Развитие кластеров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:01, доклад

Описание

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, подчеркнуто, что для выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим, прежде всего, инновационный подход к развитию системы здравоохранения как основной отрасли, призванной обеспечить экономику страны главным ресурсом – человеческим капиталом. Предусматривается за 2008–2020 годы увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2-5,5% (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).

Работа состоит из  1 файл

В концепции долгосрочного социально.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)
  • содействие организациям различных отраслей промышленности в разработке и производстве инновационной продукции, проведении перспективных исследований и развитии технологий;
  • обеспечение продвижения и реализации на внутреннем и внешнем рынках инновационной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;
  • привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов инновационной продукции;
  • осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • оказание содействия организациям различных отраслей промышленности в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок инновационной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания.

Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, в целом  национальная инновационная деятельность в России по-прежнему, остается точечной. В законодательстве до сих пор  нет четкого определения инноватики, никак не отражено в нем и понятие кластера. С учетом уже вышесказанного можно дефиницировать медицинский кластер, а равно и любой другой,* как договорную форму кооперации субъектов производства, науки и образования, а также регионального или муниципального уровня власти, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по исследованию, разработке и продвижению на внутренние и внешние рынки инновационной продукции или услуги с использованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением крупного инвестора. 
Как отмечалось в Национальном докладе «Инновационное развитие – основа модернизации экономики России», в стране, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство. При его поддержке развивается медицинское направление в технопарках, среди которых Курчатовский, Зеленоградский и Обнинский. Там разрабатываются новые методы лечения с использованием энергии атома для профилактических целей и высокотехнологичное медицинское оборудование с соответствующим программным обеспечением. Между тем технопарки это только инфраструктура, представляющая собой один из элементов более сложной конструкции – инновационного кластера. 
Сегодня флагман и главный индикатор инновационного развития – инноград Сколково, копирующий кластерную модель калифорнийской “Силиконовой долины”. Бюджет медицинского кластера Сколково на 2011 г. составил 1726 млрд рублей (т.е. менее 60 млн долларов)*, которые предназначались для финансирования 20 проектов сосредоточенных на четырех основных направлениях – биомедицине, биофармацевтике, биоэнергетике и биоинформатике. Эти проекты были выбраны в соответствии с программой модернизации здравоохранения, определенной Минздравсоцразвития России. 
Важным инструментом государства, направленным на стимулирование инновационных процессов и развитие соответствующей инфраструктуры являются технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ), создаваемые в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне. В настоящее время в них идет активное формирование специализированных кластеров. Для большого числа кластерных проектов, выполняемых резидентами ОЭЗ, эффективным средством достижения прорывных результатов, уже имеющих практическое воплощение в конкурентноспособной продукции, наряду с нанотехнологиями стали биомедицина, фармакогеномика – лекарственные средства с повышенной биодоступностью, геномные и постгеномные технологии, позволяющие обеспечить молекулярно-генетическую диагностику и профилактику, выявлять онкомеркеры и маркеры других заболеваний, что сегодня особенно востребовано на мировом рынке. 
Большое значение для развития технико-внедренческой деятельности во всех четырех особых экономических зонах имеет финансовая поддержка, оказываемая государственной «Российской корпорацией нанотехнологий» в рамках реализации соглашения о сотрудничестве и совместных решениях. Это еще пример кластерного подхода к инновационному развитию медикофармацевтической отрасли с участием крупного отечественного инвестора.  
Корпорация намерена инвестировать в разработку фармпрепаратов 1,2. млрд рублей. Общий бюджет проекта составляет 5,1 млрд. Эти средства будут направлены на создание лекарственных препаратов для лечения СПИДа, гепатита С, рака поджелудочной железы и заболеваний центральной нервной системы. По отдельным позициям стоимость инновационных препаратов российского производства будет ниже импортных прототипов в несколько раз, инвестиции станут одним из первых шагов к созданию отечественных инновационных лекарств. Согласно прогнозам специалистов «Роснанотех» годовая выручка от данного проекта в 2015 году составит 1,1 млрд рублей, а в 2017-2019 годах – 2,5- 4,5 млрд. 
Однако с позиций государственных интересов в условиях безработицы более целесообразно эффективность инноватики оценивать, в первую очередь, не по размеру прибыли и даже не по количеству полученных патентов, а по росту числа рабочих мест, связанных с производством социально значимых лекарств, изделий медицинского назначения и медоборудования, изготовленным по технологиям, исходящим из инновационных кластеров. Речь идет об интенсификации использования возможностей отечественных мед- и фармпрома в повседневной практике. 
Как показывает мировой опыт, проблему здоровья нации нельзя решить только силами государства. Необходимо заинтересованное участие гражданского общества, прежде всего, профессионалов-медиков, а также бизнес-сообществ, объединенных в кластеры на принципах социального партнерства с привлечением государственных корпораций и частных компаний. Проводя диверсификацию отрасли, они создадут инновационную платформу для тысячи новых «умных» рабочих мест. 
Несомненно, что в ближайшее время потребуется реформирование социальных институтов (в первую очередь образовательных и трудовых), призванных обеспечить повышение квалификационного и культурного уровня рабочей силы, ее способность трудиться в высокотехнологичных, инновационно-активных сферах, в том числе и в здравоохранной. При этом вектор модернизации отечественного здравоохранения должен быть направлен на внедрение стандартов оказания медицинской помощи как совокупности технологических новаций: медицинских, управленческих и информационных.

Список литературы:

  1. Медицинский вестник. № 27, 2010, с.21.
  2. Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» М., 2009, с.59.
  3. Гинцбург А.Л. О развитии высоких биомедицинских технологий//Новая экономика. Отраслевые инновации. М., 2008,с.385-386.
  4. Медицинский вестник, 2011, №1-2, с.5.
  5. Человек и труд, №10, 2010 с. 51.
  6. Вести медицины, №5, 2011.

Информация о работе Развитие кластеров в России