Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:38, контрольная работа
Целью работы является изучение геополитики государств Южной и Юго-Восточной (на примере Индии).
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
•дать характеристику Южной Азии как отдельного геополитического региона и показать роль и место Индии в региональной системе;
•рассмотреть американо-индийские отношения;
•изучить перспективы сотрудничества России и Индии.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Роль и место Индии в Южной Азии как отдельном геополитическом регионе…………………………………………………………………………5
2.Американо-индийские отношения……………………………………10
3.Сотрудничество Индии и России……………………………..………13
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………20
Таким
образом, неприятие Индией норм режима
ядерного нераспространения
Политический авторитет Индии на мировой арене продолжает расти, страну считают наиболее вероятным кандидатом в постоянные члены Совета Безопасности ООН и в «Большую восьмерку». [3, с.128]
Улучшаются двусторонние индийско-американские отношения, изменения внешнеполитического курса США в Южной Азии весьма позитивны для Индии. Кардинально пересмотрен Вашингтоном подход к кашмирской проблеме. Белый дом больше не считает необходимым проведение плебисцита в Кашмире (на чем настаивает Пакистан) и выступает за урегулирование в рамках Симлского соглашения 1972 года (согласно которому проблема должна решаться путем двусторонних переговоров. – Ред.), хотя и оказывает давление на Дели по вопросу о соблюдении прав человека в Кашмире и Пенджабе.
В 1999-м Вашингтон фактически поддержал Индию во время индийско-пакистанских столкновений, а Билл Клинтон потребовал от Исламабада прекратить военные действия. В марте 2000 года в ходе своей поездки по Южной Азии президент США впервые возложил ответственность за непрекращающееся насилие в Кашмире на «определенные лица» в пакистанском правительстве. Соединенные Штаты перестали оказывать военную поддержку Пакистану, что, по сути, означало исчезновение противоречий между США и Индией в Южной Азии.
После
известных событий 11 сентября 2001-го
резко интенсифицировалось
После прихода к власти Джорджа Буша-младшего эксперты, учитывая традиционно более жесткую, чем у демократов, позицию республиканцев в отношении КНР, заговорили о возможности создания треугольника Вашингтон – Токио – Дели. Администрация США отрицает, что развитие американо-индийских связей нацелено на сдерживание Китая, однако это стремление у Вашингтона, бесспорно, присутствует. В феврале 2006 года в ежеквартальном обзоре Пентагона была, по существу, объявлена цель превратить Индию в «фактического» союзника для завершения «окружения» Китая. [3, с.130]
Внутриполитическая ситуация воздействует на курс Дели в отношении единственной сверхдержавы. Националистическая Бхаратия джаната парти занимает достаточно критическую позицию, когда дело касается Америки. Если же говорить о партии Индийский национальный конгресс, то она удерживает власть только благодаря поддержке левоцентристов. Среди левых же большинство составляют коммунисты, а КПИ и КПИ(м) однозначно выступают за укрепление индийско-китайских отношений и ограничение связей с Соединенными Штатами.
В
последнее десятилетие военно-
Более
всего двусторонние отношения осложняла
ракетная и ядерная программа
Индии. Вашингтон неоднократно призывал
Дели подписать Договор о
Более того, в декабре 2006 года Джордж Буш подписал одобренный американским Конгрессом Закон о мирном сотрудничестве США и Индии в области атомной энергии, касающийся поставок ядерных топлива и технологий даже в том случае, если страна не присоединится к ДНЯО.
В течение всего постбиполярного периода происходил почти постоянный рост индийско-американского торгового оборота. Соединенные Штаты – главный рынок для сбыта индийских товаров. Правда, в относительных цифрах их доля упала с 30 % всего экспорта Индии в 2000-м до 16,7 % в 2005 году. США (наряду с Маврикием) являются и основным инвестором в индийскую экономику, а также исключительно важным поставщиком технологий. [3, с.134]
Однако перспективы отношений далеко не безоблачны. На глобальном уровне все-таки происходит рост (пока латентный) конфликтного потенциала, связанный с расхождениями по вопросам геополитики (индийское правительство периодически публично осуждает конкретные действия Вашингтона) и геоэкономики. Закончился период некоторой растерянности Дели, вызванной крахом биполярной системы. Индия начала противодействовать экономической глобализации в тех ее проявлениях, которые негативно сказываются на положении развивающихся стран.
Таким
образом, индийско-американские отношения
строятся на жестко прагматических расчетах.
Духовно, по своему менталитету, среднестатистический
индиец гораздо лучше относится к России,
чем к США. Они с благодарностью помнят
ту огромную экономическую помощь, которую
СССР оказал Индии в конце 1950 – начале
1960-х гг. Сейчас расширение индийско-американских
отношений может сыграть положительную
роль для России. Еще более окрепнув экономически,
Индия может оказывать помощь России.
Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы интересов российской дипломатии. Исторический курс Москвы на евро-американское сосуществование совсем не противоречит интересам РФ в Южной Азии.
Российско-индийская дружба является наглядной демонстрацией того, чего можно достичь, если цели политиков двух великих народов с богатейшей историей и культурой совпадают, особенно в дни нового века и тысячелетия. К настоящему времени между Москвой и Дели заключено более 70 межправительственных соглашений и документов в важнейших областях сотрудничества: торгово-экономической, технологической, военной и т. д.
В 1993 г. между Россией и Индией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В его развитие разработан еще один важный политический документ – Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия. [4, с.417] Эта Декларация – основной документ, определяющий сотрудничество двух стран в новом миллениуме. Декларация – веское слово «двух держав в пользу становления многополюсного миропорядка, построенного на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. Принципиально важно, что Декларация практический документ не только в двухстороннем измерении, но и в глобальном аспекте».
В последние годы ушедшего века и сейчас Москва и Дели выступают за то, чтобы тенденция к многополюсности стала главной в формировании новой системы геополитических отношений. Лидеры России и Индии неоднократно подчеркивали, что они выступают против того, чтобы делить страны мира на «ведущие» и «ведомые», против односторонних решений ключевых проблем политики и экономики к выгоде лишь узкой группе государств. Нас объединяет стремление обеспечить всем народам право самим определять выбор социального, политического и экономического развития, свою судьбу.
Активизируются связи между Москвой и Дели в области военно-технического сотрудничества. В суммарном объеме экспорта российских вооружений на долю этой страны пришлось более 30% всех экспортных поставок России. В портфеле заказов Рособоронэкспорта индийские контракты также составляют 1/3. В начале и середине 1990-х гг. Россия в основном продавала Индии готовые вооружения, а затем та заказывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам. Наиболее масштабные среди них – контракты на строительство трех фрегатов. Стоимость контракта составляет более 1 млрд долл.
В конце мая 2001 г. со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний (третий) фрегат из серии боевых кораблей, строящихся по заказу Индии. Корабли проходят швартовые и ходовые испытания систем и механизмов. Первый фрегат Индия получила в мае 2002 г. Корабли оснащены новейшими образцами вооружений и по своим параметрам соответствуют, а по некоторым даже превосходят зарубежные аналоги. Так, зарубежных аналогов ракет системы «Клаб-Н», которыми вооружены индийские фрегаты, не существует. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.
С вводом в боевой состав национальных ВМС трех фрегатов Индия получила возможность эффективного решения широкого круга задач как в морской, так и в океанской зоне. [4, с.418] В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками фрегат данного проекта гарантированно уничтожит субмарины на дистанции, с которой те не смогут произвести пуск торпед. В классическом морском бою один фрегат, используя штатное вооружение, способен разгромить отряд надводных кораблей.
Подписан крупный контракт на поставку Индии 310 танков Т-90С – на 806 млн долл. Срок реализации контракта составляет восемь-десять лет. В соответствии с достигнутым соглашением 124 танка поставлены как готовые изделия в 2001–2003 гг., остальные 186 машин будут собираться по лицензии в городе Авади. По требованию Дели русские специалисты провели испытания трех танков Т-90С в пустынных и горных районах Северной Индии в крайне тяжелых климатических условиях. «Контрактом века» назвали специалисты и СМИ договоренность с Индией в сфере авиации. Речь идет об организации лицензионного производства в Индии 140 многофункциональных истребителей СУ-30 МКИ стоимостью 3,3 млрд долл. Срок реализации контракта составляет 17 лет. Контракт позволит Дели освоить принципиально новые технологии и продвинуть собственные авиастроительные программы. Подписан контракт на поставку в Индию партии вертолетов К-31, самолетов МИГ-29К. Эта машина корабельного базирования оснащена мощным радаром, позволяющим контролировать воздушное и морское пространство в радиусе до 150 км.
Итак, можно утверждать, что между Россией и Индией хорошо складывается политическое взаимодействие, налажено широкомасштабное сотрудничество в военно-технической и научно-технической областях. Однако уровень экономического сотрудничества не соответствуют потенциалу двух стран, их возможностям и потребностям. Взаимный товарооборот без учета военно-технического сотрудничества, которое динамично развивается на основе долгосрочной программы до 2010 г., составляет сейчас всего около 1,5 млрд долл. Доля России во внешнеторговом обороте Индии сократилась до 1,7%, в то время как в начале 1990-х гг. она составляла около 10%, а товарооборот превышал 5 млрд долл.
Среди негативных моментов в торгово-экономической сфере необходимо прежде всего отметить преобладание традиционных товаров и узость в номенклатуре взаимных поставок (объемы экспорта российского комплектного оборудования в 2003 г. составили всего около 40 млн долл.), а также низкая эффективность сотрудничества в инвестиционной сфере. В Индии зарегистрировано 24 предприятия с российскими инвестициями, преимущественно лицензионного и торгового характера, общим объемом капиталовложений примерно 10 млн долл. Накопленный объем индийских инвестиций в российскую экономику также незначителен (на конец 2003 г.– 3 млн долл.). В России зарегистрировано более 200 коммерческих организаций с участием индийского капитала, действующих в основном в сфере торговли и услуг, а также в производстве продуктов питания, медикаментов и легкой промышленности.
Из России традиционно экспортируются минеральные удобрения, цветные и черные металлы, газетная бумага, уголь, кокс, химические продукты и другие сырьевые товары – более 80% всего объема экспорта. Доля машин, оборудования и транспортных средств (авиатехника, металлорежущие станки, электротехника) в последние годы сократилась до 6% в год, но в 2003 г. составила примерно 15%. Возросли поставки кокса, золота, металлических руд и синтетического каучука. [4, с.420] Основные статьи импорта из Индии – чай, кофе, рис, табак, соевый шрот, фармацевтические и парфюмерные товары, текстиль и кожгалантерея. Сельхозпродукция в 2003 г. составила около 40% стоимости импорта, хлопчатобумажная пряжа, ткани и одежда – 22%, фармацевтическая продукция – 11%, машино-техническое оборудование – 5%.
Более успешному развитию экономического сотрудничества между двумя странами мешает то, что Индия иногда инициирует антидемпинговые расследования, дискриминирующие российский бизнес. Это связано с тем, что Индия в числе немногих стран не желает еще признавать рыночный статус российской экономики. Антидемпинговому преследованию чаще всего подвергаются товары машиностроения и химической промышленности.
Информация о работе Геополитика государств Южной и Юго-Восточной Азии (на примере Индии)