Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:31, статья
Пора назвать вещи своими именами и признать наличие двух геополитических полюсов в мире.
Один из них очевиден. И он не скрывает своей мощи, хоть, как и подобает одной из многих империй, прошедших полный путь от бурного развития и экспансии до заката и разложения, понимает неизбежность своего краха и пытается отсрочить неизбежную участь. И это – Соединенные Штаты Америки.
Другой полюс – окрепший великан, но пытающийся рядиться в подростковые одежды. Все еще пытается вести себя скромно, не демонстрировать имеющийся потенциал. Диктовать свою волю этому великану-подростку уже никто не в состоянии, но для того, чтобы отстаивать свои интересы в полной мере ему пока еще не хватает мышечной массы и набитых кулаков. И, невзирая на свою многотысячелетнюю историю, никак не хочет признаваться в своей супердержавности. И это – Китайская Народная Республика.
США против Китая: два подхода к овладению ресурсами
Опубликовали: 2012-02-16 10:27:49
Пишем США
и Китай, Евразию подразумеваем...
Пора назвать вещи своими именами и признать наличие двух геополитических полюсов в мире.
Один из них очевиден. И он не скрывает своей мощи, хоть, как и подобает одной из многих империй, прошедших полный путь от бурного развития и экспансии до заката и разложения, понимает неизбежность своего краха и пытается отсрочить неизбежную участь. И это – Соединенные Штаты Америки.
Другой полюс
– окрепший великан, но пытающийся
рядиться в подростковые одежды. Все
еще пытается вести себя скромно,
не демонстрировать имеющийся
Такая своеобразная политика Китая полностью соответствует «заветам» Генерального Секретаря Коммунистической Партии Китая – Дэн Сяопина , сформулированным еще в 1978 году. Это восемь тезисов китайской стратегии:
- хладнокровно наблюдать;
- укреплять позиции;
- уверенно реагировать на изменения;
- скрывать свои возможности;
- выигрывать время;
- не привлекать к себе внимания;
- никогда не становиться лидером;
- заниматься конкретными делами.
Очевидно, супердержавность КНР наступит для всех «неожиданно», как морозы в феврале 2012 года.
Оба государства
находятся в состоянии
Одному – США – необходимо успеть установить новую форму контроля в масштабах планеты над природными ресурсами, среди которых углеводороды – важнейшие, но не единственные. И сделать это необходимо в кратчайшие сроки – до того, как Китай создаст сопоставимые по мощи вооруженные силы и заявит о своих геополитических претензиях и амбициях во весь голос, без ненужной скромности. И до того, пока доллар перестанет выполнять свои основные функции.
Другому –
Китаю – успеть использовать накопленные
доллары в золотовалютных резервах,
пока их еще принимают в оплату
технологий и производственных мощностей.
Золотовалютные резервы Китая составляют
примерно 3,2 трлн. долларов, 70% из них
номинировано именно в долларах. Нужно
успеть инвестировать эту долларовую
массу в источники ресурсов, технологии,
и создать современные
Основные угрозы для США:
– растущее
понимание удушающей роли
- темпы роста Китая, усиление его военной мощи. ВВП Китая в 2011 году – около 7 трлн. долл. по официальному курсу (11,3 трлн. – по паритету покупательной способности); 10,3% - рост ВВП в 2010 году и 9,5% в 2011 году. Доходы на душу населения с середины 90-х годов прошлого века за 15 лет выросли с 750 до 4100 долларов (!) . Рост военного бюджета Китая в 2011 году по сравнению с 2010 составил 17,7% и достиг 91 млрд.долл., из них 2/3 – расходы на ВМС. И это по официальным данным, по неофициальным они выше в 1,5-3 раза. В августе 2011 года Китай провел испытания своего первого авианосца. В обозримом будущем у ВМС Китая могут появиться еще 4 авианосных корабля.
В чем причина такой милитаризации Китая? Для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения необходимы ресурсы, в первую очередь - нефть. И вот здесь вырисовывается удивительная закономерность, о которой пойдет речь дальше.
Китай испытывал нехватку нефти до 1965 года. Проблему удалось решить с помощью открытия крупных месторождений Дацина и других, расположенных на востоке страны. Какое-то время нефть была источником валютных поступлений. Однако, с 1993 года добыча нефти на китайских месторождениях перестала удовлетворять потребности экономики. Китай был вынужден импортировать нефть. Жесткая, но мудрая политика руководства страны направлена на обеспечение энергетической безопасности, в связи с этим постепенно растет количество стран, поставляющих в Китай нефть – с 5 в начале 90-х до 35 в 1997 году. Увеличиваются инвестиции в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. К 2000 году традиционные ближневосточные поставщики обеспечивали 47% импорта нефти, Азиатско-Тихоокеанский регион – 18% и 20% - Африка (Нигерия, Ливия, Судан, Ангола и др.). До войны в Ливии Китай из Африки получал 30% неочищенной нефти. Сумма безвозмездной помощи и кредитов, предоставленных лишь четырем странам – Анголе, ЮАР, Нигерии, Мозамбику в четыре раза превышает кредиты, выданные МВФ всей Африке, расположенной южнее Магриба. На эти же страны приходится более 90% доказанных запасов африканской нефти. Растет объем торговли КНР с Африкой: в 1995 г. он был равен 6 млрд. долл., а 2010 году превысил 130 млрд. долл.
Сегодня Китай
– второй по потреблению нефти
в мире после США: 9,057 млн. баррелей
в день в Китае и 19,150 млн. –
в США.
Размах внешнеэкономической деятельности Китая поражает. Из выступления Ответственного секретаря Госсовета КНР Ма Кай на 15-й Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарке, проходившей в городе Сямэнь в сентябре 2011 года: «За 30 лет в Китае были зарегистрированы в общей сложности 660 тыс. предприятий с участием зарубежных инвестиций, объем практически использованных иностранных капиталов составил 899 млрд долларов. Китай, в свою очередь, инвестировал капиталы в экономику 170 с лишним стран и регионов мира, при этом общий объем его прямых инвестиций уже превысил 180 миллиардов долларов».
Из августовской
презентации директора
За последние 30 лет Китай дважды удваивал свой ВВП .
Это не может не беспокоить США. Напомним слова президента Барака Обамы, сказанные во время презентации в Пентагоне новой военной стратегии: «Мир должен знать: США не намерены утрачивать свое превосходство». И экономические успехи Китая заставляют США использовать все имеющиеся у них возможности для затормаживания темпов роста Поднебесной.
Несомненно, в США отлично информированы об открыто декларируемых планах Китая. Еще в 2002 году на XVI съезде КПК была поставлена задача «начать новый этап экономического роста», «преодолеть нарастающие диспропорции в развитии территорий, а также города и деревни и перевести государство и общество из пассивной в активную фазу политико-экономического рывка к мировому триумфу КНР», назначенному на 2019 год.
Как остановить рост пока еще не врага, но конкурента?
Средств много,
они используются системно и комбинированно.
И если вооруженная агрессия против
Китая уже невозможна, то извне
формируется и финансируется
внутренняя оппозиция как средство
давления, используются обвинения «международным
сообществом» в недостаточной
Война в Ираке. Пожалуй, первая откровенная, не прикрытая вооруженная агрессия США против суверенного государства, направленная не только и не столько против уничтожаемого государства, сколько против Китая. Невзирая на ограничительное экономическое и торговое эмбарго, действующее против Ирака с 1996 по 2003 год, Китай в 1997 году подписал контракт на разработку месторождения Аль-Ахдаб, в надежде на снятие санкций в будущем. Но, в результате агрессии США против Ирака, в мае 2003 года контракт был приостановлен представителем новой колониальной администрации – исполняющим обязанности Министра нефтяной промышленности Ирака Тамиром Гадбаном, т.к. по его словам «Ирак не признает условий нефтегазовых соглашений, подписанных во время баасистского режима». То же случилось и с многими иными, подписанными правительством Саддама Хусейна договорами на поставку нефти и разработку месторождений с Россией, Францией и пр.
К слову, первый контракт на восстановление и разработку нефтяных месторождений в оккупированном Ираке получила нефтесервисная компания «Халлибертон» (ее главным исполнительным директором в 1995-2000 годах был Ричард Брюс «Дик» Чейни, более известный, как Дик Чейни, о чем далее также вспомним).
Война 2003 года США в Ираке за «демократию» перевела управление этим арабским государством и его запасами природных ископаемых в ручной режим, сделала США главным распорядителем в раздаче контрактов по иракской нефти.
Лишь в августе 2008 года китайская компания CNPC все-таки подписала договор с Министерством нефтяной промышленности Ирака на разработку месторождения Аль-Ахдаб. А значит, Китаю удается возобновить работу в нефтяной сфере с Ираком и решать задачи по диверсификации источников поставки углеводородов. Однако, чтоб вернуться в Ирак, Китаю пришлось «простить» 8 млрд. внешнего госдолга Ирака. Также остаются серьезными рисками для Китая административная и регулятивная нестабильность, угроза терактов и роста насилия в Ираке, в значительной степени управляемые США. Это в любой момент может создать серьезные трудности для деятельности китайских компаний в Ираке.
Судан. С 1999 по 2009 год КНР инвестировала в некогда единую страну более 15 млрд. долл. Китай инвестировал не только в нефтедобычу, но и в строительство дорог, школ, больниц для местного населения. На Судан приходилось 7% китайского импорта нефти, а для Судана это 60% ее экспорта. Климатические условия работы в Судане давали существенные преимущества относительно неприхотливому китайскому персоналу в сравнении с коллегами из США, Франции, Великобритании. Что может быть эффективней для создания трудностей конкурентам, несовместимых с продолжением их деятельности, чем организация на целевой территории «неуправляемого хаоса»? Предпосылки для традиционных долгоиграющих межэтнических и межконфессиональных проблем были не менее традиционно заложены еще во времена Британского колониального владычества. До 1955 года Британия раздельно управляла Севером и Югом Судана, проводила христианизацию Юга, и даже вводила визы для суданцев (с 1922 г.), пересекающих границу между двумя территориями. В 1956 году было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме при доминировании северян.
По уже отработанной схеме было проведено расчленение Судана на два территориальных государственных образования: на Южный Судан (в основном христианский), получивший свою независимость в результате январского референдума 2011 года и Судан (в основном мусульманский), который лишился своей южной части. Кроме различия в религиозных предпочтениях, что всегда может быть эффективно использовано для создания напряженности, вплоть до вооруженных столкновений, причиной для конфликтов не может не быть отход 75% некогда общих нефтяных запасов Южному Судану. В то же время, Северный Судан контролирует трубопроводы, по которым нефть Юга идет на экспорт.
Заверения руководства как Северного, так и Южного Судана в нежелании воевать настолько регулярны и убедительны, что невольно вызывают предчувствия очередной гражданской войны. И здесь камень преткновения, естественно – распределение доходов от нефти. В январе 2012 года Южный Судан приостановил работу нефтепровода, по которому нефть поступала в Судан, в ответ на то, что Северный Судан ранее запретил двум танкерам с южно-суданской нефтью выйти из порта (из-за неуплаты таможенной пошлины, установленной Севером для Юга; в свою очередь Юг считает грабежом стоимость транзита – 22 дол. за баррель). В начале февраля 2012 Президент Судана Омар Хасан Башир заявил, что отношения с Южным Суданом весьма напряженные и скорее ближе к войне, чем к мирному сосуществованию.
Естественно, в таких условиях проблематично вести речь об иностранных инвестициях и работе иностранных компаний, даже китайских.
А чтобы локальный хаос был более управляемым и «стабильным», заложена еще одна мина – спорная территория между Севром и Югом Судана – штат Южный Кордофан. 28 января 2011 года в этом штате были захвачены 28 китайских рабочих.
Будущее 15 млрд. долл. китайских инвестиций в Судане очень туманно.
Ливия. Вторая прямая вооруженная агрессия против независимого государства, направленная, в том числе и против Китая – осуществлена США в 2011 году. События в Ливии сложно прокомментировать точнее, чем это сделал республиканец Пол Крэйг Робертс, известный экономист, в настоящее время – аналитик Гуверского Института (во времена президента Рональда Рейгана – заместитель министра финансов США, отец «рейганомики», кавалер Ордена Почетного легиона): «Мы не хотим свергать правительство Бахрейна или в Саудовской Аравии, где оба правительства применяют в отношении протестующих насилие, потому что они являются нашими марионетками, а в Бахрейне у нас есть крупная военно-морская база. Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что хотим выгнать Китай и Россию из Средиземноморья <...> Китай осуществлял масштабные энергетические инвестиции на востоке Ливии и полагается на нее, наряду с Анголой и Нигерией, в плане своих энергетических нужд. Это попытка США отказать Китаю в ресурсах, так же как Вашингтон и Лондон отказали в ресурсах китайцам в 30-е годы».
Информация о работе США против Китая: два подхода к овладению ресурсами