Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:36, контрольная работа
целью нашей работы будет являться рассмотрение особенности места и роль России в меняющемся современном мире.
Актуальность, степень разработанности проблемы, цель работы позволяют сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть основные геополитические характеристики России;
2. Проанализировать влияние на место и роль России геополитических противостояний;
3. Определить перспективные направления повышения роли Российской Федерации в системе мировых отношений.
Введение 3
1. Особенности геополитического положения России и её геополитические интересы 5
2.Общая характеристика роли России в современном мире……………..10
3.Актуальные проблемы российской геополитики……………………….14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Важным является и геокультурное измерение Российского государства. Россия – это отдельная цивилизация, сложившаяся на основании православной религии. Наряду с другими цивилизациями: католическо-протестанстской (западной), конфуцианской, мусульманской, синтоистско-японской, католико-латиноамериканской, африканской Россия несет свою геокультурную миссию, которая, согласно религиозной трактовке, должна проявится в полной мере в Последние времена.
Российская культура и российское общество формировалось на формате взаимодействия славянских и тюркских народов. Это сложный синтез с элементами заимствований и трансформаций, а также собственным пониманием культурного кода (именно из-за этого произошла Великая Схизма и разделение церквей на западную и восточную в 15 веке.
Хотя
до сих пор нет точного
Распад великой ядерной державы СССР коренным образом изменил положение в мире. Перед многими государствами, в том числе и перед Россией встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности. Россия, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя ответственность за выполнение заключенных им международных соглашений, в том числе и за выплату советских долгов, с которыми успешно рассчиталась, стала членом Совета Безопасности ООН.
На современную внешнеполитическую ситуацию России оказывают сильное влияние не только заслуги дипломатов и политиков в русле международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашем государстве. Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, хотелось бы выделить такие как внешние международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, давление со стороны США, так и внутренние социальные проблемы, научно-техническое отставание, коррупция, кризис.
В настоящее время целью внешней политики России является установление стратегического партнерства с ведущими азиатскими державами и государствами СНГ. А на так называемом «западном» направлении ведется работа по установлению стратегического партнерства с США и стратегическому сближению с Европой. Политика стала более сбалансированной в отношении Запада и Востока, а внешнеполитическая деятельность стала более соответствовать национальным интересам страны. Хотя на западе бытует мнение о том, что российская внешняя политика стала все больше приобретать черты конфронтационности по отношению к Западу, то российские эксперты с такой точкой зрения не соглашаются. Большинство из них считает, что внешнеполитический курс России, несмотря на произошедшие изменения, остается достаточно сбалансированным и не является излишне жестким в отношении Запада3.
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее, возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д.
В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США, поскольку данная конфронтация принесет больше отрицательного, чем положительного. Общую обстановку накаляет процесс расширения НАТО и желание многих стран бывшего соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить в Североатлантический Союз. И хотя вероятность вступления различных стран оценивается по разному, процесс расширения западных структур на основе НАТО представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом создания Европы без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки, касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом значительно превышают оценку их сближения с Россией. Кто больше всего проигрывает от такого расширения? Понятное дело – Россия. Порою складывается впечатление, что в НАТО берут всех и вся, поближе бы только к Российской границе. Согласно концепции внешней политики, утвержденной В. В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране дает основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества.
Большую роль в укреплении роли и места России в мире сыграл В.В. Путин. С избранием Президентом В.В. Путина отношения со странами Запада стали более ясными, открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы на Кубе и во Вьетнаме, утратившие былое стратегическое значение. С США были согласованы дальнейшие меры по сокращению ядерных арсеналов. Между США и Россией был заключен Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он рассчитан на длительный срок и предполагает, что к 2012 г. у каждой из сторон останется не более 2200 стратегических ядерных боеприпасов. Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом.
По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в «сворачивании демократии»4.
Важным шагом внешнеполитической деятельности России является ее председательство в «Группе восьми», которое позитивно скажется на международном статусе России и обеспечит новый вклад и преемственность в работе «восьмерки». Рассмотренные на санкт-петербургском саммите вопросы международной энергетической безопасности, борьбы с инфекционными заболеваниями и проблемы образования значительно укрепят позиции Россия в глобальной экономике. Все они являются приоритетными для России, которая сегодня ставит масштабные задачи по экономической модернизации, развитию человеческого капитала, укреплению своих позиций в мировой финансово-экономической системе5.
Глобальной
энергетическая безопасность, заявленная
Россией, как крупнейшего экспортера
газа и нефти, рассматривается не
только как своя собственная, внутригосударственная,
но и как общая проблема надежного обеспечения
стран и населения планеты энергоресурсами,
как проблема всего мирового сообщества.
Такой подход позволит существенно увеличить
позитивный капитал, накопленный Россией
на международной арене в последние годы.
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одна из слабостей кроется в демографии. России принадлежит обширнейшая территория, на которой проживает всего 140 млн. человек. Все большую часть населения составляют мусульманские меньшинства, уровень рождаемости у которых выше, чем у этнических русских. При этом население страны в целом каждые 10 лет будет, как ожидается, уменьшаться на 10 млн.
Богатая ресурсами, но малонаселенная Сибирь граничит с бедным ресурсами, но перенаселенным Китаем, мощь которого постоянно растет. Если центральноазиатские республики окажутся отрезанными от Запада, они с большой долей вероятности переориентируются на Китай, чтобы не стать полностью зависимыми от России6.
Постсоветская Россия получила ряд проблем: от неопределенности границ нового государства и необходимости строить отношения с бывшими союзными республиками до углубления процессов регионализации и нарастания угрозы распада Российской Федерации.
В этих условиях перед российской интеллектуальной и политической элитой встал ряд задач, а именно: осмыслить происходящие процессы кризисного переустройства общества, выявить их причины и указать пути преодоления; определить новое содержание российской государственности и, исходя из этого, сформулировать те национальные интересы страны, которые в наибольшей степени соответствовали бы современным реалиям; обозначить основные принципы и направления внешней политики России, определив тем самым новое положение страны на мировой арене.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.
Обеспечение
процессов формирования государственности
России и защиты ее территориальной
целостности считается
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО7.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И
в Азиатско-Тихоокеанском
Скорее всего, Россию ожидают еще несколько лет стагнации, с некоторыми анклавными преобразованиями, но и с возможными откатами и провалами. Стагнация Россию ждет не только в экономике, но и в политике, в правовой и нравственной сферах. Еще не выкристаллизовалась национально-государственная идеология Российского государства, не расставлены акценты в национально-государственных интересах, не очерчены приоритеты в обеспечении национальной безопасности России. Нынешние российские элиты не оправдывают пока своего высокого предназначения ни в профессиональном, ни в моральном отношении. А господствующая сегодня идеология «Большого Хапка» мало подходит для того, чтобы быть путеводной звездой России и россиян в XXI век. Россия пока так и не стала, несмотря на все свои попытки понравиться, встроиться в общий ряд полноправным и уважаемым, тем более интегрированным членом мирового сообщества.