Контрольная работа по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание

Имя шведского ученого Юхана Рудольфа Челлена(1864–1922) неразрывно связано со становлением геополитики как науки. Именно ему принадлежит пальма первенства в употреблении самого понятия «геополитика», как и многих других геополитических терминов. Юрист и государствовед Челлен – профессор истории и политических наук Гётеборгского (1901–1916) и Уппсальского (1916–1922) университетов. Он изучал системы управления с целью выявления путей создания сильного государства. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, как часть политологии, отталкиваясь от работ Ратцеля (которого он считал своим учителем).

Содержание

Вопрос 1. Геополитические воззрения Р. Челлена.
1. Личность Р.Челлена в мире науки…………………………………………3
2. Суть исследований ученого………………………………………………...3
3. Пять сторон изучения деятельности государства:
геополитика………………………………………………………4
экополитика………………………………………………………5
демополитика……………………………………………………..6
социополитика………………………………………………….....7
кратополитика……………………………………………………..8
4.Заключение……………………………………………………………………9
Вопрос 2. Проблемы интеграции в рамках СНГ.
1. Вопросы изучения экономической интеграции…………………………..10
2. Формирование новых взаимоотношений стран СНГ…………………….10
3. Создание интеграционных процессов, взаимная торговля........................12
4. Союзы, объединения………………………………………………………..12
5. Перспективы экономической интеграции…………………………………14
6. Основные задачи интеграции стран СНГ………………………………….14
Вопрос 3. США в мировой экономике и политике.
1.Положение США на мировой арене………………………………………..16
2. Пять определений, утверждающих «единство сверхдержавы»………..…17
3.Участие США в процессе глобализации мировой экономики…………….18
4. Последствия мирового кризиса в экономике США………………………..20
5. Заключение……………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Геополитика контрольная.docx

— 54.61 Кб (Скачать документ)

 

Так характеризует Р. Челлен свою систему и ход ее возникновения. Отличительной особенностью учения Р. Челлена является его реализм, хотя сложным является вопрос об отграничения науки о государстве от других областей знания, с ней соприкасающихся. Серьезной попытки в этом направлении у него нет: он сам вынужден признать, что проводимое им разграничение носит неопределенный характер. Заявляя права науки о государстве на отрасли знания, Р. Челлен захватывает такие обширные области и придает своей науке такие необъятные размеры, что в качестве первоочередного возникает вопрос о введении ее в более тесные границы.

Термин «геополитика» является творением Р. Челлена. Как он сам об этом рассказывает, впервые он был им применен в публичной лекции, прочитанной в 1899 г. и напечатанной в 1906 г. в серии «Введение в географию Швеции», причем первоначально этот термин у Р. Челлена означал

то же самое, что и термин «Политическая география». Более широко термин «геополитика» стал применяться за пределами Швеции уже несколько позднее, а именно вместе с проникновением туда всей системы Р. Челлена.

_________________________________________________________________

1. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие, с.68

Вопрос 2. Проблемы интеграции в рамках СНГ.

Экономическая интеграция –  это процесс объединения элементов  национальных экономик, высшая на современном  этапе ступень интернационализации  хозяйственной жизни, при этом происходит межгосударственное развитие, действующее  в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной  структурой, представленной различными руководящими учреждениями, наднациональными независимыми образованиями. В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и обеспечить наиболее эффективное производство на интегрируемых территориях. Также происходит более интенсивных обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой, происходит сближение национальных экономик в целом. В различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно по-разному: с разными по характеру отношениями между странами-участницами, с разными организационными структурами, с различающимися между собой результатами интеграционной деятельности.

В этих условиях Россия и  бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых  экономических взаимоотношений  и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов  развития на основе взаимовыгодного  разделения труда, но и позволила  минимизировать издержки от развала  единой союзной экономики. Этим целям  должно было служить Содружество  Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.

 

 

  В настоящее время в рамках СНГ  для новых независимых государств (ННГ) реально приемлемой и действующей  является интеграция "по интересам". Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств. Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений. Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества.  
    Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союз Беларуси и России - "двойка", Центральноазиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - "четверка"; Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - "пятерка", альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы -"ГУАМ". Эти разноликие интеграционные процессы отражают сложившиеся реалии в постсоветских государствах, интересы лидеров и части формирующейся национально-политической элиты постсоветских государств: от намерений создать единое экономическое пространство в центральноазиатской "четверке", Таможенный союз - в "пятерке", до объединения государств - в "двойке".

 

Интеграционные процессы имеют  важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. Во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

 

Одним из основных показателей, характеризующих  степень эффективности интеграционных процессов, является взаимная торговля. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина, Белоруссия  и Казахстан. В целом структура внешней торговли России со странами СНГ носит рациональный характер. Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ является инвестиционное сотрудничество. Ведущую роль в этих процессах играет набирающий силу российский капитал.

Принимаются меры по устранению барьеров во взаимных торгово-экономических  отношениях между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. Удалось  заложить основы плавного перехода на рыночные принципы торговли между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия такими стратегическими товарами как  природный газ и сырая нефть.

Наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана). В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

-формирование зоны свободной  торговли ЕврАзЭС 

- формирование таможенного союза 

- формирование единого экономического пространства.

К основным проблемам интеграции в  рамках ЕврАзЭС следует отнести  существенные различия в экономическом  потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы  осуществления рыночных преобразований.

Экс-советские государства создали  также экономические союзы без  участия России:

а)объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ). Альянс явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли. 5 мая 2005 года Узбекистан вышел в одностороннем порядке из ГУУАМ, теперь название этого объединения звучит как ГУАМ.

б)организация экономического сотрудничества АТЭС (экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами: центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.

Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей  действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ.

 

Основной целью создаваемой  международной интеграционной группировки  является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Свободное  перемещение товаров достигается  при последовательном проведении в  жизнь «пяти общих политик», которые  необходимо разработать и принять  – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и  в области конкуренции. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической  интеграции стран СНГ в ближайшем  будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим  отношениям. В настоящее время  действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.

Не урегулированы вопросы  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения  на региональном уровне. К их числу  относятся:

  1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
  2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
  3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

Среди основных задач интеграции стран СНГ и сотрудничества между  ними можно выделить:

- создание механизма взаимовыгодных  торгово-экономических отношений,  формирование общего рыночного  пространства, развитие взаимного  товарообмена;

- конвертируемость национальных  валют; 

- сближение хозяйственных  законодательств стран-партнеров,  их бюджетно-налоговых и денежно-кредитных  систем, вопросов внешнеэкономического  регулирования, тарифной, таможенной  и миграционной политики;

- развитие страхования  рисков внешнеторговой деятельности;

- согласованное вступление  в ВТО. 

Необходимо усиление экономической  интеграции, неизбежно приводящей при  наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, в связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.

 

Интеграционный процесс  в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что  по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С  одной стороны, оно нацелено на окончательный  демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию  качественно новых отношений  между суверенными государствами, формирование и сохранение единого  экономического (рыночного) пространства. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности

На современном этапе  интеграции целесообразно не противопоставлять  многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно  использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы  конкретнее, проще и позволяют  не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить  и реализовать многостороннее сотрудничество. Россия может стать финансовым центром стран СНГ при условии реализации соответствующей государственной политики.

Экономисты считают, что  предпосылки для этого действительно  есть. В частности, по территории, накопленным  международным резервам, экономическому и транзитному потенциалу Россия имеет основания для того, чтобы  стать центром интеграции для  ближайших соседей. Так же сейчас важной задачей Российской экономики является привлечение инвестиций, которых сейчас явно недостаточно.  Решение этой задачи позволит вывести экономику России на новый уровень и обеспечить ускорение интеграционных процессов.

 

Вопрос 3. США в мировой экономике и политике.

Одним из наиболее крупных  и фундаментальных вопросов конца XX в. Являются взаимоотношения между  США и окружающими странами, где предметом изучения являются не только американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь - от США к окружающему миру.

Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"