Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, реферат
Евразийство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.
Для того чтобы национализм данной этнической группы не выродился в чистый сепаратизм, писал Трубецкой , он должен сочетаться с утверждением суперобщности, в которую он входит как субкультура. Чтобы культура народа, воспринимающего чужую культуру, сохраняла собственную автономность и самобытность, она не должна быть смесью культур, что происходит при механическом заимствовании. Во избежание этого всякая культура должна руководствоваться стремлением к самопознанию.
Уже в концепции географического детерминизма, обосновывающего идею России- Евразии, взаимодействию различных культурных комплексов отдавалась генерирующая роль. Особенности евразийской культуры осмысливаются ее идеологами как черты материковой, континентальной культуры в противовес океанической, атлантической культуре Европы, Америки и британско-атлантической модели. Теоретики евразийства тонко ощущали обусловленность культурных моделей конкретными географическими особенностями.
Согласно их концепции, географическая ориентированность евразийской культуры — континентальная, материковая, «степная»; те или иные культурные символы несут на себе явный отпечаток ощущения континента в противовес европейскому ощущению моря. Ограниченное с севера тундрой, а с юга труднодоступной горной полосой территориальное пространство Евразии мало соприкасалось с Мировым океаном, и для нее исключалось активное участие в океаническом региональном хозяйстве, что характерно для Европы, в особенности для «царицы морей» — Британии.
Определенная культурная диффузия предполагала наличие пограничных зон со смешанной культурой. Культурное единство Евразии, проявляющееся в ее географической и этнографической территориально-континентальной целостности (огромные субэтнические группы ариев и тюрков), позволяет ограничить и выделить особый этнический тип, сближающийся на своей периферии с азиатским и европейским типами, но являющийся как бы промежуточным между ними.
Особое место России в регионе славянских культур подчеркивалось указанием на то обстоятельство, что единственным звеном, связывающим славянскую и русскую культуры, является, по сути, лишь язык. Другие особенности призрачны, включая и такой мощный культурогенный фактор, как религия. В общеславянском мире Россия оказалась едва ли не единственной хранительницей православия по восточному, греческому, образцу.
Самобытность русской культуры не в ее панславянской задаче, но прежде всего в преодолении пространства — русская культурно-историческая модель уже своей географической и геополитической детерминированностью призвана осуществлять великий культурно-исторический синтез, быть уравновешивающим, консолидирующим началом двух культурно-исторических векторов.
Не столько славянский, сколько туранский элемент играл существенную роль в формировании российской концепции культуры, как понимали ее евразийцы. Общекультурной переориентации на Запад способствовало лишь внутреннее расслоение евразийско-русской культуры («верхи»—«низы»). Исходную же, узловую роль всегда играл в ней туранский элемент. Он стал характерной чертой русского этнопсихического сознания, ознаменовав собой присущий ей «материковый размах» («степь» как знаковый символ культуры, воплощающий в себе ценностную модель — «русскую широту»). Русская культура постоянно ощущала в себе эти старые кочевнические инстинкты. Они присутствовали даже в сложившихся типах личностной ориентации ( тип « странника», «калик перехожих», «вольных гулящих людишек» и т. п.).
Культурная матрица Евразии включала в себя целый ряд пластов, слоев — это и варяжский, и славянский, и византийский, и татарский элементы. Культура не сосредоточивается не в городских центрах, это не «лесная» и не « речная» культура. Дух « степи» все время витает над ней»,— писал Флоровский.
Здесь наметилась главная линия отхода евразийства от славянофильской идеологической традиции — не славянский мир, а мир туранский должен стать этно-географической средой нового социума. Туранский элемент играл существенную роль в евразийской концепции культуры. Его влияние, благоприятно сказавшееся на культурных элементах государственного и геополитического строительства, способствовало специфической интерпретации генеральной идеи евразийской культуры — православия. Культурная и национальная идея Москвы как наследницы Византии и оплота христианства в борьбе с восточным язычеством и западной еретической культурой выразилась в генеральной государственной концепции Московского государства: «Мы есть третий Рим, два Рима падоша, а четвертому не быть».
Россия и русская культура, унаследовавшая византийские культурные традиции, по своему духу представлялась как культура-наследница, осваивающая культурную традицию, когда центр возникновения ее уже угас. Это правопреемство, инвертированность культурного вектора в сторону культурного традиционализма как нельзя лучше совпадали с геоэтнической концепцией материковой стабильности и «срединноземной» устойчивости. Византийская культурная традиция организовала пространственную и временную плоскости русской культуры. Церковная традиция, идущая от Византии, традиция заимствованная, но в отличие от позднейших петровских заимствований, она нашла свое подкрепление в самых нижних слоях культурного массива, опустив туда заимствованные ценности и сформулировав на них свою собственную культурную специфику.
Следующим важным культурным фактором, сыгравшим основополагающую роль в становлении русской государственности и ее территориального геополитического единства, оказалась, по теории евразийцев, восточная волна, идущая из Монголии. Подъем Русского государства с середины XV и до середины XVII века характеризовался подъемом Москвы в качестве преемницы и наследницы Золотой Орды — империи Чингис-хана. Он был связан прежде всего с утверждением гегемонии русских на всем протяжении волжского пути — главной водной артерии Евразии,— с колонизацией и присоединением Сибири. Обращаясь к теме турана (степные просторы Евразии), П. Н. Савицкий косвенно оправдывает монголо-татарское иго, благодаря которому «Россия обрела свою геополитическую самостоятельность и сохранила свою духовную независимость от агрессивного романо-германского мира». Такое отношение к тюркскому миру было призвано резко отделить Россию-Евразию от Европы и ее судьбы, обосновать этническую уникальность русских. Основной тезис его статьи «Степь и оседлость» – «без татарщины не было бы России» – в дальнейшем приводит автора к чисто геополитическому утверждению:
«Россия – наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиза и Тимура, объединительница Азии. В ней сочетаются одновременно историческая “оседлая” и “степная стихия”».
Именно империя Чингис-хана демонстрировала, очевидно, большую устойчивость и реальное единство Евразии. В этом коренится одна из причин трехсотлетнего господства монголов на территории материковой Евразии ни одно иго не могло быть трехсотлетним, стало быть, на протяжении этих нескольких столетий осуществлялся огромный и сложный этнокультурный и геополитический синтез, приведший в итоге к мощному геополитическому взрыву созданию на территории Евразии территориального и государственного могущества Русского государства и позже Российской империи. «Прошлая разграничительная линия между русской и азиатско-языческой культурами исчезла: безболезненно и как-то незаметно границы русского государства почти совпали с границами монгольской империи».
Рост и укрепление Российской империи завершают территориальное объединение Евразии. Этот период фиксирует включение Туркестана в состав России. Создается восточно-сибирская железная дорога, соединяющая всю территорию « континента- океана». Российская империя стала, таким образом, естественным геополитическим вектором, обеспечивающим большую устойчивость и реальное единство Евразии. Потому сопоставление России-Евразии с любым из конфедеративных государств Европы неправомерно по своей сути. Этот процесс формирования континентального геополитического пространства продолжался вплоть до революции и был насильственно ею прерван.
Европейской концепции « дуэли Запада и Востока» евразийская концепция противопоставляла модель « периферия-центр», «периферия-смежно-пограничные зоны». В укреплении и равновесии « срединной земли» мыслилась им историческая геополитическая задача России. Евразийская культура могла раскрыться только на своих собственных путях « особого мира» — разворачиваясь из срединной Средней Азии в приморские области Старого Света, стремясь к завершению такого большого континентального объединения.
Россия-Евразия одновременно осознавала себя и центром материка, и его периферией, одинаково ориентируясь на материковую изоляцию и материковую же интеграцию. В концепции «русской идеи» как особого этнокультурного феномена в его евразийской трактовке можно видеть новое решение проблемы «Запад—Восток» как « вселенское- национальное». Такой поворот мышления явно был направлен на преодоление раскола как в сознании, так и в социуме.
Евразийская мысль пыталась осмыслить выходы за пределы современной ей западноевропейской культуры. Это осмысление исходило прежде всего из предложенной ими новой историософской модели эволюционного развития культур и культурных типов. Евразийская концепция развития культуры основывалась на том, что временная разверстка культуры осуществляется не в линейном направлении, а по замкнутому циклу. Это отрицание линейности развития тяготело к славянофильской концепции историко-культурных типов, разработанной, в частности, Н. Данилевским.
Понятия «эволюционной лестницы»,
«ступеней развития» с
В романо-германском мышлении
национальная культурная проблема преломляется
сквозь призму однолинейного всемирно-
Евразийская историософская точка зрения принципиально иная: симфоничность культуры составляется из иерархически организованного комплекса личностей ( класс, сословие, семья, человек), сосуществующего как единая метакультурная целостность, генетически связанная с другим, предшествующим ему комплексом индивидуаций прошлого, организующих пространственно-временной культурный тип. В качестве сложного организма культура переживает определенные стадии своего развития, но не в рамках непрерывного и поступательного эволюционного ряда, а в кругу законченного (закрытого) культурного цикла.
Евразийская концепция культуры предполагала исследование не механических комбинаций культурных моделей, не поверхностное описание тех или иных культурных форм, но прежде всего раскрытие и понимание духовно-идеологических и ценностно- этнических основ культуры. Культура в их понимании — это всегда качественно иное миросозерцание. Чтобы понять глубинный метаязык культуры, необходимо за внешним фоном искать духовный стержень, мировоззренчески организующий те или иные культурные символы и атрибуты культуры. В любой культуре всегда господствует своя «идея-правительница», нормирующая те или иные модификации культуры и ее семантическую ценность в общем цивилизационном культурном ряду.
Любая культура всегда имеет свое собственное историческое культурное задание, вот почему линейный механистический подход не только неэтичен, но и неисторичен. Общая картина всемирно-исторического развития мировой цивилизации складывается из множества культурных заданий, возложенных историей на каждый отдельный культурный тип. Каждый такой этнокультурный тип имеет свою национальную идею. Евразийство формулирует этические, географические и теократические постулаты, обосновывающие национальную идею. Каждая культурная модель прежде всего идеологична. В истории России-Евразии можно наблюдать несколько таких идеологических концепций, активно формирующих основные культурные постулаты целой культурно-исторической эпохи. Идея Москвы как « третьего Рима» сменяется идеей соборного имперского всеединства — «самодержавие, православие, народность». Причем во всякой такой новой идеологии,— следуя евразийской концепции пульсирующего культурного ритма, предполагающего определенную цикличность в развитии культуры,— всегда имеется близость со старыми и даже очень старыми идеологическими построениями.
Евразийская точка
зрения на геополитическую
модель культуры предполагала,
что рождение всякой