Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа
Главная цель территориальной организации населения (ТОН) заключается в создании необходимых условий для преумножения социально-демографического, интеллектуального, производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала данной территории, повышения уровня жизни населения, усиления воздействия социально-экономического потенциала данной территории на состояние общего социально-экономического пространства страны. Достижение этой цели предполагает решение соответствующих практических задач в области управления территориальным развитием на федеральном, региональном и местном уровне
В России различают четыре категории балансовых запасов: А (детально разведанные запасы), В (разведанные месторождения с примерно определенными границами залегания), С1 (разведанные в общих чертах), С2 (предварительно оцененные запасы). Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых как возможные.
В зарубежных странах применяется другая классификация запасов. Выделяют разведанные (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники), прогнозные, или вероятные (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).
Очень важным показателем оценки полезных ископаемых является также ресурсообеспеченность, под которой понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования (добычи). Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (как частное от деления объема запасов какого-либо вида полезных ископаемых на объем его годовой добычи), либо его запасами из расчета на душу населения.
Совокупную
обеспеченность территории (региона, страны,
района) природными ресурсами характеризует
понятие «природно-ресурсный
3 (№42)
Территориальная организация
транспортной системы
России
Важной
составной частью экономики России
является транспорт, так как он является
материальным носителем между
районами, отраслями, предприятиями. Специализация
районов, их комплексное развитие
невозможны без системы
транспорта. Транспортный фактор
оказывает влияние на размещение
производства, без его учета нельзя
достичь рационального размещения
производительных сил. При размещении
производства учитывается потребность
в перевозках, масса исходных материалов
готовой продукции, их транспортабельность,
обеспеченность транспортными
путями, их пропускная способность
и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих
и размещаются предприятия. Рационализация
перевозок влияет на эффективность производства
как отдельных предприятий, так и районов,
и страны в целом.
Рисунок 1 – Структура транспортной системы
Транспорт подразделяется на различные виды, которые можно объединить в две группы. 1 группа – универсальные виды транспорта, которые могут осуществлять перевозки различных видов грузов и людей (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный). 2 группа – специализированные виды транспорта, перемещающие лишь определенные виды грузов (нефте-, газо- и продуктопроводы, линии электропередачи и т.п.).
Основные
задачи транспорта: 1). Обеспечение устойчивых
связей между отдельными отраслями
и районами страны, 2) своевременное
и полное удовлетворение потребностей
хозяйства и населения в
Транспортная система –
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в транспортной работе.
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1.
Широтное магистральное
2.
Меридиональное магистральное
3.
Меридиональное Волго-
Помимо
основных магистральных направлений
имеется густая транспортная сеть внутрирайонного
и местного значения. Сочетаясь между
собой, они образуют Единую транспортную
систему России. По мере развития производительных
сил страны в целом и отдельных
ее районов транспортная «система
нуждается в постоянном совершенствовании
как в области рационализации размещения,
так и ее качественного уровня: обновления
материально-технической базы, улучшения
организационно-управленческой системы,
использования новейших достижений научно-технического
прогресса. Развитие транспортной системы
Российской Федерации нацелено на более
полное обеспечение потребностей хозяйства
и населения страны транспортными услугами.
Список
литературы
Информация о работе Контрольная работа по "территориальная организация населения"