Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:15, реферат

Описание

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Мировоззренческие установки…………………………………………3
Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии……..12
Заключение……………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Геополитика.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Однако существует ряд других факторов, анализ которых необходим для построения модели взаимодействия культуры и религии.

Экономический фактор: роль экономического фактора  хорошо разработана в марксизме. Кратко ее можно выразить цитатой  Ф. Энгельса:

«Я определяю  первое основное положение так: согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Если кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную бессмысленную фразу»1.

Фактор демографический: рост численности населения - в результате увеличения числа жителей быстрее  исчерпываются ресурсы и человек вынужден совершенствовать орудия труда, развивать производительные силы общества. Важность этого фактора была впервые высказана Дж. Вико, который в своих «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) высказал идею, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом»2. Эту идею развивали Э. Дюркгейм, Д. Менделеев, А. Богданов, О. Дуглас.

Фактор технический: роль в развитии истории техники  и технологии в частности. Важность технологии в развитии культуры подчеркивал Э. Тоффлер в своей работе «Футурошок», написанной еще в 1970. Он соотносит развитие культуры и технологии, как двигатель и топливо3.

Вторая причина  неудовлетворительности модели взаимодействия культуры и религии, заключается в явной идеологической и национальной предвзятости. Идеологическая ангажированность явно прослеживается в многочисленных и неуместных претензиям к самым различным политическим и научным группам. Так, например, Е. Морозов оппонирует (марксистам, либералам, материалистам, «зеленым» и т. д.). Национальная предвзятость автора явно выражается в его «евразийстве», поддержке идеи «богоизбранности» и т.п.

Удовлетворительная  с научной точки зрения модель взаимодействия может быть дана только в интеграционном подходе. С нашей точки зрения, применение интеграционного подхода, учитывающего всевозможные факторы (географический, социально-биологический, демографический и проч.) могло бы вывести вопрос о взаимодействии культуры и религии на новый теоретический уровень. 

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные  стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

Самым существенным моментом в отношениях религии и  политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного

морально-нравственного  регулятора, гуманистической системы  воспитания, ориентированной на

традиционные  ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Вико Дж. Основания  новой науки об общей природе  наций. М.-Киев, 1994. С. 216.

2. Гейден Г.  Критика немецкой геополитики.  — М., 1960.

3. Дугин А.  Основы геополитики. - М., 2000.

4. Елацков А.Б.  О понятии «геополитика» в  современной России // Вестник Санкт-Петербургского  университета. Серия 7: геология, география. 2000, Вып. 3. С. 11.

5. Колосов В  А Геополитика и политическая  география: учебник для студентов  вузов. - М., 2001.

6. Морозов Е.Ф.  Религии - расы - этносы // Вера. Этнос.  Нация. Религиозны компонент этнического  сознания / Отв. ред, МП. Мчедлов. - Изд 2-е, испр. и дополн. - М., 2009.

7. Семенов Ю.И.  Философия истории. - М., 2003.

8. Тоффлер А.  Футурошок. - СПб., 1997.

_________________________________

Энгельс Ф. Письмо И. Блоху, 21-22 сентября 1890 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 37. С. 394.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994. С. 216.

Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997. С. 21.

Источник: Илларионов, Г.А. Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии. / Г.А. Илларионов // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через  столетия: Сборник материалов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (1 июня 2010 г.). / Отв. ред. Е.В. Тихонова. - 2010. - Т. 1. - С. 227-231. 

Информация о работе Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии