Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание

Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств.
Мы должны настаивать, чтобы наши иностранные партнеры, работающие на освоении богатейших недр Казахстана, реально и серьезно повернулись к нуждам страны и приняли решительное участие, разумеется, на рыночной основе, в диверсификации нашей экономики и социальном развитии Казахстана.

Содержание

Введение

Глава 1: Социально-экономическое развитие
Прогнозная потребность в энергетических углях на рынках сбыта
Технические возможности развития добычи угля
Баланс потребности и ресурсов казахстанских энергетических углей
Инвестиции на развитие угледобывающих предприятий

Глава 2: Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана
2.1. Экибастузский уголь
Оборудование
Продукция
Качество
Экология

Заключение

Работа состоит из  1 файл

окончательно!!!!!!!.doc

— 780.00 Кб (Скачать документ)

По экибастузским углям, после  обеспечения действующих, расширяемых  и новых электрогенерирующих  мощностей, а также поставок в  Российскую Федерацию 22,0 млн. тонн в  год, свободные ресурсы углей  составят: в 2010 году - 9,78 млн. тонн, в 2015 году - 7,88 млн. тонн и в 2020 году - 0,63 млн. тонн.

Баланс потребности и ресурсов казахстанских энергетических 
                     углей на перспективу до 2020 года

 

По годам, млн. т.н.т. в год

Потребность и  ресурсы в

2010

2015

2020

Примечания

1

2

3

4

5

1

Экибастузские угли,

60,72

72,3

80,7

включая экспорт  в

Российскую  Федерацию,

потребность всего

 

в том числе: - потребность

58,57

71

80,2

в энергетических углях;

 

то же, для  коммунально-

2,15

1,36

0,36

бытовых нужд;

 

то же, экспорт  в

22

22

22

Рос. Федерацию

 

ресурсы

70,5

80,2

81,3

 

(+)

9,78

7,88

0,63


 

 

 Добыча открытым способом увеличится с 84,65 млн. тонн в год в 2007 году до 133,0 млн. тонн в 2020 году. В целом за рассматриваемый период с 2007 по 2020 годы будет добыто открытым способом 1574,89 млн. тонн, в том числе: 
      Экибастузский бассейн - 1042,10 млн. тонн.   

Прирост добычи и добыча за рассматриваемый период при открытом способе будут обеспечены за счет реконструкции и технического перевооружения с заменой устаревшего морально и физически оборудования. В целом, за рассматриваемый период инвестиции на развитие добычи угля открытым способом составят 1846,56 млн. долл. США.

1.4. Инвестиции на развитие угледобывающих предприятий

Анализ сводных капитальных вложений на развитие угледобывающих предприятий Казахстана показывает, что общий объем инвестиций на развитие добычи составит 3980,72 млн. долл. США. Из них: 
      на добычу коксующихся углей - 2134,16 млн. долл., или 7,68 долл. США на 1 тонну; 
      на добычу энергетических углей - 1846,56 млн. долл., или 1,17 долл. США на 1 тонну.    

 

Сводные капитальные вложения на развитие угледобывающих 
                         предприятий Казахстана, млн. тенге

 

Наименование

Всего за

в том числе  по годам эксплуатации

предприятий

2007-2020 годы

 

млн. $

млн.

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

 

тенге

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Экибастузский

1039,61

126832

5712,9

8598,6

13118,03

15193,46

10548,2

7583,4

7341,89

бассейн

в том числе:

                 

ТОО "Богатырь

660,26

80552,1

3032,5

5191,8

9499,9

13217

7918,5

5503,4

3996,71

Аксес Комир"

АО "ЕЭК"

301,81

36820,6

1556,3

3311

3531,03

1790,3

2443,49

1893,84

3159,02

разрез

"Восточный"

ТОО

77,54

9459,71

1124,1

95,8

87,1

186,16

186,16

186,16

186,16

"Ангренсор"

разрез

"Екибастузский"


 

 Продолжение таблицы

в том числе  по годам эксплуатации

Незавершенное

строительство,

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

млн. тенге

11

12

13

14

15

16

17

18

13263,39

8058,33

8370,02

6589,39

7801,23

8226,08

6427,62

 
               

10392,71

5168,21

4180,11

1848,66

3996,96

4109,16

2497,11

 

2685,12

2703,96

2782,76

3333,58

2397,12

2709,77

2523,36

 

186,16

186,16

1407,15

1407,15

1407,15

1407,15

1407,15

 

 

 

  Финансирование мероприятий по поддержанию добычи на достигнутом уровне, на расширение действующих предприятий, реконструкция и техническое перевооружение которых осуществляется, в основном, за счет собственных финансовых средств (прибыль, амортизационные отчисления) и внутрихозяйственных резервов предприятия.    

 В соответствии  с техническими и технологическими  решениями по увеличению мощности  угледобывающих предприятий определены  их основные технико-экономические  показатели по добыче энергетических  углей на предприятиях Республики Казахстан.  Анализ основных технико-экономических показателей показал, что средневзвешенная прогнозная себестоимость добычи 1 тонны энергетического угля (франко-разрез, франко-шахта) увеличится с 598,58 тенге в 2007 году до 1199,58 тенге в 2020 году. А средневзвешенная прогнозная цена 1 тонны энергетического угля (франко-разрез, франко-шахта) на внутреннем рынке увеличится с 709,22 тенге в 2007 году до 1405,02 тенге в 2020 году. Прогнозная цена и себестоимость энергетического угля (франко-разрез) на внутреннем рынке Республики Казахстан приведена в следующей таблице.

Технико-экономические показатели по добыче энергетических углей 
                     на предприятиях Республики Казахстан

Наименование

2007

На перспективу

год

2010 год

2015 год

2020 год

1

2

3

4

5

ТОО "Богатырь Аксес Комир".

Разрезы "Богатырь" и "Северный"

Добыча, млн. т 

40,3

46

55

55

Численность ППП, всего, чел

7328

7771

8167

8167

Производительность  труда ППП по

458,29

493,29

561,2

561,2

углю (среднемесячная), т/мес

Цена 1 т угля, тенге

713,6

836

1118,8

1342,56

АО "ЕЭК". Разрез "Восточный"

Добыча, млн. т

17,8

20,5

21,2

22,3

Численность ППП, всего, чел

2956

3072

3121

3282

Производительность  труда ППП по

501,8

556,1

566,06

566,22

углю (среднемесячная), т/мес

Цена 1 т угля, тенге

716

904

1266

1775


Строительство новых и техническое перевооружение действующих угледобывающих предприятий потребует увеличение численности трудящихся к 2020 году на 10 тыс. человек.

Глава 2. Государственное  регулирование угольной промышленности Казахстана

  Казахстан занимает 8-е место в мире по подтвержденным запасам угля всех видов, которые оцениваются в 150-160 млрд тонн (4% от общемирового объема), 62% из них приходится на бурые угли, а 38% - на каменные. На сегодняшний день в Казахстане работают 33 угледобывающие компании. Наиболее крупные из них: ТОО "Богатырь Аксесс Комир" (БАК), разрез "Восточный" и "Шубарколь Комир" ОАО "Евроазиатская энергетическая корпорация", ЗАО "Майкубен Вест", угольный департамент ОАО "Испат-Кармет", угольный департамент "Борлы" корпорации "Казахмыс". На их долю приходится практически 88% добычи угля в республике. Почти все угледобывающие предприятия в Казахстане, за исключением ТОО "Богатырь Аксесс Комир", являются структурными подразделениями крупных энергетических или металлургических компаний. Наибольший объем добычи угля приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области. Уголь в основном добывается открытым способом, потому что поддерживать добычу закрытым (подземным) способом невыгодно. Сейчас подземным способом работает только угольный департамент "Испат-Кармет" и некоторые мелкие предприятия. За 9 месяцев нынешнего года подземным способом добыто 8 млн, а открытым - 49 млн тонн угля.

  Учитывая, что республика имеет колоссальные запасы угля, да и реальные мощности угледобывающих предприятий достаточно большие, казахстанским угольщикам по силам удовлетворить потребности внутреннего рынка и, более того, стать сильными игроками на внешнем. Практически весь уголь, используемый в республике, казахстанский, лишь 200 тыс. тонн импортируется из России (для ферросплавного производства Казахстана), так как в некоторые приграничные районы дешевле привезти российский уголь, нежели казахстанский. В целом емкость внутреннего рынка составляет 60 млн тонн в год, но потребности казахстанского рынка в угле в последние годы постоянно возрастают.

Поставки экибастузского угля для теплоэлектростанций Казахстана увеличатся к 2010-2015 годам до 39-40 млн  тонн с 22,5 млн тонн в 2000 году.

  "Хотя угольная промышленность в нашей стране и не объявлена приоритетной, но от ее развития и устойчивого функционирования зависит экономическое развитие других приоритетных отраслей Казахстана", - считает Николай Радостовец, президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана.

  Однако никаких шагов в этом направлении не делается.

  Государство в основном не вмешивается в дела угольной отрасли: нет никаких субсидий и преференций. Но государство могло бы помогать развиваться угольным предприятиям, снижая налоговое бремя. В России, например, существуют небольшие дотации. Правда, сейчас там идет реструктуризация угольной отрасли - нерентабельные шахты закрываются либо приватизируются, и я думаю, что после того, как она будет закончена, будут прекращены и дотации. Розничный рынок угля никак не регулируется. Хоть разговоры о его регулировании и ведутся. Более всего госрегулирование необходимо в перевозках. Например, сейчас при дальних перевозках железнодорожные тарифы превышают стоимость угля в 1,5-2 раза.

  В данное время себестоимость того же "богатырского" угля составляет примерно 600 тенге за тонну, а "доезжая" до потребителя, увеличивается до 3-4 тысяч. Однако ни о каких скидках "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и не помышляет, более того, в начале октября руководство КТЖ вновь заявило о необходимости повышения тарифов. Предполагается, что эта мера должна способствовать сокращению дефицита бюджета национальной железнодорожной компании, который на сегодняшний день составляет 23 млрд тенге, что позволит ликвидировать накопленный в 90-х годах объем физического износа основных средств. Планируемое повышение тарифов - это негосударственный подход. Мы и так теряем объемы продаж. Однако казахстанские угольщики готовы наращивать объемы добычи, тем более что для этого существуют все условия, и они могли бы продавать свою продукцию на внешних рынках. Проблема лишь в том, что пока она доберется до потребителя, станет "золотой". Сейчас важно не только не повышать железнодорожные тарифы на перевозку твердого топлива, но и снизить их в целях повышения конкурентоспособности казахстанского угля.  Сколько бы мы ни спорили с Министерством экономики, что нельзя повышать тарифы на перевозку угля, они все равно умудряются высчитывать мультипликативный эффект в свою пользу. За последнее время тариф повысился примерно на 18-19%, в экспортном варианте - на 20%, хотя он и без того на 20% был выше внутреннего.

Информация о работе Государственное регулирование угольной промышленности Казахстана