический  обзор  России-Евразии».  Геософия  понималась  как анализ  синтеза исторических  и географических  начал и их  роли  в возникновении,  становлении и    развитии этноса. Именно «месторазвитие» играет не последнюю роль в государственном  устройстве, хозяйственном укладе, традициях, обычаях этноса, а в конечном итоге, и его  духовном облике, менталитете, понимании своей исторической миссии. 

«Месторазвитием»  России  является « срединная»  часть  Евро-Азиатского  континента,  которая с одной стороны граничит  с Европой,  а с другой – с Азией.  Эту третью,  большую,  внутреннюю  часть Евро-Азиатского  континента  он  называет  Евразией,  площадь которой приблизительно  совпадают с территорией имперской России, а затем СССР. 

Евразия, доказывает П. Савицкий, это не механическое соединение европейской  и  азиатской  территорий,  а  единый,  обладающий  специфическими  географическими,  климатическими,  природно-ландшафтными  характеристиками  мир.  Этот « особый  географический  мир»,  уникальное «месторазвитие»  обусловили  формирование  соответствующей  евразийской  культуры ( цивилизации)  как  синтеза  европейского  и  азиатского,  славянского  и  туранского,  западного и восточного.  Всю историю Руси  с древних времен  до  современности евразийцы рассмотрели под углом зрения  борьбы  «леса» и «степи» (В.Г. Вернадский), как периоды сменяющихся «волн» европеизации и азиатизации России  и этапов их ассимиляции и гармонизации.  Отсюда и гетерогенная  сущность, природа России-Евразии, названная ими «славяно-туранской». 

Исходя из  данной уникальности  России,  евразийцы  логично  выводят  и  ее роль в  мировом  сообществе.  В  силу  своего  географического  положения  Россия  является  проводником,  соединительным  звеном  между  Европой,  Азией  и  даже  Северной  Африкой. Она, выступая в качестве  центра  материка, объединяет все остальные  части,  без  нее  вся  эта  система  материковых  окраин (Европа,  Передняя  Азия,  Иран,  Индия,  Китай, Япония) превратилась бы в «рассыпанную храмину».

 Россия-Евразия – это  «мост между Западом и Востоком»  в планетарном масштабе.

Представление о России-Евразии  как о самодостаточном и самовоссоздающемся этносе  и особом  типе  культуры,  замкнутой в себе,  но  и одновременно  перманентно разворачивающейся вовне,  стало отправным пунктом евразийской программы.  Соответственным образом решалось  и культурное поле  этой  исходной геополитической модели.  В пространственном  плане географические  и политические  границы Евразии совпали с историческими границами Российской  империи.  Исторически сложившееся территориальное единство  Российской  империи обладало,  по  мнению  евразийцев,  естественностью и устойчивостью своих границ, так как государство, возникшее в самом центре материкового водного бассейна, стало естественным объединителем евразийского  материкового  пространства.  Вот  почему  большинство  евразийцев  признали  преобразования, осуществляемые в СССР в 30-х годах, сочтя собранное вновь — пусть даже  и  под  эгидой «коммунистической  империи» — территориальное  единство  России  как  огромного материкового суперэтноса за победу «евразийской идеи». 

Концепция русской исторической и государственной самобытности заключалась, по их  мнению, в том, что это  был  третий  путь —  не сугубо восточный  и  не чисто  западный.  Русские не есть чистые славяне; в этом огромном континентальном  субэтносе мощнейшим образом представлен туранский  элемент.  Он  врос  в русскую государственность,  органически став частицей русского этнопсихического сознания. Поэтому недооценка или игнорирование одного из этих уравновешивающих начал евразийского географического и историко-культурного пространства, насильственный перекос одного из начал, в частности западнического, ведет к искусственной самоизоляции России. 17-й же год стал, с их точки зрения, осуществлением сугубо западнической ориентации. Неумение осознать — понять и увидеть — свой  самобытный  путь  обернулось  величайшим  бедствием для России.  Н.  Трубецкой неоднократно  писал,  что,  защищая и поддерживая европейские коммунистические  партии, большевистские  правители втягивают Россию  в ненужные  ей  конфликты.

 По  мнению  евразийцев,  космополитические  большевистские  диктаторы  не  только  расчленили  исконно евразийское территориальное   целое России; воинствующий атеизм  западнического  прагматического   мышления  варварски  разрушал  духовные  основы  русской   бытовой,  социальной  и  государственной   жизни.  Азия  близка  России  напряженностью своего религиозного  чувства, считали Трубецкой, Савицкий  и другие  евразийцы,  подчеркивая   духовно-мистическую,  этическую   близость  России  к  Востоку.  Запад же породил  социальные  институты,  секуляризировавшие  духовную  и религиозную  жизнь   от  светской.  В этом  плане тотальная « атеизация»  общества,  осуществляемая  большевиками,  воспринималась  как  внедрение  чисто  западнического  безбожия  и  секуляризма.

Революция, разрушившая территориальную  целостность Российской империи, была, по  мнению евразийцев, конечным следствием раскола нации, вызванного западническими реформами Петра. Флоровский писал в 1922 году, что русская революция  была судом над послепетровской Россией.

Если Россия захочет остаться единым государством, она должна найти  нового идеолога и  носителя этого  единства. Будущее государственное  устройство России — стержневая концепция  евразийской геополитической программы. Эта модель государственного устройства исходит из  осознания неделимости  России-Евразии, из обоснования геополитического, государственного и  суперэтнического  единства  России.  Евразийство  ставило во  главу угла  территориальное и геополитическое жизненное пространство  России-Евразии,  общее для многих  ее  народов.  Апеллировавшая  к национальным  чувствам  геополитическая концепция евразийства  преодолевала абстрактную схему «классового» идеала и вместе с тем стремилась к преодолению национального сепаратизма через строительство наднационального евразийского государства. 

Информация о работе Геополитическая концепция евразийства