Основные характеристики рынка олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:39, реферат

Описание

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).
Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

Работа состоит из  1 файл

Основные характеристики рынка олигополии.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

    4. Условия сохранения доминирующего  положения фирмой

    Фирма, стремящаяся сохранить свое лидирующее положение, должна:

    избегать  краткосрочной максимизации прибыли, делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов);

    активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.);

    ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное  производство (даже если товары доминирующей фирмы будут мало чем отличаться друг от друга, это помешает другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией. Пример — деятельность компании Procter & Gamble, продающей различные сорта мыла, чистящих средств и т.д.). 

    Лидерство барометрической  фирмы

    Данная  форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие). Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъюнктуры. Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии — подождем и увидим.

    Привлекательность ценового лидерства заключается  в его возможности устранять перегиб кривой спроса (см. модель ломаной кривой спроса). Фирма — полный и признанный ценовой лидер может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность ликвидации ломаной кривой спроса очень высока. 

    Ценовая координация и  неценовая конкуренция  на рынке олигополий

    Рассмотренные нами модели поведения олигополистов  предполагают, что цены фирм выравниваются  в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

    Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

    • тайные соглашения;
    • молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
    • передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

    Вместе  с тем на олигополистическом рынке  существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

    Факторы, препятствующие ценовой координации:

    • вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
    • нестабильность отраслевого спроса;
    • технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
    • изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
    • крайняя дифференциация продукции;
    • частое изменение продукции;
    • появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
 

    Неценовая конкуренция

    Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

    Во-первых, снижение цены у одной из фирм может  вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

    Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее  скопировать, они имеют более  длительный эффект.

    К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

    • усиление дифференциации продукции;
    • рост качества обслуживания покупателей;
    • качество и технические характеристики самого изделия;
    • условия кредита;
    • стиль и дизайн;
    • долговременность использования и срок гарантии;
    • реклама и стимулирование сбыта;
    • расширение номенклатуры продукции.

Информация о работе Основные характеристики рынка олигополии