Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:17, контрольная работа
Современная фаза геополитического развития африканских госу¬дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще¬признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест¬ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.
Введение 3
1. Геополитическое пространство Африки 4
2. Геополитические факторы стабильности Африки 6
3. Геополитические интересы США и России в Африке 9
4. Геополитические вызовы и угрозы Африки 11
5. Конфессиональная разобщенность Африканского континента 12
6. Экономическая отсталость 14
7. Миграция 17
Заключение 19
Список литературы
• содействие в развитии телекоммуникаций и средств связи;
• составление подробного географического атласа Африки и т.д.
4. Геополитические вызовы и угрозы Африки
Экономическая и технологическая отсталость Африки, сырьевая экономика как следствие колониального прошлого превратили ее в маргинальный сегмент геополитического пространства.
По данным Детского фонда ООН, на континенте самая высокая детская смертность в мире. Около 50% населения тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становятся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали.
Сложилась ситуация, когда Африка самостоятельно не может преодолеть негативные тенденции в своем развитии.
Африка остается поставщиком преимущественно сырьевых товаров на мировой рынок. Импорт товаров в страны Африки по объему превышает экспорт.
В географическом отношении внешняя торговля стран Африки ориентирована на промышленно развитые страны ЕС, что связано с относительной географической близостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного происхождения и руд металлов. В импорте преобладают готовые изделия (до 70%): средства транспорта, машины и оборудование, а также продовольствие.
5. Конфессиональная разобщенность Африканского континента
Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. В Африке христианство существенно трансформировалось.
Христианство проникло в Северную и Восточную Африку еще в начале I тыс. В Эфиопии и Эритрее сформировалась и существует поныне одна из его ветвей - Эфиопская православная церковь. Европейские колонизаторы, начиная с XV-XVI вв., также стремились распространить христианство, преимущественно католичество, в своих владениях.
В конце XIX в. в странах Африки, за исключением, находящихся в северной ее части, возникли удивительные сплавы христианства и местных верований, которые теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разнообразных сект. Единственное, что их объединяет, - стремление создать «черное» христианство, противопоставив его «белому». Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библейских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешностью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел.
Постепенно в Африке сформировались два больших геополитических пространства, разделенных конфессиональными различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, и второй -тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундаментализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.
6. Экономическая отсталость
Многие аналитики видят причину углубления экономического кризиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономики, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики - конкуренция, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических факторов на рынке.
Однако критики монетаризма справедливо упрекают неолиберализм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что приводит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Сегодня африканские страны уже в полной мере почувствовали разрушительную силу монетаристских экспериментов.
По оценкам российских экспертов, для обеспечения стабилизации Африканского континента необходимы инвестиции в размере 100 млрд. долл. в год. Сегодня такие деньги предоставить африканским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром антимодернизации современного мира.
Некоторые геополитики видят в этом новом противостоянии «Севера» и «Юга» не что иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что современный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с «некой тенью, призраком цивилизации, нависающей из будущего».
Такой геополитический прогноз весьма тревожен; труднее всего бороться с теми угрозами, которые четко не идентифицируются.
Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресурсами, большинство государств континента никак не научатся использовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая коррупция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих государствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.
Финансовая глобализация вызывает неоднозначные экономические последствия, которые могут нанести ущерб экономической безопасности африканских стран.
Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и нередко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным заимствованиям.
Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банковского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экспортными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали развитию долгового кризиса в странах Африки.
Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства — участники валютных зон в Африке замедляют развитие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохраняют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.
В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особенно высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокращения доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высоких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняющимся неравноправным положением во внешней торговле.
7. Миграция
Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политической дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с миграцией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на «третью волну» демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африканцев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отношении массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция.
Южная Африка - индустриальная страна, которая предоставляет много возможностей другим африканским странам, нуждающимся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских мигрантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Южная Африка является «большим братом», который должен принимать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не прибегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им политической нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды.
Заключение
Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности во многом связано с тем, что после окончания холодной войны здесь образовался «вакуум силы», поскольку не только постсоветская Россия, но и США не стали расходовать средства на стабилизацию ситуации на континенте. Предотвратить и урегулировать постоянно растущее число военных конфликтов в Африке не удается даже с помощью ООН. «Голубые каски» ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в заложники к вооруженным группировкам. Одна из проблем состоит в том, что в Африке отсутствуют страны-лидеры, имеющие серьезные региональные амбиции и обладающие необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Пытаются участвовать в мирном урегулировании неправительственные международные организации - Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология служат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Известно, что демократические принципы сосуществования различных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, но на практике они игнорируются.
Задача укрепления безопасности африканских государств невозможна сегодня без участия международных организаций, реализации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреждения и реакции на возникающие конфликты под эгидой международного сообщества при непосредственном участии общеафриканских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.
Список литературы
1. Косухин Н.Д. Африка: политизация этничности // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2006. -№ 1 (6) - С. 100-108.
2. Лебедева Э.Е., Хорос В.Г. Африканская цивилизация в глобализирующемся мире. - М., ИМЭМО РАН, 2008. С. 63
3. Маринченко А.В. Геополитика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 429 с. - (Высшее образование).
4. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 359 с.
5. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Государственное и муниципальное управление”, “Международные отношения”, “Регионоведение”. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.- 527 с.
6. Страны Африки. Политико-экономический справочник. М.: Изд-во Института Африки РАН, 2007. С. 45