Содержание.
- Введение…………………………………………………………………2
- Мировоззренческие
установки…………………………………………3
- Геополитическая
теория взаимодействия культуры и религии……..12
- Заключение……………………………………………………………...17
- Список литературы……………………………………………………..19
Введение.
Проблема взаимодействия
политики и религии - одна из самых
давних в истории человечества. На
протяжении всей истории взаимодействие
различных сфер общественной жизни
вносило существенные коррективы в
бытие общества. Поскольку и политика,
и религия являются одними из самых
древних форм проявления общественной
активности человека, то и их взаимодействие
и взаимовлияние можно обнаружить на любой
стадии развития человечества. Так как
эти сферы общественных отношений, в конечном
счете, имеют отношение к человеку, они
неизбежно пересекаются и взаимовлияют
друг на друга.
Научный подход
к объяснению особенностей их сосуществования
начался только во второй половине
XIX в., когда политология и религиоведение
сформировались как самостоятельные
отрасли науки со своими предметами
и методами. В работах некоторых политологов
роль религиозных представлений на политическое
бытие либо приуменьшается, либо совсем
игнорируется, в связи с чем хотелось бы
отметить, что игнорирование значения
религиозных представлений, равно как
и его абсолютизирование, приводит к довольно
радикальным выводам, которые, конечно
же, не подтверждаются общественной практикой.
Современное общественно-политическое
развитие человечества фиксирует возрастание
влияния религиозного фактора на политическую
жизнь государств и человеческой цивилизации.
Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния
и поиска способов урегулирования возможных
конфликтов между политическими и религиозными
факторами - одно из самых важных заданий
политической науки.
Виды
мировоззренческих
установок.
Как известно, регулирование
настоящих и будущих конфликтов в политической
и религиозной сферах, как в других направлениях
невозможно без изучения базиса - исторически
сложившихся их взаимоотношений , рассматривая
каждую и систематизируя их . Одной из
основных целей обобщения исторического
опыта была задача выделения и анализа
базовых и мировоззренческих установок,
определяющих поведение человеческого
сообщества на различных исторических
этапах. Такие установки назовем концептуальными
инвариантами.
Перечислим в
поименнованном виде все семь
концептуальных инвариант:
- Буддизм.
Под данной инвариантой, не вдаваясь в
подробности, будем подразумевать совокупность
восточных (Китай, Индия, Япония) религиозных
догм и соответствующие им поведенческие
стереотипы, идеологические концепции
и формы государственных организаций.
Персонифицируя данную концептуальную
инварианту, свяжем ее с именем Будды.
- Христианство.
Это религиозные догматы, связанные с
именем Иисуса Христа, в основном доминирующие
последние 2000 лет в мировоззрениях и системах
ценностей белой расы.
- Ислам.
Религиозная догма, связанная с именем
Магомета.
- Иудаизм.
Религиозно-философское учение базирующее
на Каббале.
- Мудрославие.
Религиозно-философская концепция эпохи
Синей Руси, связанная с именем Всевышнего
(богиня Мудра, по гречески София) и понятием
«славяне», под которым подразумевался
народ, славивший эту богиню и поэтому
называвший себя православным (от слов
«мудрость», «истина», «правда», «закон»,
«правь» и т.д.).
- Политеизм.
Системно-неупорядоченная совокупность
разноплановых религиозных догм, характерных
для поведения и способа жизни слабосвязанных
между собой человеческих сообществ на
больших территориях в древние времена
и ныне.
- Атеизм.
Совокупность философско-мировоззренческих
позиций, базирующаяся на тезисе о самодостаточности
человечества, доминирующая в наше время
и, как предпологается, имеющая существенное
значение в предшествующих циклах развития
разумной жизни (более 10 000 лет назад) и
связываемая некоторыми исследователями
с инопланетными цивилизациями.
Прокоментируем,
соответствено нумеруя, перечисленные
выше концептуальные инварианты:
- Практически
все восточные философии, усредненным
эквивалентом которых мы условно рассматриваем
буддизм, базируются на обобщении интуитивно-эмпирических
результатов, накопленных народами Востока
в течении многих тысяч лет и бережно передаваемые
из поколения в поколение. Существенным
здесь является непрерываемая
цепь приемственности,
верность исторической
традиции, закрепленная генетически
предрасположенность восточных народов
к учебе, движению по пути самосовершенствования,
возведение до уровня культа фигуры Учителя,
стремление к постижению сокровенной
мудрости. Недаром само имя Будды, как
и название его последователей, означает
«просветленный», «стремящийся к истине,
к свету». Этот вид мировоззрения характерен
сравнительно пассивным отношением к
внешнему миру, акцентуацией на деятельности,
направленной внутрь субъекта деятельности
(путь самосовершенствования), толерантностью
к другим мировоззрениям и отличается
приемлемостью для своего восприятия
и реализации различными народами мира
в незавмсимости от расового и этнического
происхождения. Потенциальные возможности
этого мировоззрения имеют перспективы
развития сегодня и в будущем (при условии
внутренней реорганизации самой восточной
философии по способу ее изложения и глубине
интерпретации ее базовых понятий). Среди
общепринятых мировых религий и философий
восточные концепции традиционно относят
к числу наиболее древних. Государственность,
построеннаяна их основе, по своей сути
глубоко соответствует базовым законам
этих воззрений: «срединному (золотому)
пути», умеренности во всем, высокому уровню
системной организации, многоступенчатому
(иерархическому) государственному устройству,
которое дошло до наших дней в виде сложной,
разветвляющейся сверху вниз пирамиды
государственной власти. Эта концептуальная
инварианта характеризуется в наши дни
широкой экспанцией (без видимого ей сопротивления)
философии в другие страны, прежде всего
- на Запад.
- С позиции
оценок методологической сложности и
потенциала концептуального воздействия
на социум в своих закономерностных основах
христианство можно рассматривать (особенно
в его ранней стадии), как упрощенный, свернутый
по иерархии, вариант восточной философии
- недаром об Иисусе Христе бытует мнение,
что свои сакральные знания он получил
на Востоке. Наиболее близка к раннему
христианству его самая консервативная
ветвь - сегодняшнее православие. Последователи
этого христианского течения называют
себя православными и смыслом своей жизни
считают движение по пути постижения истины,
персонифицированное воплощение которой
они видят в Иисусе Христе. В своей эволюции
христианство в целом подходит к своему
завершению, исчерпав два из трех своих
основных событий и ожидая последнее -
апокалипсис (конец света). Если учесть
как факт «парад кризисов», то с достаточным
основанием можно считать, что именно
в фазе апокалипсиса, причем в его самой
жуткой части (Армагеддоне), христианство,
как и весь мир, находится сейчас. В том
виде, в каком оно есть, перспектив развития
христианство не имеет, хотя может быть
продолжено при условии перевода на более
высокий уровень (в том числе и в среде
священнослужителей) понимания и интерпритации
символа веры, таинств и других базовых
понятий. В смысле государственного строительства
как следствия концептуального управления
христианство обосновывало и способствовало
реализации малых пирамид государственной
власти в виде монархических образований.
Как никакая из мировых религий христианство
на сегодняшний день в своем реальном
проявлении и воздействии на геополитические
процессы отошло от деклариемой им сути
всепрощающей любви: именно под христианскими
знаменами и с благословения христианских
иерархов велись фактически все войны
за последние 2000 лет (от крестовых походов
до мировых войн XX столетия). В этом смысле
можно говорить о вырождении христианства,
а в качестве основной причины вырождения
можно назвать явление геополитической
коррупции - слияние религиозно-духовной
власти и церковных организаций с верховной
государственной властью (при декларированной
разделенности обеих) с целью реализации
клановых корыстных интересов.
Здесь уместно будет вспомнить, что христианство
как государственная идеология по сговору
синедриона (высший религиозный орган
в Древней Иудее) и римского императора
после многочисленных и безуспешных попыток
ликвидации христианства в его ранней
стадии было взято на вооружение в Священной
империи. Как говорили в древнем Риме,
христианство создано для управления
варварами. И эту свою функцию с иезуитской
настойчивостью крестом и мечом оно выполняло
в течении многих столетий.
Сегодня христианство в своей православной
ветви испытывает мнимый ренессанс. В
религиозно-церковное действо, особенно
на территории постсоветских республик,
кинулось огромное число людей, причем
именно тех, кто в своей повседневной деятельности
массово нарушает все христианские заповеди,
ничуть не смущаясь при этом и будучи непостижимо
далекими от понимания глубинной сути
христианского вероучения.
- Эта ветвь
христианства сегодня, как и в прежние
века, более социально пассивна чем католичество.
В свою очередь, католическая ветвь сегодня,
как и раннее, агрессивна в своей экспансии
и более жестко связана с социальной практикой.
В частности, современные действия Ватикана
поход по отношению к бывшым советским
республикам можно рассматривать как
очередной крестовый, проводимый достаточно
успешно и умело. Такой же активностью,
как вариантом поиска выхода из общего
христианского кризиса, сопровождается
идея экуминизации (вселенского объединения
христианских церквей), проповедуемая
Ватиканом и преследующая в скрытой форме
собственные экспансионистские цели.
По сравнению с буддизмом перспективы
развития и вероятность выхода на новый
этап развития у христианства в целом
значительно меньше.
- Ислам - наиболее
молодая из мировых религий. В качестве
геополитической идеологии его можно
рассматривать как примитизированный
и урезанный вариант раннего христианства,
существовший еще до того момента, когда
оно было взято на вооружение Священной
римской империей. Упрощенность изложения
сделала ислам доступным даже для наименее
грамотных и низших (с позиции интеллектуального
развития) слоев человеческого общества.
Авторитарность и безаппеляционность
основных положений Корана сделали ислам
сильнейшим средством концептуального
управления массами вплоть до слепого,
базирующегося на фанатичной вере повиновения
своим религиозным лидерам. Ислам молод,
в социальных проявлениях активен вплоть
до крайней агрессии и экспансивен. Однако,
несмотря на свою молодость, срок его жизни
и потенциальные перспективы развития
еще меньше, чем у христианства. В реальной
социальной и государственной практике
ислам распространен не только на Ближнем
Востоке, но и на постсоветском пространстве.
В том числе он становиться явлением, с
которым необходимо считаться даже на
Украине и в России.
- Наиболее
древння из четырех мировых религий - иудаизм
- имеет жесткую, хорошо структурированную
систему своей внутренней организации
и скрупулезную регламентацию всех религиозных
действий. В отличии от раннее названных,
это не полиэтническая, а единственная
из мировых моноэтническая мировая религия,
что подчеркивается и в самом названии
иудаизма. Проповедует исключительную
богоизбранность своих адептов и их преимущественность
над остальными людьми (иноверцами). В
отличие от трех перечисленных ранее мировых
религий, базирующихся на чувственных
составляющих (буддизм - на надежде, христианство
- на любви, ислам - на вере), иудаизм основывается
на рациональной составляющей, которую
можно рассматривать как нижнюю составляющую
интеллектуальной деятельности человека
разумного. Акцент на рационализме и логической
взаимосвязи каббалистических положений
дает преимущество иудаизму как идеологии
по сравнению с тремя названными мировыми
религиями в процессах концептуального
управления. С позиции степени разработанности
и инструментальной пригодности христианство
представляет собой (почти в явном виде)
часть иудаизма, а ислам - часть христианства.
В такой же последовательности можно рассматривать
их иерархическую соподчиненность в общей
системе их концептуального воздействия
на социум. Еще два тысячелетия назад иудаизм
вполне обоснованно можно было считать
одним из наиболее мощных достижений религиозной
мысли того времени. Сегодня иудаизм в
том виде, в каком он есть сейчас - полностью
исчерпавшая себя религиозная доктрина.
Ее степень исчерпанности примерно такова
же, как и степень неполноты физики Ньютона
по сравнению с физикой Эйнштейна, если
рассматривать потенциальные возможности
этой доктрины с позиции ее применимости
для решения задач современного социального
развития. Это единственная из мировых
неперсонифицированная религиозная догма.
Ее применение в поцессах государственного
строительства носит альтернативный характер.
Иудаизи результативен и способствует
упрочению государственности, если он
применяется либо доминирует в государственных
образованиях, построенных для его адептов.
Во всех инных государственных образованиях
геополитические конструкции, созданные
на его основе, обладают деструктивным
характером или в лучшем случае являются
доброкачественными социальными опухолями.
Эти особенности обуславливаются имманентными
свойствами иудаизмапри рассмотрения
его на технологическом уровне как одного
из вариантов социальных и государственных
технологий. Явно обоснованных перспектив
развития в силу своей исчерпаности не
имеет. Последним залючительным этапом
его существования является ожидаемый
ортодоксальными иудеями приход своего
мессии, который (как утверждает сакрально-мистическое
толкование) должен определить судьбу
и дальнейшую участь иудаизма и еврейского
народа в целом. Именно это событие на
сегодняшний день является важнейшим
в современном иудаизме.
- Мудрославие
- синтетический полиэтнический вариант
концептуальной инварианты времен Синей
Руси - наиболее древняя и наименее упоминаемая
(особенно в нашей стране) религиозно-философская
доктрина. С позиций парадигмальной полноты,
органически и полностью включает в себя
доктринальные составляющие буддизма,
христианства и ислама, что хорошо иллюстрируется
известным положением, имеющим статус
крылатой фразы : «Вера, Надежда, Любовь
и мать их София (Мудрость- праславянская
Мудра эпохи Синей Руси)». Мудрославие
абсолютно несовместимо с базовыми положениями
иудаизма. Это взаимоисключающие доктрины
и, соответственно, два взаимоисключающих
образа жизни, построенных на их основе.
Недаром на Руси слова «закабалить», «кабала»
всегда обладали и обладают до сих пор
негативным смыслом и рассматривались
как неприемлемые для свободного существования
человека.В особо сложных случаях при
решении наиболее трудных общечеловеческих
геополитических проблем указанные доктрины
можно рассматривать как взаимодополняющие,
системное соединение которых в ряде случаев
может быть необходимым условием для решения
возникших проблем. Потенциал Мудрославия
не исчерпан до сих пор.
Обращение к нему на новом витке его развития
может представлять собой один из наиболее
вероятных вариантов мирного решения
задач, возникших в существующем ныне
глобальном кризисе. С позиций психофизической
совместимости с нашим этносом и в задачах
в современной самоидентификации нашего
народа мудрославие имеет максимальные
перспективы. Эта концептуальная инварианта
может служить средством формирования
новой системы ценностей, необходимой
при постановке и решении задачи государственного
строительства в современных условиях.
Геополитическая амплитуда мудрославия
на два иерахических порядка выше аналогичных
амплитуд перечисленных ранее четырех
доктрин.
- Как средство
концептуального геополитического воздействия
политеизм относится к наиболее архаичной
форме. Собственных перспектив развития
не имеет. Может служить системообразующей
средой для подпитки уже имеющихся религиозных
догм путем их модификации и некоторого
расширения, либо служить основой для
возникновения принципиально новых религиозно-философских
концепций, построенных комбинаторным
путем либо электическим сочетанием частных
духовных разновидностей, входящих в состав
политеистической доктрины. На сегодняшний
день удельный вес этого варианта геополитики
пренебрежительно мал. В силу его аморфности
и отсутсвия четко выраженной внутренней
системы политеизм в кризисных фазах социального
развития может равновероятно проявлять
себя самым неожиданным образом: как нестандартное
средство социальной стабилизации и до
противоположного варианта - катализатора
деструктивных процессов в устойчивых
государственных образованиях, базирующихся
на монотеистических системах ценностей.
- Атеизм, рассматриваемый
в качестве средства концептуального
управления, является детищем современности.
Порожден искуственно в ходе становления
человеческой цивилизации и достижения
ею уровня социального развития, рассматриваемого
как более высокую ступень по отношению
к животному миру. Потенциальные возможности
этой доктрины достаточны для решения
задач сегодняшнего дня и ближайшего будущего,
в пределах которого человечество не будет
выходить за границы Земного радиуса,
а ситуация в космическом пространстве,
окружающем Землю, будет рассматриваться
как благоприятная для существования
человечества. В своей отдаленной перспективе
(ка бы это не казалось странным) и в своем
наивысшем проявлении в конечном итоге
этот вариант придет в единую «точку сборки»
с мудрославием и станет неотличимым от
него по своей сути.
Геополитическая
теория взаимодействия
культуры и религии
В данной главе
рассматривается геополитическая модель
взаимодействия культуры и религии, а
именно: ее возникновения, преемственность,
основные положения со стороны одной из
наиболее распространенных теорий.
Исторически геополитика
развивалась как апология политики тех
или иных государств, претендовавших на
гегемонию - Британской империи (X. Маккиндер),
Третьего Рейха (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер),
США (С.Хантингтон). Современная русская
школа геополитика пронизана идеями об
историческом реванше России после «холодной»
войны и необходимости к возвращению к
Российской империи. Она находит в современном
российском обществе поддержку в самых
широких слоях, т.к. обещает восстановление
внешнего и внутреннего могущества России
(исходя из того, что нынешнее положение
России не является удовлетворительных
как во внутри- так и во внешнеполитическом
отношении). Образцом для них является
Российская империя, точнее романтизированное,
идеализированное представление о ней.
Подобные настроения
в российском обществе на Западе принято
называть «постперестроечным синдромом».
На сегодняшний день этот синдром оказывает
значительное влияние на развитие российской
культуры и ее исследование.
Термин «геополитика»
среди российских авторов впервые
стал употребляться в 1920-х гг. представителями
движения евразийства. В конце 1920-х гг.
он появился и в СССР. В связи с этим некоторые
современные историки считают временем
появления русской геополитической школы
именно эти годы. Более ранние мыслители,
рассматривавшие геополитические вопросы,
в таком контексте относятся либо к предшественникам,
либо к исследователям вне общей национальной
геополитической школы.
Возникновение
геополитики уходит истоками к географическому
детерминизму. С XX в. географический детерминизм
смыкается с геополитикой. Наиболее значительной
школой геополитики в тот период была
немецкая.
Современная русская
школа геополитики является преемницей
идей не русских авторов конца 19
- первой половины 20 в. (Н.Данилевский, Л. Мечников,
А.Вандамов (развивал военно-стратегическое
направление геополитики), В. Семенов-Тян-Шанский,
Г. Плеханов), развивавших свои оригинальные
геополитические концепции, а авторов
немецкой геополитической школы.
Современным лидером
русской геополитической школы
является А.Дугин (с которым Е. Морозов
активно сотрудничает). А. Дугин является
активным сторонником идей классиков
немецкой геополитики, что приводит к
обвинениям его в фашизме.
От русской
школы геополитики А. Дугин и
его сторонники (Е. Морозов в частности)
заимствовали, прежде всего, идеи евразийства
и богоизбранности России.
Таким образом,
представителей современной русской
школы геополитики можно считать
последователями как немецкой национал-социалистической
школы геополитики, так и русской
националистической школы геополитики.
Геополитическая
методика в ее наиболее общем выражении
сводится к изучению соотношения
пространств путем сравнения
их качества. Качество пространства - это
категория, в наибольшей степени
развитая в русской школе геополитики
еще со времен ее основателей - корифеев
славянофильской школы. Качество пространства
устанавливается путем изучения и сопоставления
статистических показателей1.
Используя эту
методологию, Е. Морозов, выдвигает
следующие тезисы, касающиеся модели
взаимодействия культуры и религии:
Культура в
самом предельном выражении понимается
как сложившаяся в социуме
система взаимных отношений индивидуумов
и социумных страт.
1. Религия представляется
важнейшей несущей конструкцией
социума, а процесс религиозного
структурирования социумов имеет
географическую распределенность.
2. Географическая
детерминизация религии, а значит
и культуры выражается в различиях
в расовой психологии и психотипов
рас.
3. Религия является
расовым атрибутом, различные
религиозные традиции в рамках
одного этноса, соотносятся как различные
стадии развития религии.
4. Этика, как
один из элементов данной системы,
являющийся общим для религии
и культуры и связывающий их
в некую сверхсистему, являющуюся
базой коллективного сознания, базовой
структурой поведения.
5. Модель русского
социума, как целого, составленного из
концентрических сфер вокруг религиозного
(православного) ядра.
6. Как вывод
- необходимость евгеники и культурной
цензуры, как фактор выживания
в расовой борьбе.
В рамках геополитического
направления делаются попытки выявить
причинно-следственные связи между религиозными
основами культуры и категориями пространства.
Взгляд человека на мир обусловлен пространством,
в котором он живет. Данная идея не является
нововведением автора, и разрабатывалась
еще классиками немецкой геополитики.
Данный подход
позволяет проследить связь эволюции
народов и демографии с географическими
данными, влияние рельефа местности
на культурное и политическое становление
народов.
1 При этом
статистические исследования ведутся
не только в материальной, но и в духовной
сфере (правда, славянофилы статистикой
пренебрегали; это - уже позднейшее достижение,
и принадлежит оно военной школе геополитики.
Другим преимуществом
геополитического подхода является
устойчивое стремление найти объяснение
происходящему и предсказать будущее,
опираясь на геополитические подходы.
Таким образом,
междисциплинарность и энциклопедизм
геополитического подхода позволяет
шире охватить круг проблем, не ограничиваясь
одной концепцией.
Недостатками
геополитического подхода являются:
Во-первых - фактическое
несоответствие теории ряду исторических
примеров. Ещё в XVIII в. это было подмечено
целым рядом мыслителей, выступивших с
аргументированной критикой географического
детерминизма. Её мы находим в работе К.
Гельвеция «Об уме» и труде Дж. Миллар,
находивших чисто фактические несоответствия
фактов теории.
Во-вторых - проблема
ненаучности и неэтичности ряда
тезисов и теорий, на которые опирается
данная модель взаимодействия культуры
и религии. Так, в вопросе о
генезисе русской культуры Е. Морозов
опирается на труды Г. Вирта, немецкого
мистика (помимо единства арийской расы
нашедший Атлантиду), работы которого
не могут быть признаны научными, вследствие
их идеологизированности и мистичности.
В-третьих - проблема
неправильного использования понятий.
Так, Е.Морозов в своей работе приводит
понятие религии (вводя понятие религиозной
страты), и относит к ней: представителей
традиционных религий,
религиозные секты,
а также всевозможные
псевдорелигиозные
группировки - от «стойких
марксистов» до масонов,
парамасонов и радикальных
экологов1.
В другом месте
своей работы Е. Морозов говорит,
что понятие мусульманского мазхаба,
можно с оговорками признать мусульманским
аналогом христианских конфессий.
Таким образом,
можно сказать, что данный подход
влечет за собой путаницу в понятиях, когда
Е. Морозов использует базовые понятия,
произвольно меняя их значение.
На наш взгляд,
геополитическая модель взаимодействия
культуры и религии не удовлетворительна.
Первая причина неудовлетворительности
этой модели взаимодействия культуры
и религии заключается, на наш взгляд,
в игнорировании воздействия на генезис
культуры других факторов, помимо географического
(точнее, социально - биологического) и
религиозного факторов.