Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:15, реферат
Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.
Введение…………………………………………………………………2
Мировоззренческие установки…………………………………………3
Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии……..12
Заключение……………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………..19
Однако существует ряд других факторов, анализ которых необходим для построения модели взаимодействия культуры и религии.
Экономический фактор: роль экономического фактора хорошо разработана в марксизме. Кратко ее можно выразить цитатой Ф. Энгельса:
«Я определяю первое основное положение так: согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Если кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную бессмысленную фразу»1.
Фактор демографический: рост численности населения - в результате увеличения числа жителей быстрее исчерпываются ресурсы и человек вынужден совершенствовать орудия труда, развивать производительные силы общества. Важность этого фактора была впервые высказана Дж. Вико, который в своих «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) высказал идею, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом»2. Эту идею развивали Э. Дюркгейм, Д. Менделеев, А. Богданов, О. Дуглас.
Фактор технический: роль в развитии истории техники и технологии в частности. Важность технологии в развитии культуры подчеркивал Э. Тоффлер в своей работе «Футурошок», написанной еще в 1970. Он соотносит развитие культуры и технологии, как двигатель и топливо3.
Вторая причина неудовлетворительности модели взаимодействия культуры и религии, заключается в явной идеологической и национальной предвзятости. Идеологическая ангажированность явно прослеживается в многочисленных и неуместных претензиям к самым различным политическим и научным группам. Так, например, Е. Морозов оппонирует (марксистам, либералам, материалистам, «зеленым» и т. д.). Национальная предвзятость автора явно выражается в его «евразийстве», поддержке идеи «богоизбранности» и т.п.
Удовлетворительная
с научной точки зрения модель
взаимодействия может быть дана только
в интеграционном подходе. С нашей точки
зрения, применение интеграционного подхода,
учитывающего всевозможные факторы (географический,
социально-биологический, демографический
и проч.) могло бы вывести вопрос о взаимодействии
культуры и религии на новый теоретический
уровень.
Заключение
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.
Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного
морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на
традиционные
ценности. Таким образом, в религии
можно увидеть механизм, позволяющий сохранить
как нравственные ценности, так и национальное
самосознание и укрепить солидарность
между нациями и народами.
Литература:
1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994. С. 216.
2. Гейден Г. Критика немецкой геополитики. — М., 1960.
3. Дугин А. Основы геополитики. - М., 2000.
4. Елацков А.Б. О понятии «геополитика» в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7: геология, география. 2000, Вып. 3. С. 11.
5. Колосов В
А Геополитика и политическая
география: учебник для
6. Морозов Е.Ф.
Религии - расы - этносы // Вера. Этнос.
Нация. Религиозны компонент
7. Семенов Ю.И. Философия истории. - М., 2003.
8. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997.
______________________________
1 Энгельс Ф. Письмо И. Блоху, 21-22 сентября 1890 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 37. С. 394.
2 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994. С. 216.
3 Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997. С. 21.
Источник: Илларионов,
Г.А. Геополитическая теория взаимодействия
культуры и религии. / Г.А. Илларионов
// Мировое культурно-языковое и политическое
пространство: взгляд через столетия:
Сборник материалов II Всероссийской (с
международным участием) научно-практической
конференции (1 июня 2010 г.). / Отв. ред. Е.В.
Тихонова. - 2010. - Т. 1. - С. 227-231.
Информация о работе Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии