Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Задачами работы по данной теме выступают: определение сущности миграции, выявление роли миграций в динамике численности России и Псковской области, рассмотрение миграционной политики России и ее эффективности в решении демографических задач.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом - государственное управление и регулирование миграционной политики.
В работе в основном использованы статистические методы исследования.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Сущность миграции и роль регулирования численности населения………..5
1. Виды миграций…………………………………………………………………5
2. Эмиграция и иммиграция как инструменты регулирования численности и структуры населения……………………………………………………………...9
3. Причины миграций……………………………………………………………11
II. Роль миграций в динамике численности России и Псковской области…..13
1. Внешняя миграция в России в XX веке……………………………………..13
2. Особенности механического движения населения Псковской области…..15
III. Миграционная политика и ее эффективность в решении демографических задач………………………………………………………………………………18
1. Цели и задачи миграционной политики……………………………………..18
2. Меры по реализации миграционной политики…………………………….20
3. Оценка реальной эффективности миграционной политики России………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы
В области миграции и расселения определены следующие направления действий:
- разработка и корректировка законодательства, регулирующего иммиграционные процессы, обеспечивающего контроль над выездом, въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов;
- финансирование мер,
направленных на
- привлечение и закрепление на новом месте жительства иммигрантов определенных категорий, что диктуется демографическими, социально-экономическими и геополитическими интересами России, определяется гуманитарными соображениями и международными обязательствами;
- проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, с расширением привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе;
- разработка механизмов передачи в пользование земельных участков российским гражданам, что позволит закрепить их в геополитически значимых регионах и будет препятствовать передачи земли в собственность иностранным гражданам;
- разработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны Запада.
Политика привлечения требует создания действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и в перспективе трудовых ресурсов. Следует разработать меры селективной иммиграционной политики, определять пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.
Программа привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа в РФ и противодействия нелегальной миграции сформулирована в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Для реализации программы переселений необходимо:
- разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграций иммигрантов в российское общество;
- определить основные категории иммигрантов, в том числе иммигрантов, воссоединяющихся с семьями, экономических иммигрантов и беженцев;
- разработать программы
по содействию постоянной
- определить критерии привлечения в приоритетном порядке экономических иммигрантов из государств – участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.
Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности временной иммиграции, следует выделить:
- упрощение процедур привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- изменение механизма
квотирования выдачи
- реализацию программ
по привлечению
- совершенствование системы
привлечения иностранной
- разработку мер социальной защиты временных иммигрантов и членов их семей.
Статус вынужденного переселенца должен предоставляться лишь тем лицам, кто в этом действительно нуждается. В связи с ограниченностью ресурсов предполагается установление квот для беженцев, а также изменение критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем.
Первоочередные меры предупреждения и пресечения нелегальной миграции включают:
- разработку и реализацию программы регуляризации положения нелегальных иммигрантов;
- введение жестокой
системы наказаний за
- модернизацию системы иммиграционного контроля;
- развитие международного
сотрудничества, в том числе в
рамках соглашений по борьбе
с организационной
3. Оценка реальной
эффективности миграционной
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.
Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней различных представителей политических и экономических кругов и общественности.
В настоящее время миграционная политика государства направлена на интеграцию России в международный рынок труда, включая привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, а также совершенствование и развитее форм и методов государственного содействия трудоустройству российских граждан за границей.
Не менее актуальным является предотвращение и пресечение незаконной миграции. Значимым направлением миграционной политики является оказание поддержки при адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывающих в Россию и ряд других направлений.
В области внешней политики особого внимания заслуживает выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище и вынужденных переселенцев.
Но во многом это просто слова нашего правительства, на самом деле, в области миграционной политики Россия имеет большие проблемы.
К примеру, до сих пор
нет эффективных рычагов
Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на современную миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения численности населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Избыточную миграционную нагрузку испытывают Республика Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. При этом меняется этнический состав населения. Так, характерными чертами этнической структуры миграционного прироста Ставрополья в последние десятилетия стал интенсивный рост ее полиэтнизации, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских народов. [6, C.93]
В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года выделены приоритеты демографического развития в области миграции, к которым относятся:
- привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств СНГ и Балтии;
- создание экономических
условий для сокращения
- проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ;
- совершенствование
Заключение
Миграция неотъемлемая часть жизни населения. В настоящее время миграция приобретает все большее значение. Это обусловлено, с одной стороны, бедностью и нищетой государств, не дающих минимальных гарантий реализации жизненных планов своих граждан. В этом случае те, кто хочет изменить к лучшему свою судьбу, начинают поиск этих необходимых гарантий в другом месте. Эти тенденции были отмечены еще А. Смитом, который благодарил бедных за их стихийные перемещения в более богатые территории, что способствовало выравниванию уровня зарплат от территории к территории. С другой стороны, глобальным старением населения и низкой рождаемостью, особенно в экономически развитых странах, в первую очередь Европы, и сопряженной с этим нехваткой рабочей силы. Именно поэтому следствием миграции могут быть культурные воины из-за «балканизации» языка и религии; электораты могут разделиться по этническим признакам, а эмигрантские лидеры – влиять не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику. Оказывая дестабилизирующее воздействие на межэтнические отношения, миграция способствует росту социальной напряженности в обществе. Вместе с тем в бедных странах, откуда уезжают люди, эмиграция уменьшает безработицу, ведет к росту денежных переводов, рассылаемых работающими за рубежом родным. А, следовательно, улучшает положение людей.
Другой не менее важной проблемой является незаконная миграция. Вновь, как и сотни лет, назад, появилась, казалось бы, изжившая себя и вроде бы невозможная цивилизационном обществе торговля людьми. Ежегодно жертвами торговцев людьми становятся 600-800 тысяч человек. По некоторым данным, незаконные перевозчики мигрантов и торговцы людьми получают прибыль в размере 10 миллиардов долларов в год. Торговля людьми становится одной из опаснейших угроз цивилизации, сравнимой с преступностью, терроризмом, наркоманией, наркоторговлей.
Все эти проблемы будут решаться только тогда, когда в государстве выработается не только эффективная миграционная политика, но и экономика, социальная и культурная сферы и так далее.
В настоящее время в России многие сферы далеки от совершенства.
Несмотря на то, что
за последнее десятилетие
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
- обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
- создания рабочих
мест для вынужденных
- оптимальному использованию
трудовых мигрантов из стран
СНГ исходя из интересов
- прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Список литературы
1. Бондырева С.К. Миграция. – М.: НПО «МОДЭК», 2004. – 296с.
2. Борисов В.А. Демография. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 349с.
3. Бреева Е.Б. Основы демографии. – М.: «Дашков и К». 2009. – 388с.
4. Бутов В.И. Демография. – М.: «МарТ», 2003. – 529с.
5. Витковская Г. Миграция и безопасность в России. – М.: Интердиалект +, 2000. – 341с.
6. Гаврилова И. Бич миграции // Свободная мысль, 1997. - №7 – С.93-98.
7. Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и труд, 1995. - №11 – С. 36-37.
8. Дадалко В.А. Мировая экономика. – Мн.: «Ураджай», 2001. – 400с.
9. Зайончковская Ж.А.
Миграция населения как
10. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир // Социс,1995. - №3 – С.7-11.
11. Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист, 2000. - №2 – С.34-39.