Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа
Глубокие экономические и политические изменения, которые произошли на рубеже 80-90-х годов в Европе, во многом определили дальнейшее развитие всего мирового хозяйства. Объединение Германии, ставшее возможным в результате распада социалистического лагеря, а затем и СССР, в известной степени ускорило европейские интеграционные процессы и практически окончательно определило европейского лидера, которым и стала Германия.
Введение
3
1. История и основные направления российско-германских отношений
7
2. Перспективы российско-германского сотрудничества
18
Заключение
26
Список использованных источников и литературы
7) сравнительно низкие налоги и сборы.
Что касается РФ, то ее интересы обусловливают необходимость поиска путей развития отношений с Германией для налаживания конструктивных партнерских отношений с объединенной Европой, так как Германия вместе с другими развитыми государствами формирует ядро современного мирового хозяйства, прочно занимая 2-е место в мире по объему внешней торговли.
В преддверии выборов в бундестаг (сентябрь 2009 г.) проходил круглый стол, где экспертами рассматривались различные стороны двусторонних отношений России и Германии.
«Экономическое сотрудничество двух стран развивается поступательно, большая часть предлагаемых российской стороной проектов претворяется в жизнь…» [13]
Не сходятся эксперты по поводу того, чем обусловлен интерес западного партнера к России: исключительно ресурсной составляющей, желанием захватить рынок сбыта или чем-то иным. А.А. Ахтамзян уверен, что «Запад склонен рассматривать Россию как неисчерпаемый источник сырья, прежде всего, энергетического».[14]
Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.
В экономических взаимоотношениях перед странами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. [15]
Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.
При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма "БМВ" подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.[16]
Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.
Российская сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических отношениях между нашими странами и подтверждает заинтересованность и решимость последовательно развивать и углублять их в будущем.
Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.
Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.[17]
Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут диктоваться возрастающими потребностями экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях.
Россия и Германия хотели бы вывести экономическое сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.
«Стороны исходят из необходимости сфокусировать усилия на задачах активизации инвестиционного взаимодействия, качественного наращивания производственной кооперации, прежде всего в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, энергетической сфере и в целом вывода экономического сотрудничества на новые рубежи, соответствующие потенциалу экономик двух стран", - подчеркнул Яковенко.
Для Герамании, как крупнейшего кредитора и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабильность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.
Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижений науки и техники, проводимых в Германии и др.
Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.
Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения[18].
Расширение объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций. Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.
В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Проблема повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.
Эта проблема не может быть решена без разработки по линии государства комплексной программы стимулирования несырьевого экспорта.
Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината.
С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.[19]
Основным организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями Германии. В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта[20].
Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».
Особое внимание уделяется взаимодействию в сфере новых технологий, формированию технологических альянсов российских и германских компаний, в том числе в таких стратегических отраслях как энергетика, автомобилестроение, энергоэффективность и энергосбережение, железнодорожное машиностроение, атомная отрасль, кроме того, научно-технические связи. Особое значение имеет одобренная в Екатеринбурге в ходе Межгосконсультаций инициатива о проведении в России и Германии в 2011 году "Российско-германского года исследований, науки и образования".
Существенное место отводится вопросам международной и региональной повестки. По основным внешнеполитическим аспектам позиции и оценки двух государств близки или во многом совпадают. Ведется интенсивный диалог с германской стороной по таким актуальным темам, как формирование новой европейской архитектуры безопасности, включая российскую инициативу по заключению ДЕБ, взаимодействие Россия-ЕС и Россия-НАТО, а также в рамках "Группы восьми" и "Группы двадцати".
Позитивной динамикой отличается и инвестиционное сотрудничество. По итогам первого полугодия 2010 года общий объем накопленных немецких инвестиций в российскую экономику составил 22,6 миллиарда долларов. Растут и российские инвестиции в Германию: за первое полугодие 2010 года их объем был равен 727 миллионам долларов.
Актуальность в последнее время приобрело взаимодействие с Германией в области чрезвычайного реагирования. Германия оказала России ощутимую помощь в тушении лесных пожаров, по ее приглашению там проходила курс реабилитации группа российских пожарных.
Приоритетное внимание уделяется культурно-гуманитарным вопросам двусторонних отношений - это реализация различных совместных проектов в области культуры, расширение молодежных обменов, количество которых за последние пять лет возросло в четыре раза. В настоящее время активно прорабатывается возможность организации совместных выставок, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы в 2015 году, ведется работа над учебником "История России и Германии в XVIII-XX веков", а также созданием в Германии сети русско-немецких двуязычных школ.
Общую позитивную направленность развитию взаимодействия России и Германии в различных областях задает конструктивный диалог на высшем уровне. Только в 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев пять раз встречался с Канцлером Германии Ангелой Меркель, в том числе в ходе рабочего визита в ФРГ и состоявшихся в Екатеринбурге в июле этого года Межгосконсультаций, придавших новый, мощный импульс двустороннему многоплановому сотрудничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двустороннего сотрудничества, но в первую очередь, экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет, и будет определять содержание и динамику сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужно эффективное сотрудничество между ними, которое органично дополняет многосторонние механизмы взаимодействия. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием и не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.
Информация о работе Россия и Германия: перспективы сотрудничества