Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:48, контрольная работа
Данная работа ставит перед собой цель изучить геополитические концепции Карла Шмита.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) Выявить понятие и сущность геополитики.
2) Рассмотреть основателя современной геополитики Карла Шмита.
3) Изучить геополитические концепции:
- Концепция «номоса»;
- «Земля и Море»;
- Геополитическая теория «большого пространства» (Grossraum);
- Концепция тотальная война и фигура «партизана».
Введение 3
1. Понятие и сущность геополитики 5
2. Карл Шмит как один из основателей современной геополитики 8
3. Концепция «Номоса» 10
4. «Земля и Море» 11
5. Геополитическая теория "большого пространства" (Grossraum) 13
6. Тотальная война и фигура "партизана" 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В такой ситуации Море, Вода являются лишь периферийными цивилизационными явлениями, не вторгаясь в сферу "этического" (или вторгаясь эпизодически). Лишь с открытием Мирового Океана в конце XVI века, ситуация меняется радикальным образом. Человечество (и в первую очередь, остров Англия) начинает привыкать к "морскому существованию", начинает осознавать себя Островом посреди вод, Кораблем.
Но водное пространство резко отлично от сухопутного. Оно непостоянно, враждебно, отчуждено, подвержено постоянному изменению. В нем не фиксированы пути, не очевидны различия ориентаций. "Номос" моря влечет за собой глобальную трансформацию сознания. Социальные, юридические и этические нормативы становятся "текучими ". Рождается новая цивилизация. Шмит считает, что Новое время и технический рывок, открывший эру индустриализации обязаны своим существованием геополитическому феномену переходу человечества к "номосу" моря [4.27c].
Так геополитическое
противостояние англосаксонского мира
"внешнего полумесяца" приобретает
у Шмита социально-политическую дефиницию.
"Номос" моря есть реальность, враждебная
традиционному обществу. Геополитическое
противостояние сухопутных держав с морскими
обретает важнейший исторический, идеологический
и философский смысл.
Шмит разработал еще одну важнейшую геополитическую теорию, теорию "большого пространства " (Grossraum). Эта концепция рассматривает процесс развития государств как стремление к обретению наибольшего территориального объема. Принцип имперской интеграции является выражением логического и естественного человеческого стремления к синтезу. Этапы территориально го расширения государства, таким образом, соответствуют этапам движения человеческого духа к универсализму.
Этот геополитический закон распространяется и на техническую и на экономическую сферы. Шмит показывает, что начиная с некоторого момента техническое и экономическое развитие государства требует количественного и качественного увеличения его территорий. При этом не обязательно речь идет о колонизации, аннексии, военном вторжении. Становление Grossraum может проходить и по иным законам на основании принятия несколькими государствами или народами единой религиозной или культурной формы.
По Шмит, развитие "номоса" Земли должно привести к появлению Государства-континента. Этапы движения к Государству-континенту проходят от городов-государств через государства территории. Появление сухопутного Государства-континента, материкового grossraum'а является исторической и геополитической необходимостью.
В тексте 1940 года "Пространство и Большое Пространство в праве народов" Шмит так определил "Большое Пространство": "Сфера планификации, организации и человеческой деятельности, коренящаяся в актуальной и объемной тенденции будущего развития ". Уточняя эту несколько расплывчатую формулировку, Шмит указывал как на пример волевого создания "Большого Пространства" проведение в жизнь американской доктрины Монро[1.68c].
Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с Государством, а точнее, с Империей, эта концепция выходит за рамки обычного государства. Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе.
В отличие от унификационной пангерманистской модели Гитлера и от советского интернационализма Grossraum Шмита основывается на культурном и этническом плюрализме, на широкой автономии, ограничен ной лишь стратегическим централизмом и тотальной лояльностью к высшей властной инстанции. При этом Шмит подчеркивал, что создание нового "Большого Пространства" не зависит ни от научной ценности самой доктрины, ни от культурной компетентности, ни от экономического развития составляющих частей или даже территориального и этнического центра, давшего импульс к интеграции. Все зависит только от политической воли, распознающей историческую необходимость такого геополитического шага. [1.69c.].
Шмит в этой доктрине предвосхитил
основные линии современной интеграционной
политики.
Геополитические мотивы различимы у Шмита практически во всех темах, которые он рассматривает. В частности, он исследовал связь трех концепций "тотальный враг, тотальная война, тотальное государство". С его точки зрения, "тотальное государство" это самая совершенная форма государства традиционного типа, т.е. пик развития сухопутного "номоса". Несмотря на возможности исторической эволюции такого государства вплоть до масштабов Grossraum, в нем сохраняется неизменным сущностное качество. "Тотальное государство" исключает принцип "тотального врага" и "тотальной войны", так как представление о противнике, "враге" (а Шмит придавал огромное значение формулировке понятий "друг"/"враг ", оно выстраивает на основании себя самого, а следовательно, выдвигает концепцию "войны форм", в которой действует Jus bellum и участвуют только ограниченные контингенты профессиональных военных. Мирное население и частная собственность, в свою очередь, находятся под охраной закона и устранены (по меньшей мере, теоретически) из хода военных действий.
Либеральная доктрина, которую Шмит однозначно связывал с Новым временем и, соответственно, с "морской цивилизацией", с "номосом" моря, отрицая "тотальное государство" открывает тем самым дорогу "тотальной войне" и концепции "тотального врага".
В своей работе я рассмотрел геополитические концепции Карла Шмита и общая геополитическая картина, описанная Шмитом, сводилась к напряженному цивилизационному дуализму, к противостоянию двух Grossraum'ов англосаксонского (Англия + Америка) и континентально - европейского, евразийского. Эти два "Больших Пространства" талассократическое и теллурократическое ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому. При этом Шмит с пессимизмом относился к возможности свести этот конфликт к какой-то строгой юридической базе, так как цивилизационные макроконцепции обоих "Больших Пространств" основываются на взаимоисключающих "номосах", "номосе Земли" и "номосе Моря". Последний разрушительный элемент вносится развитием воздухоплавания, так как "воздушное пространство" еще менее поддается этико-правовой структурализации, нежели морское.
В конце жизни Шмит сосредоточил свое внимание
на фигуре "партизана ".
Эта фигура, по Шмиту, является последним
представителем "номоса" Земли, остающимся
верным своему изначальному призванию
вопреки "разжижению цивилизации"
и растворению ее юридически -культурных
основ. "Партизан" связан с родной
землей неформальными узами, и исторический
характер этой связи диктует ему основы
1. Александр Дугин. Основы геополитики, Москва, Арктогея, 2000
2. От геополитики к хронополитике. Хрестоматия.
3. Ю.В. Тихонравов. Геополитика. Геоюриспруденция (К. Шмит) Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 256 с.
4. Карл Шмит. Земля и море. Созерцание всемирной истории. Перевод с немецкого Ю.Ю. Коринца.
5. Сергей Лебедев.
Статья «Классики
6. А. Ф. Филиппова «Карл Шмит. Расцвет и Катастрофа».