Геополитическое пространство Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание

Современная фаза геополитического развития африканских госу¬дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще¬признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест¬ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическое пространство Африки 4
2. Геополитические факторы стабильности Африки 6
3. Геополитические интересы США и России в Африке 9
4. Геополитические вызовы и угрозы Африки 11
5. Конфессиональная разобщенность Африканского континента 12
6. Экономическая отсталость 14
7. Миграция 17
Заключение 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контр раб по геополитике.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)


3

 

Содержание

Введение                                                                                                                                                                   3

1. Геополитическое пространство Африки                                                                               4

2. Геополитические факторы стабильности Африки                                                                 6

3. Геополитические интересы США и России в Африке                                                   9

4. Геополитические вызовы и угрозы Африки                                                                              11

5. Конфессиональная разобщенность Африканского континента                                    12

6. Экономическая отсталость                                                                                                                        14

7. Миграция                                                                                                                                                    17

Заключение                                                                                                                                                     19

Список литературы                                                                                                                                      21
Введение

Современная фаза геополитического развития африканских госу­дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще­признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест­ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

В настоящее время в Африке представлена прак­тически вся палитра экономических, политических и социальных угроз, с которыми сталкивается человечество: голод, острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев, межгосударственные и гражданские войны, межэт­нические столкновения, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире).

   В геополитическом смысле Африканский континент - это раз­нородная мозаика племен и народов, их культур и верований, не составляют единой африканской цивилизации. Это, скорее, противо-цивилизация. При­знание же отдельными геополитиками факта реального существо­вания африканской цивилизации в качестве самостоятельной даже условно, с оговорками представляется сомнительным, несмотря ни на какие допущения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Геополитическое пространство Африки

   На территории Африки - второго по размерам континента (29,2 млн. км2) располагаются 53 государства с населением более 800 млн. человек крайне неоднородных в своем развитии.

   Северная Африка включает восемь стран: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару. Население стран Северной Африки в конце XX в. насчитывало около 150 млн. человек, в основном это арабы и берберы. Из-за высокой рождаемости количество жителей удваивается каждые 30 лет.

   Западная и Центральная Африка включает 23 страны: Нигерия, Камерун, Габон, Мали, Чад, Нигер, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, где проживают свыше 600 народов, говорящих более чем на 1,5 тыс. языках и диалектах.

   Восточная Африка включает 9 стран: Сомали, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда.  Они расположены на Восточно-Афри­канском плоскогорье.

   Южная Африка так же включает 9 стран, расположенных в бассейне рек Конго и Зам­бези: Ангола, Замбия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Сейшельские Острова, Маскаренские Острова, Коморские Острова и Мадагаскар.

   Экономика большинства африканских государств основывается на добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Континент богат полезными ископаемыми: алмазы (в южной и Западной Аф­рике), золото и уран (в Южной Африке), фосфориты, нефть и газ (в Северной и Западной Африке), руды железа, алюминия (в За­падной Африке), меди, кобальта (в основном в Южной Африке). Страны, которым с ископаемыми повезло меньше, вынуждены ориентироваться на сельское хозяйство (особенно на выращивание сахарного тростника, кофе, какао, ванили и других пряностей, хлопчатника), а также на заготовку древесины ценных сортов, ею особенно богаты тропические леса. Во многих государствах Северной и Восточной Африки важным источником дохода является туризм.

   Политическая система в большинстве стран современной Аф­рики носит авторитарный характер. Установленные в 38 из 45 го­сударств тропической Африки авторитарные режимы преимуще­ственно существуют в форме военных и гражданских диктатур. Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов граж­данского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способ­ность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порож­дает недовольство представителей племенной элиты других этносов.

 

 

 


2. Геополитические факторы стабильности Африки

 

   В последние десятилетия африканские страны не раз предпринимали попытки объединить усилия в борьбе с отсталостью и бедностью.

   Свидетельством стремления к интеграции стали решения о соз­дании Африканского экономического сообщества (1991), об образо­вании Африканского Союза (2001). Появился в 2001г. и НЕПАД - «Новое партнерство для развития Африки». Суть этой организации состоит в том, чтобы положить конец отсталости Африки, осущест­вить возрождение континента и избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. С целью укрепления трансафриканского сотрудничества была подана идея о введении в оборот единой валю­ты «афро». Также в контексте интеграционных процессов на Афри­канском континенте с целью решения глобальных проблем на поли­тическом уровне планируется создание новой трансконтинентальной институции - панафриканского парламента. Пока говорить о ка­ких-то позитивных результатах еще рано, но Афросоюз на сего­дняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

   Организация африканского единства (ОАЕ) была образована 25 мая 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Членами ОАЕ на сегодняшний день являются 53 африканских государства, однако на самом деле далеко не все принимают участие в ежегодных саммитах. Основной целью организации было сплочение всех стран континента для борьбы с колониализмом. Но, когда все африканские страны обрели независимость, ОАЕ оказалась бессильна перед межплеменными конфликтами, гражданскими войнами и постоянными военными пере­воротами в африканских странах.

   Реанимация ОАЕ в форме Африканского Союза (АС) является успешным завершением более ранних попыток африканского един­ства. Многие африканские лидеры показывают стремление к демокра­тии и развитию. Сильное гражданское общество во многих странах, революция в области использования информационных и коммуни­кационных технологий, общеконтинентальные корпорации и не­правительственные организации -все это углубляет межправитель­ственные связи различных государств, расширяет их вне пределов правительственных кабинетов. Появились и страны-лидеры:

   ЮАР - самая развитая экономическая система в Африке — теперь демократи­ческий лидер.

   Нигерия - самая густонаселенная страна континента - выступает сегодня локомотивом единства этого района мира.

   Африканский Союз стремится к интеграции на уровне европей­ской, включая создание континентального парламента, суда, цен­трального банка, общего рынка плюс формирование вооруженных сил по поддержанию мира и полицейских подразделений. Это са­мый амбициозный проект такого рода в мире после Европейского Союза.

   Самая большая проблема - это наличие политической воли и стремления к демократии чтобы:

  - увеличить сбор налогов для финансирования общеконтинентальных обязательств по дого­ворам и протоколам.

  - поддержать госу­дарственные и корпоративные решения по борьбе с коррупцией.

   Никакое другое сообщество в развивающемся мире не стреми­лось так к собственному усилению и демократизации путем созда­ния континентального парламента и судов для защиты прав челове­ка, как Африканский Союз. И если он окажется жизнеспособным, то АС будет вторым после европейского сообществом такого рода в мире. Оно значительно ускорит демократическое и экономическое развитие Африки.

   Хотя в сравнении с другими регионами мира интеграционный процесс в Африке еще не достиг мирового уровня, однако в последние годы темпы его развития заметно уско­рились, небольшие и разрозненные рынки африканских стран по­степенно объединяются. К настоящему времени в Африке созданы более десяти важных региональных организаций и организаций по экономиче­скому сотрудничеству, включая Африканский Союз, САДК (Сооб­щество развитию Юга Африки), Общий рынок для Восточной и Южной Африки (ОРВЮА).

   САДК считается самой перспективной региональной организацией на Африканском континенте, в которую сейчас входят 14 стран - участ­ниц. Его цели в рамках экономической интеграции: создать зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, центральный банк и валютный союз и к 2018г. осуществить валютную интеграцию.

 


3. Геополитические интересы США и России в Африке

 

   Современное мироустройство напоминает дом в виде пирами­ды, где вершину венчают США, а его нижние этажи занимают аф­риканские страны. При этом 33 государства Африки находятся в самом низу пирамидального строения мирового сообщества в нача­ле XXI в. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике.

   Процесс глобализации мировой политики обходит стороной многие страны Африки. К глобальным процессам миротворчества долж­ны быть подключены все страны Африки (малые и большие, состо­явшиеся и несостоявшиеся, исповедующие ислам или христианство и иные религиозные вероучения) во избежание их превращения в территории международного терроризма.

   Многие события и ситуации в Африке стали объектами миро­вой политики: проблема голода, экономическая отсталость, конфронтация внутри страны и между государствами, бедственное эконо­мическое положение, географически-демографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные орга­низации (ООН, НАТО, «восьмерка» и др.), вступающие со страна­ми Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирный политический ландшафт.

   Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время пред­выборной кампании 2000г., что «Африка не представляет интере­са с точки зрения национальных интересов США», после событий 11 сентября 2001г. был трансформирован в представление о том, что Африка имеет важное стратегическое значение с позиции аме­риканских национальных интересов. Как результат сравнительно низкого развития Африки, наличия там множества социально-экономических и политических проблем взгляд на Африку как про­блему для национальных интересов США только усилился. Именно в таком качестве Африка упоминается в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, введенной в дейст­вие президентом в сентябре 2002г.

   Американская администрация использует вопросы, связанные с заботой об африканской безопасности и раз­витием континента для восстановления своей «кредитоспособно­сти» в Африке.

   Интерес американ­ской политики в Африке состоит в ее защите от внешнего вмеша­тельства, а также в расширении участия африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.

   С точки зрения интересов России в Африке, большую важность представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала, причем закономерно и логично, новые возможности для России на континенте. Африканские руководители увидели в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской дипломатии. Анализ высказыва­ний российских и американских государственных, политических и общественных деятелей, различных источников и материалов на эту тему позволяет предположить, что наиболее перспективными сфе­рами для российско-американского взаимодействия в Африке в на­стоящее время являются:

  • содействие африканским странам в повышении продуктивности сельскохозяйственного производства;

  • помощь в борьбе с эпидемиями острозаразных заболеваний, ти­па СПИД, малярии и др.;

  • борьба с распространением пустынь;

 • помощь странам континента в урегулировании конфликтных си­туаций;

Информация о работе Геополитическое пространство Африки