Геополитические и социокультурные последствия распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:49, реферат

Описание

Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.

Содержание

Введение
………………………………………………………………………..
2
Общие геополитические последствия распада СССР
………………………..
3
Геополитические последствия распада СССР для России
…………………..
5
Социокультурные последствия распада СССР
………………………………
10
Заключение
……………………………………………………………………
13
Список используемой литературы
……………………………………………
14

Работа состоит из  1 файл

Реферат распад ссср - копия.docx

— 672.78 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Российской Федерации

Ставропольский Государственный  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра социальной философии и этнологии

 

 

 

Реферат на тему «Геополитические и социокультурные последствия распада СССР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

Проверил:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2011

Содержание

 

Введение

………………………………………………………………………..

2

Общие геополитические последствия  распада СССР

………………………..

3

Геополитические последствия  распада СССР для России

…………………..

5

Социокультурные последствия распада СССР

………………………………

10

Заключение

……………………………………………………………………

13

Список используемой литературы

……………………………………………

14


 

 

 

Введение

 

Распад СССР, оформленный  Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С.Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных

событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая

принимается большинством историков  и политиков. Все остальные вопросы,

связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом

острых дискуссий.

Анализ роли России в Содружестве  Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так  как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению  к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений  между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального  и международного сотрудничества.

Годы существования СНГ  свидетельствуют о том, что Содружество  в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению  новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических  реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Немало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

 

Общие геополитические последствия распада СССР

 

Что касается международных  последствий распада СССР, то после  перестройки многое изменилось в  плане как внутренней, так и  внешней политики. С 1992 по 1993 годы Россия прославилась своей безразличностью к арабо-израильскому конфликту, а также пассивным отношением к любым локальным конфликтам в мире. Одним словом, нам в те времена было все равно, что происходило на другом конце света, у нас своих проблем хватало. Чтобы хоть как-то улучшить свое положение в мировой политике бывшему СССР пришлось следовать глобальной политике, диктуемой НАТО и Соединенными Штатами Америки.

1 февраля 1992 году  Ельцин Б.Н. посетил резиденцию Кэмп-Дэвид, в которой совместно с американцами подписали декларацию о «прекращении холодной войны». Согласно этой декларации Россия и США больше не рассматривали друг друга потенциальными противниками. А уже в апреле Россию приняли во Всемирный банк и МВФ (т.е. Международный Валютный Фонд). Это было лучше и для Российской стороны, так как этот банк мог выдать деньги на преобразование экономики нашей страны, но с оговоркой, что деньги эти будут жестко контролироваться комиссией.

Самым поворотным моментом, в истории бывшего СССР стал договор о сокращении вооружения или как его принято называть СНВ-2. Этот договор обязывал США и Россию сократить свое ядерное вооружение на две трети, что серьезно ослабляло обороны обеих стран. Поэтому Федеральное собрание РФ до сих пор не ратифицировало этот договор.

В отношении азиатских  стран также нужно было предпринимать  действия, и сперва были налажены отношения с Южной Кореей. Китай же стал для нас серьезным торговым партнером нашей страны, вот только в начале 90-х годов нашу страну наводнили дешевые товары, о которых и так знает каждый. Вот только с японцами у нас ничего не получалось, а связано это было с известными всеми Курильскими островами.

Несмотря на все проблемы и международные последствия  распада СССР нам все-таки удалось  хоть как-то повысить свой авторитет  на мировой арене. Так в июле 1992 года президента Ельцина пригласили на участие в совещании «Большой семерки», которое проводилось в Мюнхене. После этого участие России в таких совещаниях стали регулярными. После очередной встречи «большой семерки» в Денвере (США) было принято переименовать ее в «большую восьмерку», в которую включили и Россию.

Роль России укреплялась и мы уже смогли отстаивать свои геополитические и национальные интересы. Все больше внимания стало уделяться балканскому и арабо-израильскому конфликтам. Мы даже направили свой миротворческий контингент на Балканы для урегулирования конфликта.

Стоит также упомянуть  роль НАТО в этой истории. Билл Клинтон  в 1994 году предложил как России, так  и СНГ присоединиться к программе  «партнерство во имя мира». Данные события были благоприятны, и Россия продолжала выводить свои войска и 31 августа 1994 году в Берлине состоялась торжественная церемония вывода Российских войск на родину.

Все проходило так, как планировалось, но на совещании 1994 года ОБСЕ в Будапеште многие страны, принадлежавшие Варшавскому договору, выразили готовность вступить в НАТО. Это не могло не беспокоить Россию, так как блок НАТО уже начинал расширяться на Восток, что серьезно угрожало безопасности нашей страны. В итоге состоялась встреча в Париже 27 мая 1997 году где мы подписали договор «об особом партнерстве России и НАТО». А через 2 года Польша, Венгрия и Чехия вступили в НАТО. Так что свой полувековой юбилей НАТО встретила заметным усилением.

Мир перестал быть биполярным, и Российская Федерация уже не могла серьезно влиять на внешнюю политику других стран. США и другие европейские страны могли вторгаться в другие страны без согласия России, и открыто применять силу в любой точке планеты. 

Геополитические последствия распада СССР для  России

 

Распад советского союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. Значение этого события определяется несколькими факторами.

Во-первых, значительно сместилась граница государства. Было утрачено 5 млн. км2 территории (СССР). Границы других республик с Россией стали теми, какими они были с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией – в середине 1800-х и с Западом – приблизительно в 1600 году, сразу после царствования Ивана Грозного.

Потеря Кавказа способствовала появлению опасений в отношении  Турции, потеря Средней Азии обернулась утратой многих энергетических ресурсов, а независимость Украины нанесла  значительный идеологический урон государству, чьи славянские корни оказались  «перенесены» за границу1.

Нельзя забывать, что Россия получила просто не обустроенные границы, которые нужно было оснащать заново. Эта проблема актуальна и сейчас – огромная территория страны требует  особого отношения к своим  границам. На границах и на периферии России появились «горячие точки». Россия, объявив себя правопреемником СССР и взяв на себя его внешние долги и обязательства, не может избавиться от старых геополитических проблем.

Россия лишилась значительной части портов, имеет ограниченный выход в Черное и Балтийское моря, хотя на Севере и Дальнем Востоке  сохранила широкий выход к  морям открытого океана. Территория страны сместилась к северу и удалилась  от ряда мировых транспортных путей. Характерной чертой прежней роли России был ее колоссальный безвозмездный  вклад в развитие окраин, зачастую себе в ущерб. Россия прилагала огромные усилия, чтобы вывести на столбовую  дорогу европейской цивилизации  все среднеазиатские республики, которые без этого  остались бы на уровне Афганистана.

Авторитет государства на международной арене оказался существенно  подорван. Более серьезный удар для  имиджа государства тяжело себе представить. Держава, еще совсем недавно соревнующаяся  с США за сферы влияния в  мире, теперь причисляется многими  специалистами к числу региональных держав «третьего мира», хотя и по-прежнему обладающая значительным, но все более  и более устаревающим ядерным  арсеналом2.

После распада СССР соседями России стали слабые государства  с теми же социальными и политическими  проблемами, что были и в нашей  стране. На международном рынке эти  государства оказались совершенно недееспособны, а их товары в свою очередь совершенно неконкурентоспособными3. Для России на сегодняшний день остался удел государства-поставщика ресурсов. По большому счету России больше нечего предложить мировому рынку, кроме разве что вооружения. В связи с экономической составляющей распада СССР нужно отметить и то, что Россия оказалась, отрезана от значительной части коммуникаций. Автомобильные, железнодорожные, авиационные, трубопроводные коммуникации оказались за границей. Многие направления движения транспорта из междугородных стали международными. И даже если рассматривать энергетический вопрос, то несложно посчитать ущерб от транспортировки, например, газа в Европу. Если бы граница современной России проходила по Украине и Белоруссии, то наше государство имело бы возможность торговать напрямую, соответственно, не приходилось бы платить огромные средства за трансферт ресурсов через территории соседних государств. К последствиям распада СССР нужно отнести и усиливающиеся региональные контрасты. Разница в доходах населения страны колоссальна. Это вызвано рядом причин. Во-первых, в первые годы независимой России значительно вырос вывоз сырья из ресурсных районов страны. В «перестроечные» годы было заложено благосостояние руководителей топливно-энергетических комплексов, а также руководителей финансовых структур.

 

Прирост экспорта РФ в 2010 г. по отношению к  РСФСР в 1960 г.

 

 

 

Таким образом, налицо зависимость  современной России от экспорта сырьевых ресурсов. Взятый правительством курс на модернизацию экономики России пока возымел минимальный эффект. Говорить о каких-либо существенных результатах  начала модернизации можно будет  не раньше 2015 года, в то время как  сама модернизация сможет наглядно проявить себя лишь к 2020 г.

Структура российской экономики.

При сравнении структуры  экономик 1960 и 2010 годов не стоит забывать, что размеры экономик существенно изменились. В 2010 году ВВП приблизительно соответствует по своему объёму 1990 году, однако он многократно превосходит ВВП 1960 года в абсолютном значении. Так, если в 1960 году добыча полезных ископаемых составляла 5,1% от ВВП страны, в 2010 году эта отрасль занимает уже 7,87%. При этом добыча нефти увеличилась на 238,3%, а добыча газа на 7458,5%.

 

 

Структура экономики:

 

РСФСР 1960 г.

 

 

 

РФ 2010 г.

 

 

 

 

 

В Москве и Санкт-Петербурге оборачивается около 80% финансов России4. К этому можно добавить и тот факт, что это единственные города в стране, куда люди стремятся в поисках работы. Большинство регионов страны после перестройки оказались просто бездействующими и неспособными обеспечить население рабочими местами и заработной платой.

Если говорить о централизации  власти в Советском Союзе, то после  распада Дальний Восток оказался в сложном положении. Некая «растянутость» коммуникаций в Сибири и на Дальнем  Востоке определила нынешнюю опасность  отделения этих территорий от нашей  страны. Оказалось, что привозить  товары и продукты гораздо дешевле  и проще из Японии и Китая, нежели из центра России. Прибавим к этому демографический кризис и крайне низкую заселенность территории – и мы получим регион, который больше заинтересован в сотрудничестве с иностранным государством, нежели с собственным. Таким образом, Дальний Восток определенно становится сферой интересов соседних государств. Занимаясь вопросами распространения протестантизма на территории России, я совершенно ясно убедился в том огромном влиянии, которое оказывают иностранные государства на эту территорию. На Дальнем Востоке гораздо чаще встречается не европейский протестантизм, который мы знаем, но его «упрощенная» американизированная версия, либо его корейский вариант. Интересно, что очень часто такие религиозные организации занимаются мошенничеством: дальневосточная граница крайне незащищена от разного рода махинаций со стороны иностранных благотворительных и религиозных организаций.

Информация о работе Геополитические и социокультурные последствия распада СССР