Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:01, доклад
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, подчеркнуто, что для выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим, прежде всего, инновационный подход к развитию системы здравоохранения как основной отрасли, призванной обеспечить экономику страны главным ресурсом – человеческим капиталом. Предусматривается за 2008–2020 годы увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2-5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
Однако, несмотря
на ряд позитивных сдвигов, в целом
национальная инновационная деятельность
в России по-прежнему, остается точечной.
В законодательстве до сих пор
нет четкого определения инноватики, никак
не отражено в нем и понятие кластера.
С учетом уже вышесказанного можно дефиницировать
медицинский кластер, а равно и любой другой,*
как договорную форму кооперации субъектов
производства, науки и образования, а также
регионального или муниципального уровня
власти, обеспечивающих и осуществляющих
целенаправленную деятельность по исследованию,
разработке и продвижению на внутренние
и внешние рынки инновационной продукции
или услуги с использованием механизмов
государственно-частного партнерства
и привлечением крупного инвестора.
Как отмечалось в Национальном докладе
«Инновационное развитие – основа модернизации
экономики России», в стране, осуществляющей
переход на современную модель экономического
роста, сохраняется непозволительно низкий
для мировой державы уровень инновационной
активности. Российская специфика такова,
что основным инвестором в передовые медицинские
технологии выступает государство. При
его поддержке развивается медицинское
направление в технопарках, среди которых
Курчатовский, Зеленоградский и Обнинский.
Там разрабатываются новые методы лечения
с использованием энергии атома для профилактических
целей и высокотехнологичное медицинское
оборудование с соответствующим программным
обеспечением. Между тем технопарки это
только инфраструктура, представляющая
собой один из элементов более сложной
конструкции – инновационного кластера.
Сегодня флагман и главный индикатор инновационного
развития – инноград Сколково, копирующий
кластерную модель калифорнийской “Силиконовой
долины”. Бюджет медицинского кластера
Сколково на 2011 г. составил 1726 млрд рублей
(т.е. менее 60 млн долларов)*, которые предназначались
для финансирования 20 проектов сосредоточенных
на четырех основных направлениях – биомедицине,
биофармацевтике, биоэнергетике и биоинформатике.
Эти проекты были выбраны в соответствии
с программой модернизации здравоохранения,
определенной Минздравсоцразвития России.
Важным инструментом государства, направленным
на стимулирование инновационных процессов
и развитие соответствующей инфраструктуры
являются технико-внедренческие особые
экономические зоны (ОЭЗ), создаваемые
в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне.
В настоящее время в них идет активное
формирование специализированных кластеров.
Для большого числа кластерных проектов,
выполняемых резидентами ОЭЗ, эффективным
средством достижения прорывных результатов,
уже имеющих практическое воплощение
в конкурентноспособной продукции, наряду
с нанотехнологиями стали биомедицина,
фармакогеномика – лекарственные средства
с повышенной биодоступностью, геномные
и постгеномные технологии, позволяющие
обеспечить молекулярно-генетическую
диагностику и профилактику, выявлять
онкомеркеры и маркеры других заболеваний,
что сегодня особенно востребовано на
мировом рынке.
Большое значение для развития технико-внедренческой
деятельности во всех четырех особых экономических
зонах имеет финансовая поддержка, оказываемая
государственной «Российской корпорацией
нанотехнологий» в рамках реализации
соглашения о сотрудничестве и совместных
решениях. Это еще пример кластерного
подхода к инновационному развитию медикофармацевтической
отрасли с участием крупного отечественного
инвестора.
Корпорация намерена инвестировать в
разработку фармпрепаратов 1,2. млрд рублей.
Общий бюджет проекта составляет 5,1 млрд.
Эти средства будут направлены на создание
лекарственных препаратов для лечения
СПИДа, гепатита С, рака поджелудочной
железы и заболеваний центральной нервной
системы. По отдельным позициям стоимость
инновационных препаратов российского
производства будет ниже импортных прототипов
в несколько раз, инвестиции станут одним
из первых шагов к созданию отечественных
инновационных лекарств. Согласно прогнозам
специалистов «Роснанотех» годовая выручка
от данного проекта в 2015 году составит
1,1 млрд рублей, а в 2017-2019 годах – 2,5- 4,5 млрд.
Однако с позиций государственных интересов
в условиях безработицы более целесообразно
эффективность инноватики оценивать,
в первую очередь, не по размеру прибыли
и даже не по количеству полученных патентов,
а по росту числа рабочих мест, связанных
с производством социально значимых лекарств,
изделий медицинского назначения и медоборудования,
изготовленным по технологиям, исходящим
из инновационных кластеров. Речь идет
об интенсификации использования возможностей
отечественных мед- и фармпрома в повседневной
практике.
Как показывает мировой опыт, проблему
здоровья нации нельзя решить только силами
государства. Необходимо заинтересованное
участие гражданского общества, прежде
всего, профессионалов-медиков, а также
бизнес-сообществ, объединенных в кластеры
на принципах социального партнерства
с привлечением государственных корпораций
и частных компаний. Проводя диверсификацию
отрасли, они создадут инновационную платформу
для тысячи новых «умных» рабочих мест.
Несомненно, что в ближайшее время потребуется
реформирование социальных институтов
(в первую очередь образовательных и трудовых),
призванных обеспечить повышение квалификационного
и культурного уровня рабочей силы, ее
способность трудиться в высокотехнологичных,
инновационно-активных сферах, в том числе
и в здравоохранной. При этом вектор модернизации
отечественного здравоохранения должен
быть направлен на внедрение стандартов
оказания медицинской помощи как совокупности
технологических новаций: медицинских,
управленческих и информационных.
Список литературы: