Мондиализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание

Концепция "мондиализма" возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне.
Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру One World Единый Мир.

Содержание

Введение - стр. 3
Содержание – стр. 4 - 20:
1. Предыстория мондиализма: стр.4 - 6
2. Теория конвергенции: стр.6 - 7
3. Планетарная победа Запада: стр.7 - 8
4. "Конец Истории" Фрэнсиса Фукуямы: стр.8
5. "Геоэкономика" Жака Аттали: стр.8 - 10
6. Посткатастрофический мондиализм профессора Санторо: стр.10 - 11
7. Мондиализм как стадия капитализма: стр.11 - 14
8. Законы капиталистической формации и государственный характер капитализма в мондиалистской стадии: стр.14 - 20
Заключение – стр. 21
Список литературы – стр. 22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по геополитике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

В данном случае мондиализм выступил не как самостоятельная  геополитическая доктрина, реализовавшаяся  на практике, но как прагматически  использованный инструмент в "холодной войне", от логики которой, основанной на тезисах Макиндера и Мэхэна, США так и не отказались. 

4."Конец Истории" Фрэнсиса Фукуямы

После распада  СССР и победы Запада, атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. 

Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина Фрэнсиса Фукуямы, опубликовавшего в начале 90-х программную статью "Конец Истории". Ее можно рассматривать как идейную базу неомондиализма. 

Фукуяма предлагает следующую версию исторического процесса. Человечество от темной эпохи "закона силы", "мракобесия" и "нерационального менеджирования социальной реальности" двигалось к наиболее разумному и логичному строю, воплотившемуся в капитализме, современной западной цивилизации, рыночной экономике и либерально-демократической идеологии. История и ее развитие длились только за счет нерациональных факторов, которые мало- помалу уступали место законам разума, общего денежного эквивалента всех ценностей и т.д. Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона "иррационализма". С этим связано окончание Истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину. 

Такой Новый  Порядок, хотя и основанный на универсализации чисто атлантической системы, выходит за рамки атлантизма, и все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров. 

5."Геоэкономика" Жака Аттали

Аналог теории Фукуямы есть и среди европейских авторов. Так, Жак Аттали, бывший долгие годы личным советником президента Франции Франсуа Миттерана, а также некоторое время директором Европейского Банка Реконструкции и Развития, разработал сходную теорию в своей книге "Линии Горизонта".

Аттали считает, что в настоящий момент наступает  третья эра "эра денег", которые  являются универсальным эквивалентом ценности, так как, приравнивая все  вещи к материальному цифровому  выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным образом. Такой подход сам Аттали связывает с наступлением мессианской эры, понятой в иудейско-каббалистическом контексте (подробнее этот аспект он развивает в другой книге, специально посвященной мессианству "Он придет"). Это отличает его от Фукуямы, который остается в рамках строгого прагматизма и утилитаризма. 

Жак Аттали предлагает свою версию будущего, которое "уже  наступило". Доминация на всей планете  единой либерально-демократической  идеологии и рыночной системы  вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в "третьей эре" отступают на задний план. Геополитический дуализм отменяется. 

Но единый мир  получает всё же новую геополитическую структурализацию, основанную на сей раз на принципах " геоэкономики ". Впервые концепции "геоэкономики" предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее Фернан Бродель. 

"Геоэкономика" это особая версия мондиалистской  геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы, составляющие суть собственно геополитического подхода, но чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Для "геоэкономики" совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т.д. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. "Геоэкономика" подходит к политической реальности так, как если бы Мировое Правительство и единое планетарное государство уже существовали. 

Геоэкономический  подход Аттали приводит к выделению  трех важнейших регионов, которые  в Едином Мире станут центрами новых  экономических пространств.

  1. Американское пространство, объединившее окончательно обе Америки в единую финансово-промышленную зону.
  2. Европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы.
  3. Тихоокеанский регион, зона "нового процветания", имеющая несколько конкурирующих центров Токио, Тайвань, Сингапур и т.д.

Между этими  тремя мондиалистскими пространствами, по мнению Аттали, не будет существовать никаких особых различий или противоречий, так как и экономический и идеологический тип будет во всех случаях строго тождественным. Единственной разницей будет чисто географическое месторасположение наиболее развитых центров, которые будут концентрически структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости. Такая концентрическая переструктурализация сможет осуществиться только в "конце Истории" или, в иных терминах, при отмене традиционных реальностей, диктуемых геополитикой. 

Цивилизационно-геополитический дуализм отменяется. Отсутствие противоположного атлантизму полюса ведет к кардинальному переосмыслению пространства. Наступает эра геоэкономики. 

В модели Аттали нашли свое законченное выражение  те идеи, которые лежали в основании "Трехсторонней комиссии", которая  и является концептуально-политическим инструментом, разрабатывающим и осуществляющим подобные проекты.

Показательно, что  руководители "Трилатераля" (Дэвид  Рокфеллер, Жорж Бертуэн тогда глава  Европейского отделения и Генри  Киссинджер) в январе 1989 году побывали в Москве, где их принимали президент СССР Горбачев, Александр Яковлев, также присутствовали на встрече другие высокопоставленные советские руководители Медведев, Фалин, Ахромеев, Добрынин, Черняев, Арбатов и Примаков. А сам Жак Аттали поддерживал личные контакты с российским президентом Борисом Ельциным. 

Несомненно одно: переход к геоэкономической логике и неомондиализму стало возможным  только после геополитической самоликвидации евразийского СССР.

Неомондиализм не является прямым продолжением мондиализма  исторического, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социалистических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом. 

6.Посткатастрофический мондиализм профессора Санторо

Существуют более детальные версии неомондиализма. Одной из наиболее ярких является футурологическая геополитическая концепция, разработанная миланским Институтом Международных Политических Исследований (ISPI) под руководством профессора Карло Санторо. 

Согласно модели Санторо, в настоящий момент человечество пребывает в переходной стадии от биполярного мира к мондиалистской версии многополярности (понятой геоэкономически, как у Аттали). Международные институты (ООН и т.д.), которые для оптимистического мондиализма Фукуямы представляются достаточно развитыми, чтобы стать ядром "Мирового Правительства", Санторо представляются, напротив, недейственными и отражающими устаревшую логику двухполярной геополитики. Более того, весь мир несет на себе устойчивый отпечаток "холодной войны", геополитическая логика которой остается доминирующей. Санторо предвидит, что такая ситуация не может не кончиться периодом цивилизационных катастроф.

Далее он излагает предполагаемый сценарий этих катастроф: 

  1. Дальнейшее ослабление роли международных институтов
  2. Нарастание националистических тенденций среди стран, входивших в Варшавский договор и в Третьем мире. Это приводит к хаотическим процессам.
  3. Дезинтеграция традиционных блоков (это не затрагивает Европы) и прогрессирующий распад существующих государств.
  4. Начало эпохи войн малой и средней интенсивности, в результате которых складываются новые геополитические образования.
  5. Угроза планетарного хаоса заставляет различные блоки признать необходимость создания новых международных институтов, обладающих огромными полномочиями, что фактически означает установление Мирового Правительства.
  6. Окончательное создание планетарного государства под эгидой новых международных инстанций (Мировое Правительство).

Эта модель является промежуточной между мондиалистским оптимизмом Фрэнсиса Фукуямы и атлантистским пессимизмом Самуила Хантингтона. 

7.Мондиализм как стадия капитализма 

Мондиализм, как  стадия реализации абсолютной доминации  капитала, располагается в той  же "нише" производства дополнительной прибавочной стоимости, что и  империализм, однако имеет свои существенные черты и особенности, задаваемые главным образом тем, что мондиализм есть стадия формирования единой мировой системы, дальнейшей концентрации и централизации капитала и выхода капитализма на пределы своего развития.

Следуя схеме  ленинского анализа империализма, мондиализм можно охарактеризовать как стадию капитализма в которой:

  1. возникает вытесняющая прежнее межимпериалистическое  соперничество единая мировая политико-экономическая система, характеризующаяся
        • появлением мировой валюты,
        • образованием транснационального капитала и
        • переносом стоимости между регионами мира, а так же обслуживающим этот перенос и, одновременно, обусловленным им
          • устойчивым неравновесием мировой экономики, выражающемся в неравенстве экономических факторов (таких как уровни цен, заработной платы, норма прибыли и т.п.) в различных странах и регионах мира, обычно усредняющихся в ходе достижения рыночного равновесия в границах отдельно взятой страны;
  1. концентрация и централизация производства и капитала перешла ступень развития, породившую монополии, и создала государственный капитализм, играющий решающую роль в хозяйственной, общественной и политической жизни;
  2. финансовый капитал отделяется (эмансипирует) от промышленного и начинает неограниченное самовозрастание в форме фиктивного капитала, вступающее в конфликт с промышленным капиталом и его интересами, разрушающее связь собственника с его собственностью (появление «портфельных инвесторов») и влекущее люмпенизацию буржуазии и антисоциализацию финансовой олигархии;
  3. формирование мировых стандартов хозяйственной деятельности приобретает преобладающее значение по сравнению с вывозом капитала, выступая в качестве инструмента поддержания глобального экономического неравновесия и управления глобальными процессами.

Противоречия  мондиализма являются присущей ему  формой проявления общекапиталистического противоречия между общественным характером производства и частным характером присвоения (форма проявления общего для всех формаций противоречия между  производительными силами и производственными отношениями) в условиях глобального, общемирового (т.е. планетарного по географическому и социальному охвату и внешнеторгового по природе происхождения основной массы прибыли) капитализма.

Упрощенно говоря, противоречия мондиализма это как бы глобальное расширение  общекапиталистического противоречия и его наложение на противоречия международной торговли.

Противоречия  мондиализма складываются из противоречий мировой капиталистической системы  в целом и противоречий, присущих ее центру и периферии:

      • в центре это противоречие между стремлением  капитала к максимальной прибыли  и массовым потреблением (осуществляемым за счет внешнеторговой прибыли на этот капитал);
      • на периферии мы имеем противоречие между компрадорским укладом и общенациональными интересами и институтами (обществом в целом);
      • мировой капиталистической системе как целому присуще противоречие между национальными организмами и глобальными процессами (транснациональным капиталом), выступающее в форме противоречия
        • между общемировым характером производства и локальным характером присвоения (в частности, локализацией потребления в центре, а производства на периферии капиталистической системы, доходящее до деления стран на производящие и потребляющие;
        • между существованием общемирового рынка и отсутствием механизмов и институтов его регулирования (противодействием их созданию со стороны транснационального капитала и его институтов);
        • межу национальным (американским) происхождением и принадлежностью американской валюты и ее положением валюты общемировой («мировых денег»);
        • между экономическим развитием стран периферии и политикой транснационального капитала и его институтов, направленной на сохранение диспаритета уровней развития между метрополией и периферией, как основы существования капитализма в его завершающей стадии;
        • между стремлением наиболее развитых стран периферии к экспорту капитала и созданию собственных региональных экономических блоков и противодействием этому процессу со стороны транснационального капитала и его институтов.

Информация о работе Мондиализм