Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:39, реферат
Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).
Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.
4.
Условия сохранения
Фирма, стремящаяся сохранить свое лидирующее положение, должна:
избегать краткосрочной максимизации прибыли, делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов);
активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.);
ориентироваться
на многономенклатурное, диверсифицированное
производство (даже если товары доминирующей
фирмы будут мало чем отличаться
друг от друга, это помешает другим фирмам
выйти на рынок с аналогичной продукцией.
Пример — деятельность компании Procter &
Gamble, продающей различные сорта мыла, чистящих
средств и т.д.).
Лидерство барометрической фирмы
Данная форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие). Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры. Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии — подождем и увидим.
Привлекательность
ценового лидерства заключается
в его возможности устранять перегиб
кривой спроса (см. модель ломаной кривой
спроса). Фирма — полный и признанный ценовой
лидер может быть уверена, что конкуренты
последуют как за повышением, так и за
понижением цен. Даже для барометрической
фирмы, за которой конкуренты следуют
не всегда, вероятность ликвидации ломаной
кривой спроса очень высока.
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий
Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.
Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.
Факторы, препятствующие ценовой координации:
Неценовая конкуренция
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.
Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
Информация о работе Основные характеристики рынка олигополии