Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:38, контрольная работа
Целью работы является изучение геополитики государств Южной и Юго-Восточной (на примере Индии).
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
•дать характеристику Южной Азии как отдельного геополитического региона и показать роль и место Индии в региональной системе;
•рассмотреть американо-индийские отношения;
•изучить перспективы сотрудничества России и Индии.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Роль и место Индии в Южной Азии как отдельном геополитическом регионе…………………………………………………………………………5
2.Американо-индийские отношения……………………………………10
3.Сотрудничество Индии и России……………………………..………13
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………20
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Геополитика»
на тему: «Геополитика государств Южной и Юго-Восточной Азии»
(на примере
Индии)
Новокузнецк 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Рубеж веков преподнес мировому сообществу немало сюрпризов: разрушен СССР – сверхдержава мира, а Российская Федерация прилагает немалые усилия для того, чтобы стать субъектом геополитики, – в 1990-х гг. застопорилась, забуксовала динамично отлаженная японская экономическая машина, – на планетарный экономический и политический Олимп стремительно ворвался Китай, а вслед за ним в число региональных могучих держав вошла Индия.
Изменения в соотношении сил, произошедшие в геополитике за последние десять лет, были настолько революционными, что многие международные организации, структуры, страны и их правительства и в XXI в. остаются в определенной мере дезориентированными относительно расстановки сил на мировой арене.
Со второй половины 80-х годов XX века Южная Азия, и, прежде всего, Индия как признанный лидер региона, оказались в фокусе международного внимания в связи с бурным развитием индийской экономики. Рост экономического потенциала региона сопровождался углублением процесса его милитаризации. Военные расходы здесь постоянно растут, и в настоящее время по этому показателю Южная Азия уступает только региону Ближнего Востока и Северной Африки. Причем львиная доля - более 90% общих расходов на военные нужды приходится на Индию и Пакистан. Проблема милитаризации Южной Азии не может не волновать мировое сообщество. Наращивание военного потенциала способствует не только увеличению конфликтности в регионе, но и таит в себе реальную угрозу региональной и международной безопасности в свете перехода Индией и Пакистаном ядерного рубежа.
Положение Индии как естественного лидера среди государств южно-азиатского субконтинента по ряду географических, демографических и экономических показателей, закрепляется ее активной региональной политикой. Позиция Индии в вопросах обеспечения политической
стабильности в Южной Азии имеет принципиальное значение для всего комплекса региональной безопасности.
Целью работы является изучение геополитики государств Южной и Юго-Восточной (на примере Индии).
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
В
качестве теоретической базы исследования
стали работы С.И. Лунева, посвященные
внутрирегиональным процессам и истории
дипломатических отношений в Южной Азии,
кроме того, важные сведения о истории
развития ядерной программы Индии, эволюции
ее отношений с Соединенными Штатами Америки,
реакции Вашингтона на испытания индийского
ядерного устройства, политики администраций
У.Клинтона и Дж. Буша-младшего в данной
области, приведшей к заключению американо-индийской
«ядерной сделки» рассмотрены в труде
Оборотова С.А «Ядерный фактор в американо-индийских
отношениях: 1991-2008», геополитическая картина
взаимоотношений России и Индии проанализирована
в труде Нартова Н.А., Нартова В.Н. «Геополитика».
Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. Южная Азия отделена от сопредельных географических регионов естественными границами. Геостратегическое положение стран Южной Азии отличается большим своеобразием: в центре - Индия, а остальные государства расположены по краям субконтинента. Только Индия имеет со всеми другими странами региона общую сухопутную или морскую границу. Геополитические реалии играют огромную роль для системы межгосударственных отношений в регионе.
На долю Индии приходится 73,4% территории Южной Азии, 76,5% населения региона и около 80% валового национального продукта, производимого здесь. Сходная ситуация существует и в военном отношении. [2, с.76] Естественное доминирование одной страны предопределяет особенности региональной обстановки.
Доминирование Индии в регионе вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы, к стремлению выносить нерешенные вопросы в отношениях с Индией на суд международной общественности. Шри-Ланка пыталась даже добиться права считаться страной Юго-Восточной Азии и обращалась (правда, безуспешно) с просьбой принять ее в АСЕАН.
Внутриполитическая обстановка в соседних государствах региона оказывает значительное воздействие на состояние отношений Индии с этими странами. Опыт показал, что наиболее стабильные отношения складывались с Непалом, где за тридцать лет (вплоть до 1990 г.) не происходило существенных внутриполитических перемен, а также с Бутаном. Самые резкие колебания присущи индийско-бангладешским отношениям, что связано с неоднократными военными переворотами и сменой правительств в Бангладеш, вносящими элементы нестабильности в ее внешнеполитический курс и систему международных связей в Южной Азии.
Индийские правительства, ставя цель обеспечения долговременных интересов своей страны в Южной Азии, как правило, стремятся стабилизировать обстановку в регионе, выступают за нормализацию внутриполитического положения в странах Южной Азии, поддерживая там буржуазно-демократические движения и в то же время добиваясь эволюционной демократизации реакционных режимов. Индия обычно выступает на стороне демократических движений в Южной Азии.
Следует
отметить и проблемы взаимоотношений
в Южной Азии, связанные с религиозной
гетерогенностью (в трех странах
преобладает мусульманское
Все это нашло конкретное проявление в осложнении двусторонних отношений Индии с ее соседями (территориальная и пограничная, религиозно-этническая и иммиграционная проблемы, распределение водных ресурсов, милитаризация и осуществление ядерных программ).
Однако рост экономических проблем в соседних с Индией странах стимулирует стремление к региональному сотрудничеству и, соответственно, к расширению связей с Индией. Противоречие между желанием получить экономические выгоды и страхом перед Индией вынуждает ее соседей постоянно маневрировать.
Для устранения недоверия между государствами и народами региона, укрепления региональной безопасности важную роль могла бы сыграть Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). До сих пор ее деятельность принесла относительно мало реальных результатов, однако следует учесть, что это первая региональная организация Южной Азии, находящаяся в самом начале пути. СААРК пока отличается от АСЕАН и других ассоциаций «третьего мира» отсутствием консенсуса по проблемам внерегиональных, внутрирегиональных источников угрозы региональной безопасности.
Наиболее значительными факторами, влияющими на систему взаимоотношений в странах Южной Азии, являются различные национальные интересы, культурно-идеологическая несовместимость или, напротив, схожесть, а также внешние связи.
Один и тот же фактор может по-разному влиять на двусторонние отношения Индии со своими соседями. Так, схожесть социальных структур Индии и Пакистана неоднозначно сказывалась на взаимосвязях, но этот же фактор позитивно влиял на отношения между Индией и Шри-Ланкой.
Культурно-идеологические расхождения между Индией и ее соседями носят, естественно, долговременный характер и имеют основополагающее значение. Однако следует подчеркнуть, что в зависимости от конкретной ситуации эти различия могут быть затушеваны. Для таких малых стран, как Мальдивы (с мусульманским населением) и Бутан (с буддийским населением), намного важнее то, что Индия может способствовать обеспечению безопасности (Мальдивы) или экономическому развитию (Бутан). Фактически такую же позицию занимает и Шри-Ланка, заинтересованная в укреплении связей с Индией в данных областях.
В
частности, благодаря культурно-
Национально-этническая близость населения Бангладеш и населения индийского штата Западная Бенгалия противоречит религиозной гетерогенности. Но национально-этническая близость определяет заинтересованность Бангладеш в укреплении культурных связей с Индией, и внутриполитическая демократизация должна привести к сближению двух стран на этом направлении.
Необходимо отметить и такие геополитические реалии, как географическое положение, размеры территории, валового национального продукта и численность населения. Экономических и военных возможностей Индии на данном этапе достаточно лишь для обеспечения потребностей малых стран. Географическая отдаленность (Мальдивы) обеспечивает наличие меньших противоречий с Индией.
Основную роль в системе международных отношений в Южной Азии играют индииско-пакистанские отношения - и из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния. В них в сконцентрированном виде проявляется влияние практически всех негативных факторов. Наличие разных национальных интересов, политических систем и политических культур, религиозная гетерогенность дополняются геостратегическим фактором. Пакистан находится на стыке с мусульманским регионом, благодаря связям с которым может получать дополнительные экономические и военные возможности усиления своих позиций в противостоянии с Индией. [2, с.80]
Крайне сложно совместить два диаметрально разных подхода Индии и Пакистана к развитию межгосударственных отношений в регионе. Пакистан категорически отказывается от признания своего подчиненного Индии положения и от прекращения военно-политических контактов с внешними силами, а для Дели абсолютно неприемлемо участие этих сил в региональной системе безопасности.
Одна из основных проблем не только индийско-пакистанских отношений, но и региональной безопасности (а в новых условиях, возможно, и всеобщей) - развитие ядерных программ в обоих государствах.
Ядерная политика Индии представляет собой пример вызова гегемонии ядерных держав со стороны державы-претендента на повышение в иерархии системы международных отношений. Среди держав среднего ранга перспективы Индии на повышение в статусе выглядят наиболее предпочтительно. [5, с.47]Огромный демографический ресурс, выгодное стратегическое положение, третья по численности в мире армия (после США и КНР), амбиции политической элиты, высокий авторитет на международной арене (особенно среди развивающихся стран) и устойчивая демократическая форма государственной организации являются весомыми компонентами индийской мощи. Развал биполярной системы совпал с началом масштабных реформ по либерализации экономики Индии, позволившей Дели в короткие сроки достичь высоких темпов экономического роста и значительно увеличить ассигнования на развитие высокотехнологичного сектора и модернизацию вооруженных сил. На сегодняшний день объем ВВП Индии перевалил отметку в 1 триллион долларов (12 место в мире), по показателям ВВП по паритету покупательной способности Индия вышла на четвертое место после США, КНР и Японии. Экономический потенциал страны огромен, учитывая устойчивые темпы роста, быстро формирующийся средний класс (численность которого превышает все население США) и отсутствие в обозримом будущем проблемы старения нации. Еще в середине 1990-х гг. в американском политическом лексиконе за Индией было закреплено определение «держава, находящаяся в стадии становления» (emerging power).
Информация о работе Геополитика государств Южной и Юго-Восточной Азии (на примере Индии)