Мондиализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание

Концепция "мондиализма" возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне.
Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру One World Единый Мир.

Содержание

Введение - стр. 3
Содержание – стр. 4 - 20:
1. Предыстория мондиализма: стр.4 - 6
2. Теория конвергенции: стр.6 - 7
3. Планетарная победа Запада: стр.7 - 8
4. "Конец Истории" Фрэнсиса Фукуямы: стр.8
5. "Геоэкономика" Жака Аттали: стр.8 - 10
6. Посткатастрофический мондиализм профессора Санторо: стр.10 - 11
7. Мондиализм как стадия капитализма: стр.11 - 14
8. Законы капиталистической формации и государственный характер капитализма в мондиалистской стадии: стр.14 - 20
Заключение – стр. 21
Список литературы – стр. 22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по геополитике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой  экономики 
 
 

Контрольная работа по курсу «Геополитика»

на  тему: «Мондиализм» 
 
 
 
 
 

              Выполнил:

              Студент группы  № 364 ГМУ

              Ф.И.О.: Шумаков Р.Р.

              Проверил: Никифоров С.А. 
               
               

Копейск

2010

План

План  -  стр. 2

Введение  - стр. 3

Содержание –  стр. 4 - 20:

  1. Предыстория мондиализма: стр.4 - 6
  2. Теория конвергенции: стр.6 - 7
  3. Планетарная победа Запада: стр.7 - 8
  4. "Конец Истории" Фрэнсиса Фукуямы: стр.8
  5. "Геоэкономика" Жака Аттали: стр.8 - 10
  6. Посткатастрофический мондиализм профессора Санторо: стр.10 - 11
  7. Мондиализм как стадия капитализма: стр.11 - 14
  8. Законы капиталистической формации и государственный характер капитализма в мондиалистской стадии: стр.14 - 20

Заключение –  стр. 21

Список литературы – стр. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Геополитика, похоже, переживает сегодня свой ренессанс. Если еще совсем недавно официальная  советская наука определяла ее как «направление буржуазной политической мысли, основанное на крайнем преувеличении роли географических факторов в жизни общества», как идеологическое обоснование «агрессивной внешней политики империализма», то в наши дни совсем нередкими становятся утверждения, согласно которым геополитика является последней разгадкой и объяснением многих цивилизованных процессов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Геополитическая проблематика оказывается в центре внимания значительного числа публикующихся в научной периодике статей, аналитических центров, специально создающихся журналов. Политические деятели, журналисты, теле- и радиокомментаторы охотно оперируют самим термином, ставшим уже привычной деталью политического лексикона.

Такой интерес  и даже своего рода мода на геополитику  вполне объяснимы. Современный этап всемирной истории характеризуется  мощными сдвигами в сложившемся  равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Происходят глубокие сдвиги в соотношении сил на мировой арене, сопровождающие крушение всего прежнего международного порядка. Значимым геополитическим фактором до сих пор является развал Советского Союза, а вместе с ним и возникшая неопределенность границ постсоветских стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Предыстория мондиализма

Концепция "мондиализма" возникла задолго до окончательной  победы Запада в холодной войне. 

Смысл мондиализма  сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру One World Единый Мир. 

Истоки этой идеи можно разглядеть в некоторых  утопических и хилиастических движениях, восходящих к Средневековью и, далее, к глубокой древности. В ее основе лежит представление, что в какой-то кульминационный момент истории произойдет собирание всех народов земли в едином Царстве, которое не будет более знать противоречий, трагедий, конфликтов и проблем, свойственных обычной земной истории. Помимо чисто мистической версии мондиалистской утопии существовали и ее рационалистические версии, одной из которых можно считать учение о "Третьей Эре" позитивиста Огюста Конта или гуманистическую эсхатологию Лессинга. 

Мондиалистские  идеи были свойственны чаще всего  умеренным европейским и особенно английским социалистам (некоторые из них были объединены в "Фабианское общество"). О едином Мировом Государстве говорили и коммунисты. С другой стороны, аналогичные мондиалистские организации создавались, начиная с конца XIX века и крупными фигурами в мировом бизнесе, например, сэром Сэсилом Роудсом. Он организовал группу "Круглый Стол", члены которой должны были "способствовать установлению системы беспрепятственной торговли во всем мире и созданию единого Мирового Правительства."  Часто социалистические мотивы переплетались с либерально - капиталистическими, и коммунисты соседствовали в этих организациях с представителями крупнейшего финансового капитала. Всех объединяла вера в утопическую идею объединения планеты. 

Показательно, что такие известные организации как Лига Наций, позже ООН и ЮНЕСКО были продолжением именно таких мондиалистских кругов, имевших большое влияние на мировую политику. 

В течение XX века эти мондиалистские организации, избегавшие излишней рекламы, и часто даже носившие "секретный" характер, переменяли много названий. Существовало "Универсальное движение за мировую конфедерацию" Гарри Дэвиса, "Федеральный Союз" и даже "Крестовый поход за Мировое Правительство" (организованный английским парламентарием Генри Асборном в 1946 году). 

По мере сосредоточения всей концептуальной и стратегической власти над Западом в США, именно это государство стало главным  штабом мондиализма, представители  которого образовали параллельную власти структуру, состоящую из советников, аналитиков, центров стратегических исследований. 

Так сложилось  три основные мондиалистские организации, о самом существовании которых общественность Запада узнала лишь относительно недавно. В отличие от официальных структур эти группы пользовались значительно большей свободой проектирования и исследований, так как они были освобождены от фиксированных и формальных процедур, регламентирующих деятельность комиссий ООН и т.д.

Первая " Совет по международным отношениям " (Council on Foreign Relations, сокращенно C.F.R). Ее создателем был крупнейший американский банкир Морган. Эта неофициальная организация была занята выработкой американской стратегии в планетарном масштабе, причем конечной целью считалось полная унификация планеты и создание Мирового Правительства. Эта организация возникла еще в 1921 году как филиация "Фонда Карнеги за вселенский мир", и все состоявшие в ней высокопоставленные политики приобщались мондиалистским взглядам на будущее планеты. Так как большинство членов C.F.R. были одновременно и высокопоставленными дигнитариями шотландского масонства, то можно предположить, что их геополитические проекты имели и какое-то гуманистически-мистическое измерение. 

В 1954 году была создана  вторая мондиалистская структура  Бильдербергский клуб или Бильдербергская группа. Она объединяла уже не только американских аналитиков, политиков, финансистов и интеллектуалов, но и их европейских коллег. С американской стороны она была представлена исключительно членами C.F.R. и рассматривалась как ее международное продолжение. 

В 1973 активистами  Бильдербергской группы была создана  третья важнейшая мондиалистская структура " Трехсторонняя комиссия " или " Трилатераль" (Trilateral). Она возглавлялась американцами, входящими в состав C.F.R. и Бильдербергской группы, и имела помимо США, где расположена ее штаб-квартира (адрес 345 East 46th street, New York), еще две штаб-квартиры в Европе и Японии. 

"Трехсторонней"  комиссия названа по фундаментальным  геополитическим основаниям. Она  призвана объединять под эгидой атлантизма и США три "больших пространства", лидирующих в техническом развитии и рыночной экономике: 

  1. Американское пространство, включающее в себя Северную и Южную Америки;
  2. Европейское пространство;
  3. Тихоокеанское пространство, контролируемое Японией.

Во главе важнейших  мондиалистских групп Бильдерберга и Трилатераля стоит высокопоставленный член C.F.R. крупнейший банкир Дэвид Рокфеллер, владелец "Чэйз Манхэттэн банк". 

Кроме него в  самом центре всех мондиалистских проектов стоят неизменные аналитики, геополитики и стратеги атлантизма Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер. Туда же входит и знаменитый Джордж Болл. 

Основная линия  всех мондиалистских проектов заключалась  в переходе к единой мировой системе, под стратегической доминацией Запада и "прогрессивных", "гуманистических", "демократических" ценностей. Для этого вырабатывались параллельные структуры, состоящие из политиков, журналистов, интеллектуалов, финансистов, аналитиков и т.д.  Которые должны были подготовить почву перед тем, как этот мондиалистский проект Мирового Правительства смог бы быть широко обнародован, так как без подготовки он натолкнулся бы на мощное психологическое сопротивление народов и государств, не желающих растворять свою самобытность в планетарном melting pot

Мондиалистский проект, разрабатываемый и проводимый этими организациями, не был однороден. Существовало две его основные версии, которые, различаясь по методам, должны были теоретически привести к одной и той же цели. 

2.Теория конвергенции

Первая наиболее пацифистская и "примиренческая" версия мондиализма известна как "теория конвергенции". Разработанная в 70-е годы в недрах C.F.R. группой "левых" аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского, эта теория предполагала возможность преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны через создание нового культурно-идеологического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом. 

Марксизм Советов  рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии через отказ от тезисов "диктатуры пролетариата", "классовой борьбы", "национализации средств производства" и "отмены частной собственности". В свою очередь, капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях). 

Мировое Правительство, которое могло бы появиться на основе "теории конвергенции", мыслилось  как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась бы, народы смогли бы сбросить тяжесть геополитического напряжения. 

Важно провести здесь параллель с переходом  технологических систем от "талассократии" к "эфирократии": мондиалистские политики начинали смотреть на планету не глазами обитателей западного континента, окруженного морем (как традиционные атлантисты), но глазами "астронавтов на космической орбите". В таком случае их взгляду представал действительно One World, Единый Мир.

Мондиалистские  центры имели своих корреспондентов и в Москве. Ключевой фигурой здесь был академик Гвишиани, директор Института Системных Исследований, который являлся чем-то вроде филиала "Трилате раля" в СССР. Но особенно успешной была их деятельность среди крайне левых партий в Западной Европе, которые в большинстве своем встали на путь "еврокоммунизма" а это и считалось основной концептуальной базой для глобальной конвергенции.

3.Планетарная победа Запада

Теории конвергенции были той идеологической основой, на которую ссылались Михаил Горбачев и его советники, осуществившие перестройку. При этом за несколько лет до начала советской перестройки аналогичный проект начал реализовываться в Китае, с которым представители "Трехсторонней комиссии" установили тесные отношение с конца 70-х. Но геополитические судьбы китайской и советской "перестроек" были различны. Китай настаивал на "справедливом" распределении ролей и на соответствующих сдвигах в идеологии Запада в сторону социализма. СССР пошел по пути уступок значительно дальше. 

Следуя за логикой  американских мондиалистов, Горбачев начал структурное преобразование советского пространства в сторону "демократизации" и "либерализации". В первую очередь, это коснулось стран Варшавского договора, а затем и республик СССР. Началось сокращение стратегических вооружений и идеологическое сближение с Западом. Но в данном случае следует обратить внимание на тот факт, что годы правления Горбачева приходятся на период президентства в США крайних республиканцев Рейгана и Буша. Причем Рейган был единственным за последние годы президентом, последовательно отказывавшимся участвовать во всех мондиалистских организациях. По убеждениям он был жесткий, последовательный и бескомпромиссный атлантист, либерал-рыночник, не склонный ни к каким компромиссам с "левыми" идеологиями даже самого умеренного демократического или социал-демократического толка. Следовательно, шаги Москвы, направленные на конвергенцию и создание Мирового Правительства со значительным весом в нем представителей Восточного блока, на противоположном полюсе имели самые неблагоприятные идеологические препятствия. Атлантист Рейган (позже Буш) просто использовали мондиалистские реформы Горбачева в сугубо утилитарных целях. Добровольные уступки heartland'а не сопровождались соответствующими уступками со стороны Sea Power, и Запад не пошел ни на геополитические, ни на идеологические компромиссы с самоликвидирующейся Евразией. НАТО не распустился, а его силы не покинули ни Европу, ни Азию. Либерально-демократическая идеология еще более укрепила свои позиции. 

Информация о работе Мондиализм