Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:01, доклад
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, подчеркнуто, что для выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим, прежде всего, инновационный подход к развитию системы здравоохранения как основной отрасли, призванной обеспечить экономику страны главным ресурсом – человеческим капиталом. Предусматривается за 2008–2020 годы увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2-5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
В концепции
долгосрочного социально-
В странах, где велика государственная
составляющая системы здравоохранения,
отмечается более высокий уровень доверия
национальной медицине со стороны населения.
Такой вывод сделан организаторами совместного
интернет-исследования – компанией Ipsos
и агентством Reuters, опросившими жителей
22 стран мира.*
В исследовании приняли участие граждане
Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии,
Канады, Китая, Чехии, Франции, Германии,
Великобритании, Венгрии, Индии, Италии,
Японии, Мексики, Нидерландов, Польши,
России, Испании, Южной Кореи, Швеции и
США. Стран далеко не самых бедных, суммарный
объем ВВП которых составляет примерно
75% от общемирового показателя. С ноября
2009 по январь 2010 года удалось опросить
23350 человек. Допустимая погрешность результатов
исследования, по словам аналитиков, составила
не более 3%.
В странах, где
государство берет на себя значительную
долю забот о здоровье граждан, население
в целом склонно доверять своему
здравоохранению. Например, 75% жителей
Швеции и около 70% канадцев придерживаются
мнения, что в случае необходимости в этих
странах довольно легко получить квалифицированную
медицинскую помощь. И несмотря на то,
что эту же точку зрения разделяет и большинство
американцев процент лояльно относящихся
к национальному здравоохранению граждан
США гораздо ниже – всего 51. И это при том,
что янки тратят на здравоохранение больше,
чем какая-либо другая промышленно развитая
страна – около 16% ВВП. Так что не случайно
президент Обама настаивает на проведении
глобальной реформы национального здравоохранения.
По данным опроса в Великобритании на
качественную и доступную медицинскую
помощь рассчитывает 55% населения, в Германии
– 45%. И уже совсем парадоксально выглядят
данные по Японии. В случае болезни уверенно
себя чувствуют только 15% жителей Страны
восходящего солнца. А ведь там очень высоки
расходы на здравоохранение, действует
обязательное медицинское страхование.
Может быть высокая продолжительность
жизни – 83 года не добавляет позитивизма
к мироощущениям японцев? Ведь более 40%
населения там составляют пожилые люди,
не склонные идеализировать действительность.
Среди других стран с низкой оценкой со
стороны населения качества и доступности
медицинской помощи Венгрия, Южная Корея
и Россия, что и понятно. “Показатель уверенности”
в этих странах менее 30%. Очевидно залогом
успеха государственной политики в сфере
здравоохранения служит соблюдение баланса
интересов всех участников: граждан —
в получении качественной медицинской
помощи в требуемом объеме, государства
— в рациональном использовании ресурсов,
производителя — в экономической выгоде.
В этой связи
здравоохранение следует
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием
здоровья граждан, необходимо обеспечить
качественный прорыв российского здравоохранения.
Отрасли нужны инновационные разработки
в сфере профилактики, диагностики и лечения
заболеваний (включая восстановительное),
эффективная система подготовки медицинских
кадров и квалифицированных специалистов,
способных решать задачи инновационного
развития.
Отдельной проблемой является диверсификация
медицинской и фармацевтической промышленности,
создание условий для ее перехода на инновационную
модель, что позволит поднять уровень
обеспеченности организаций здравоохранения
и населения лекарственными средствами
и изделиями медицинского назначения,
в том числе отечественного производства,
до среднеевропейского уровня как по количественным,
так и по качественным показателям.
За последние годы для создания инновационной
экономики, в том числе в здравоохранении,
в России было сделано немало. Формируются
инфраструктура и инструменты инновационного
развития территорий, образована Комиссия
при Президенте России по модернизации
и технологическому развитию экономики
страны, накоплен определенный опыт становления
инновационной экономики в субъектах
Федерации. Для объединения финансового
и научного потенциала разрозненных предприятий
организованы госкорпорации «Российские
технологии» и «Российская корпорация
нанотехнологий».
Межведомственной комиссией по научно-инновационной
политике утверждена «Стратегия развития
науки и инноваций в Российской Федерации
на период до 2015 года» и план мероприятий
по ее реализации, предусматривающий формирование
инновационно-ориентированных кластеров,
т.е. объединение предприятий − поставщиков
оборудования, комплектующих, специализированных
производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских
и образовательных учреждений, связанных
отношениями территориальной близости
и функциональной зависимости в сфере
производства и реализации инновационного
продукта (товаров, услуг). Кластер позволяет
сосредоточить специалистов в одном направлении
для решения конкретных задач.
Существенным элементом, обеспечивающим
эффективность кластера, является участие
в его деятельности не только федеральных,
муниципальных, но и самых разных бизнес-структур
с использованием механизма государственно-частного
партнерства, которое является одним из
ключевых инструментов формирования кластеров.
Кластерный подход позволяет существенно
повысить эффективность взаимодействия
в инновационном процессе предприятий
частного сектора экономики и государственных
научно-исследовательских учреждений,
создает дополнительную мотивацию отечественным
и иностранным инвесторам для организации
конкурентоспособного технологичного
производства на территориях с высокой
концентрацией научно-технического и
инновационного потенциала.
Однако кластеры, состоящие исключительно из
малых и средних предприятий, в условиях
рыночной экономики практически не имеют
шансов на эффективное развитие из-за
отсутствия доступа к значительным финансовым
средствам. Средний бизнес – это компания
с оборотом (по закону) 400 млн руб. Поэтому
необходимо обеспечить вхождение в состав
кластеров крупного бизнеса. Он должен
выступать и в качестве инвестора, привлекающего
субподрядчика в свои программы, и в качестве
заказчика на интеллектуальные разработки
для малого и среднего предпринимательства,
обеспечивая тем самым сетевое взаимодействие
с более мелкими компаниями. Крупный бизнес
призван послужить локомотивом, который
вытянет за собой всю цепочку участников кластера, генерирующих инновационные
идеи. Несомненно, что инвестор должен
иметь преференции*, стимулирующие инвестиционную
привлекательность кластерных проектов,
в т.ч. и медицинских.
Формирование кластеров медицинских инноваций в российском
здравоохранении должно развиваться с
учетом трех принципов:
Одно из важнейших направлений кластерной стратегии – продвижение инноваций на рынке путем их коммерциализации, т.е. тиражирование и продажа нового продукта или услуги, в которых воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Цель этой стратегии - модернизация здравоохранного потенциала посредством разработки, внедрения и реализации медицинских инноваций. В рамках поставленной цели в качестве основных задач кластерной стратегии следует определить:
Организация кластеров медицинских инноваций с учетом
поставленной цели и задач призвана способствовать
развитию здравоохранного сектора национальной
инновационной системы. Результатом реализациикластерного подхода должен стать рост производительности
и инновационной активности предприятий,
входящих в кластер, а также повышение
интенсивности развития малого и среднего
бизнеса, который сможет значительно усилить
инновационную составляющую своей деятельности
в продвижении наиболее эффективных медицинских
технологий.
Развитие каждой новой медицинской технологии
только тогда достигнет своей цели, когда
завершится инновационный цикл: фундаментальная
разработка – получение продукта – производство
его в промышленных масштабах – внедрение
(использование) продукта в клинике для
диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
В России в настоящее время внедрение
новых технологий в практическое здравоохранение
порой затягивается на годы. И этому есть
ряд серьезных причин:
Не случайно
в президентском Послании Федеральному
Собранию РФ (2009 г.) указывалось
на необходимость развития медтехники,
технологий и фармацевтики как приоритетных
направлениях модернизации здравоохранения,
для чего «нужно активнее развивать партнерство
с зарубежными разработчиками и производителями,
имея в виду и организацию в России передовых
исследований в медицинской сфере».
Руководствуясь установками Послания,
Департаментом химико-технологического
комплекса и биоинженерных технологий
Минпромторга РФ был разработан проект
программы развития фармацевтической
промышленности. На ее реализацию государство
планирует потратить 123 млрд руб. и еще
63 млрд вложит в развитие отрасли бизнес.*
Цель программы – переход на инновационную
модель развития, компонентами которой
являются: технологическое перевооружение
производственных мощностей отечественных
фарм– и медпрома до экспортоспособного
уровня и создание научно-исследовательской
базы для производства конкурентной продукции;
выпуск отечественных жизненно необходимых
и важнейших лекарственных средств, а
также изделий медицинского назначения
и медицинской техники, замещающих импортные
аналоги; вывод на рынок инновационной
продукции, увеличение отечественного
экспортного потенциала.
Фармацевтическая промышленность сегодня
одна из самых инновационноемких отраслей,
где пересекаются многие науки – химия,
биология, медицина, математика. Здесь
сложнее всего наладить инновационный
процесс, так как любая новая продукция
испытывается непосредственно на человеке,
а это не только дополнительные затраты
времени и средств, но и огромные риски.
Лишь высокоразвитые страны могут позволить
себе собственную инновационную фармпромышленность.
И если им удалось наладить инновационный
процесс в данном сегменте экономики,
то в других сегментах это, как правило,
тоже удается.
Фармацевтический бизнес является мировым
лидером по наукоемкости и прибыльности.
Объемы продаж всего одного препарата
крупной мультнациональной компании оцениваются
в 25-30 млрд долл. Весь современный фармацевтический
рынок России «весит» примерно 16 млрд
долл. Фармотрасль может и должна стать
одним из рычагов, продвигающих российскую
экономику вперед. Последнее звучит несколько
высокопарно, но, сделав ставку на исследования
и разработку новых препаратов для борьбы
с социально-значимыми заболеваниями
XXI века отечественная фармацевтика автоматически
встает в шеренгу передовых стран мира.
Сегодня структура потребления лекарств
на российской рынке не идентична структуре
заболеваемости. Образно говоря, мы умираем
не от того, от чего лечимся. Лидерами продаж
в наших аптеках являются препараты со
слабой эффективностью или отсутствием
доказательной базы.
Выделив около тридцати нозологий, наиболее
проблемных, с точки зрения ущерба, наносимого
ими экономике страны, и, сосредоточив
все усилия на разработке препаратов для
лечения этих заболеваний, можно получить
экономический эффект, сопоставимый с
половиной годового объема ВВП. Данное
утверждение подтверждается расчетами,
неоднократно проводимыми как иностранными,
так и российскими фармакоэкономистами.*
Отечественный фармпром должен ориентироваться
именно на эти нозологии, тем самым концентрируя
свои силы на первостепенных для здравоохранения
и экономики в целом проблемах. Однако
одного призыва к действию недостаточно.
Государство должно само показать пример
«долгих» инвестиций в фармотрасль.
Средний срок возврата средств, вложенных
в инновационные лекарственные разработки
составляет 15-20 лет. Понято, почему подавляющее
большинство российских производителей
сосредоточилось на выпуске устаревших
дженериков.* Быстро «отбить» рубль, вложив
его в производство лекарств массового
спроса, - дело нехитрое. Работать с инновационным
ассортиментным портфелем – годы рискованных
вложений. Для фармацевтической компании
это лабораторные исследования, создание
инновационных препаратов, их клинические
испытания, донесение качественной информации
до представителей медицинских сообществ
об этих препаратах и передовых разработках
фарминдустрии. Государство, показав пример
долгосрочных вложений (такие проекты
могут быть реализованы через госкорпорации
«Роснано», «Ростехнологии» и др.) дает
понять частному капиталу, что российский
фармрынок стабилен, и находится в сфере
его пристального внимания.
В рамках XIV Петербургского международного
экономического форума состоялось подписание
соглашения между Санкт-Петербургом и
рядом ведущих фармацевтических компаний,
положившего начало созданию в регионе медицинского кластера, концепция которого была принята
Правительством города в апреле 2010 года.
Основное условие для работы вфармкластере, в том числе и для иностранных
компаний, – создание производств полного
цикла – от научных исследований до конечного
продукта.
Кластер разместится в промышленной
зоне «Пушкинская», расположенной восточнее
ж/д станции «Царское село» (25 км. от Санкт-Петербурга).
Общая площадь территории – 18,2 Га. Бюджетные
инвестиции составят 630 млн руб. для обеспечения
транспортной доступности, электро-, тепло-,
газо-, водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, располагаться предприятиякластера будут в двух особых экономических
зонах — «Ново-Орловская» и «Нойдорф».
Город проводит комплексную инженерную
подготовку новой промышленной зоны и
уделяет фармацевтическому кластеру приоритетное
внимание, создает привилегированные,
удобные и комфортные условия для работы
компаний.
По оценке центра маркетинговых исследований
«Фармэксперт» Санкт-Петербург является
самым инвестиционно привлекательным
российским регионом и стартовой площадкой
для успешной реализации проектов в сфере
фармацевтики и медицинской промышленности.
С момента создания кластера его резидентами
являются 11 отечественных и зарубежных
компаний, которыми инициированы инвестиционные
проекты по созданию лабораторных комплексов,
исследовательских центров и фармацевтических
производств с общим объемом инвестиций
более 29 млрд руб.
Срок организации кластера предполагает
два этапа: первый (2010-2014 гг.) и второй (2015-2020
гг.). Объемы инвестиций российских компаний
— участников кластера на первом этапе
составят: «Геофрам» - 3; «Самсон-Мед» и
«Фармасинтез» - по 1,5; «Неон», «Вертекс»
и «Полисан» - по 1; «Биокад», «Фарм-Холдинг»
и «Имуно-Гем» - по 0,5 млрд рублей. Эти компании
принимали активное участие непосредственно
в разработке концепции развития кластера,
стратегические цели которой – создание
современного высокотехнологичного производственного
комплекса и выпуск оригинальных отечественных
препаратов, а также препаратов-дженериков,
приоритетных в рамках импортозамещения,
- совпадают с основными задачами, стоящими
сегодня перед фармацевтической отраслью.
Сфокусированная и активная стратегия
кластерных проектов уже сама по себе
привлекает внимание международных инвесторов
и партнеров. Например, швейцарская компания
«Novartis» является самым крупным инвестором
Петербургского инновационного проекта
— 15 млрд рублей, которые предназначаются
для производства полутора миллиардов
твердых лекарственных форм в год на предприятиях
кластера, создаваемых в ОЭЗ «Ново-Орловское».
Причем «Novartis» работает сразу в трех фармкластерах:
кроме Спб, еще в Ярославле и в Калужской
области. Инвестиционные планы компании
достигают нескольких сотен миллионов
долларов.
Помимо создания новых фармзаводов и современных
лабораторий власти города уделяют внимание
подготовке квалифицированных специалистов.
Санкт-Петербургская государственная
химико-фармацевтическая академия подписала
соглашение о создании центра подготовки
кадров с крупнейшей компанией, «Pfizer»
- лидером мирового фармацевтического
рынка. Ей принадлежит один из ведущих
портфелей инновационных препаратов для
лечения и профилактики различных заболеваний.
Компания ежегодно инвестирует более
7 млрд долларов в научные исследования,
направленные на создание новых эффективных
лекарств. Будучи социально ориентированной
компанией, «Pfizer» стремится максимально
увеличить доступность своих препаратов
различным категориям населения вне зависимости
от уровня дохода. С этой целью компания
активно участвует в государственных
программах по льготному лекарственному
обеспечению, сотрудничает с общественными
и благотворительными организациями более
чем в 150 странах мира.
Высокая квалификация сотрудников, грамотно
продуманный стиль руководства, эффективная
маркетинговая стратегия, верность традициям
качества, приверженность этическим принципам
ведения бизнеса – все это позволяет «Pfizer»
занимать прочные позиции на российском
фармацевтическом рынке. Вот такие зарубежные
компании и надо привлекать в отечественные
кластерные проекты.
В качестве крупных отечественных инвесторов
в медицинских кластерах могут выступать
упомянутые выше госкорпорации. Например,
за «Ростехнологиями» право осуществлять
инвестиции в российские и иностранные
организации, закреплено Федеральным
законом «О Гсударственной корпорации
«Ростехнологии». Цель ее деятельности
− содействие разработке, производству
и экспорту высокотехнологичной промышленной
продукции путем обеспечения поддержки
на внутреннем и внешнем рынках российских
разработчиков и производителей этой
продукции, а также организаций, в которых
Государственная корпорация "Ростехнологии"
в силу преобладающего участия в их уставных
капиталах и в соответствии с заключенными
между ними договорами либо иным образом
имеет возможность влиять на принимаемые
этими организациями решения.
Основными функциями "Ростехнологий"
являются: