Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Идея конвергенции, то есть сближения и последующего слияния в смешанное общество капитализма и социализма, оказалась в центре внимания после появления в 1961 г. известной статьи Я. Тинбергена. Эта идея не противоречила концепции индустриального общества, разработанной Р. Ароном и Дж. Гэлбрейтом. П. Грегори и Г.Ю. Вагенер показали, что в любой общественной системе экономический рост объективно устремлен к достижению определенного оптимума, при приближении к которому различия между капиталистическими и социалистическими институтами стираются.
Введение…………………………………………………………………………2
Конвергенция как феномен западной цивилизации……………………….6
Внутренняя и внешняя конвергенция……………………………………...13
Конвергенция и системная эволюция социализма………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………..28
В рамках эволюции капитализма в трехклассовое капиталистическое общество тоже был сделан исторический шаг в направлении массовой субъектности. формы собственности на капитал были демократизированы, количество собственников существенно возросло. Это означало, что данный феномен массовой субъектности укоренился в сфере распределения. Образование среднего класса знаменовало собой появление субъекта модального дохода с его функцией базиса формирования нормы сбережения к доходу (достаточно устойчивой и воспроизводимой).
Конвергенция получила новые стимулы к развитию. Они были связаны со значительным возрастанием роли - распределительной и регулирующей - государства в капиталистической экономике, которая приобрела свойства макроэкономики. Государство в новых условиях должно было проводить и определенную промышленную политику, так как потребность общества в сохранении устойчивого среднедушевого уровня дохода и благосостояния населения вынуждала заботиться о равенстве мультипликаторов инвестиций и занятости, а значит, об определенной политике экономического роста в сочетании с политикой занятости и уровня жизни.
Рыночную трансформацию в
Опыт социализма был однозначным:
государство способно выступать
проводником социального
Решается данная задача с помощью
приватизации. Как свидетельствует
опыт российских реформ, приватизация,
во-первых, "отрывает" массовый доход
от заработной платы, а его носителя
- от сферы труда, во-вторых, "привязывает"
доход к национальному капиталу
как к своему финансовому базису.
Последнее вносит элемент неопределенности
в необходимость участия
Распространение отношений частной
собственности на всю массу занятых
в общественном производстве гарантирует
эффективность общественной кооперации
живого труда. Одновременно укрепляется
связь национального капитала с
внутренним рынком. В его границах
формируются механизмы
Сложный узел завязывается на стыке
государства как субъекта собственного
экономического потенциала (бюджета) и
участника финансовой рыночной системы
и государства как верховного
институционального субъекта, обеспечивающего
общественный контроль над экономикой.
Чем явственнее становятся экономические
функции государства и
Опыт реформ показывает, что следует создавать дополнительные предпосылки того, чтобы государство не только зависело от экономики, по и могло осуществлять социальное регулирование. На нынешнем этапе развития цивилизации встает вопрос о субъектности трудящихся масс, но теперь как потребителей. С этой точки зрения социальное существование индивида определяет развитие всех сфер жизнедеятельности общества как открытой системы, обусловливая тем самым процессы глобализации экономики и общества, направленные на более глубокое проявление всех аспектов целостности западной цивилизации.
Глобализация породила два общественно значимых вопроса, имеющих непосредственное отношение к конвергенции западного, либерального типа. Первый вопрос - о "конце истории" по Фукуяме: если в основание общества ставится индивид, не ведет ли это к потере функции исторических субъектов государствами и народами и не лишается ли мир исторического времени, неразрывно связанного с историческим прогрессом? Думается, что ответ на данный вопрос требует переосмысления роли индивида в соответствии с его новыми материальными и институциональными возможностями. Этот аспект был четко сформулирован на "Форуме 2000" (Прага, октябрь 1998 г.) Г. Сухоцкой, ныне министром юстиции и генеральным прокурором Польши: каковы должны быть качества индивида и нации, чтобы индивид мог стать фокусом глобализации?
Второй вопрос, также рассмотренный на форуме, касается взаимодействия рынка, государства и общества в условиях глобализации. Например, по мнению другого участника форума, чилийского экономиста О. Сункеля, либеральная идеология, "раскручиваемая" массмедиа, лишь ускоряет процессы глобализации и тем самым усиливает присущую ей маргинализацию населения и стран: 60% населения мира располагают 5-6% мирового продукта, "они выброшены из глобализации".
На первый взгляд глобализация экономики
противоречит пафосу становления либеральной
личности. Создаются инфраструктура
мировых рынков, транснациональные
корпорации, интеграционные союзы - все
это усиливает воздействие
2.Внутренняя и внешняя
Речь идет об имманентном конвергенции противоречии, а не о механическом противопоставлении: дивергенция - конвергенция. Внутри сложной системы всякая автономия проявляется в комплексе центробежных сил, а всякое взаимодействие автономных структур внутри единой системы есть конвергенция, или комплекс центростремительных сил, направляющих различное к тождественному и тем самым выявляющих альтернативность автономий. Исследование любых внутрисистемных взаимодействий (речь идет о крупных социальных системах, к каковым относятся и цивилизации) в аспекте конвергентности открывает нам альтернативные, полюсные структуры, социальное напряжение вокруг которых формирует энергию преобразований, необходимую для их саморазвития. Понятие конвергенции как центростремительного взаимодействия структурных компонентов системы должно быть дополнено указанием на то, что по своим механизмам конвергенция есть субъектное, институциональное отношение. Она предполагает осознанное преодоление центробежной природы всякой автономии. Таким образом, конвергенция является не только результатом развития цивилизации, не только его условием, но и его алгоритмом.
Конвергенция возникла как механическое взаимодействие противоположного - как межгосударственные усилия по сохранению мирного сосуществования двух систем. Только в этой связи оправдано применение дихотомии "дивергенция - конвергенция". В 60-е годы обнаружилось наличие общих закономерностей экономического роста и появилась необходимость оптимизации экономики. Внутри обеих общественных систем начались однотипные процессы, обусловленные формированием структур макро- и микроэкономики, развитием социальных институтов. Контакты между двумя системами стали устойчивее, обрели соответствующие каналы. Это обогатило содержание и механизмы конвергенции. Теперь ее можно было описать в терминах взаимодействия различного: конвергенция как взаимная диффузия двух систем. В 90-е годы наблюдаются резкое усиление интеграционных процессов в мире, повышение степени открытости экономики и общества и вытекающей из этого глобализации: формируются мировая экономика и мировое сообщество с явным приоритетом западной цивилизации. Сегодня можно говорить о подчинении конвергенции законам диалектического тождества - национальных экономик и национальных социально-политических структур, мирового рынка и мировых институтов социально-политического взаимодействия. Можно утверждать, что конвергентные процессы группируются вокруг экономики как рационального (рыночного) фокуса и государства как иррационального (институционального) фокуса.
Внутреннее противоречие конвергенции между рациональным, собственно экономическим и иррациональным, собственно институциональным порождает особого рода двойственность - конвергенцию внутреннюю и внешнюю. Их можно сравнить с малым и большим кругами кровообращения.
Внутренняя конвергенция. Она соединяет экономику и государство внутри страны, точнее, внутри государственной общности, которая в настоящее время заменила собственно национальную (этническую) общность.
В либеральной экономике массовый
социальный субъект становится экономическим
благодаря тому, что он выступает
в роли массового финансового
субъекта: доход и сбережения, в
том числе долги бюджета
Такого рода трансформация становится
возможной при условии
Тождество внутренней экономической системы социальной опосредуется единством экономики и государства. Оно заключается не только в том, что для государства экономика есть объект регулирования. финансовые структуры не позволяют абстрагироваться от субъектной природы экономики. Как следствие государство осуществляет партнерские отношения со своей экономикой, направленные на повышение эффективности внутреннего рынка и поддержание его внешней конкурентоспособности. Такие отношения между экономикой и государством подготавливаются не только субъектным характером экономической системы, когда во главе нее стоит финансовый капитал, но и развитием функций государства как верховного социального институционального субъекта. Оба условия тесно связаны с открытостью экономики и ее глобализацией.
Информация о работе Конвергенция и системная эволюция социализма