Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:35, реферат
Россия и Япония - две великие державы, отношения между которыми во многом определяют обстановку в Северо–Восточной Азии и Азиатско–Тихоокеанском регионе в целом. Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения с дальневосточным соседом являются одной из важных составляющих внешнеполитической стратегии России. Япония, в силу целого ряда объективных причин геополитического, международного, экономического и военного характера, играет непреходящую роль с точки зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России на Дальнем Востоке. Взаимная заинтересованность России и Японии в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений на благо народов обеих стран является объективной реальностью сегодняшнего дня.
Введение………………………………………………………………3
1. История отношений России и Японии……………………………5
2. Российско-японские отношения на современном этапе……........14
3. Ключевые проблемы в российско-японских отношениях…........20
Вывод………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………25
В Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией от 20 января 1925 г., провозгласившей установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Японией, Советский Союз согласился, что Портсмутский договор 1905 г. остается в силе.
В Англо-американской декларации (Атлантической хартии) от 14 августа 1941 г., к которой Советский Союз присоединился 24 сентября 1941 г., сказано, что «США и Великобритания не стремятся к территориальным и иным приобретениям» и «не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов».
В Каирской декларации США, Великобритании и Китая от 27 ноября 1943 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, отмечается, что союзники «не стремятся ни к каким завоеваниям для самих себя и не имеют никаких помыслов о территориальной экспансии». Одновременно в декларации сказано, что цель союзников заключается, в частности, в том, чтобы «изгнать» Японию с территорий, «которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности».
Крымское (Ялтинское) соглашение трех великих держав (СССР, США и Великобритании) по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г. предусматривало в качестве одного из условий вступления СССР в войну против Японии «передачу Советскому Союзу Курильских островов». Советский Союз утверждал, что благодаря Ялтинскому соглашению было получено юридическое подтверждение передачи ему Курильских островов, включая острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Япония придерживается той позиции, что Ялтинское соглашение не является решением относительно окончательного территориального урегулирования и что Япония, которая не была участником данного соглашения, ни юридически, ни политически не связана его положениями.
В Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945 г., к которой 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, зафиксировано, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут союзники. Япония 15 августа 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала.
В Пакте о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г. стороны обязались взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. В Пакте указывалось, что он сохраняет силу в течение пяти лет и что если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует Пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
После
того, как Советский Союз объявил
о желании денонсировать
В конце августа – начале сентября 1945 г. Советский Союз занял острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. эти территории были включены в состав РСФСР.
В Сан-францисском мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 г. зафиксирован отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть о. Сахалин. Договор, однако, не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Советский Союз этот договор не подписал.
Вопрос
о пределах Курильских островов, от
которых Япония отказалась по Сан-францисскому
договору, затрагивался в заявлении
директора договорного
Поскольку Советский Союз не подписал Сан-францисский мирный договор, между Советским Союзом и Японией были проведены отдельные переговоры о заключении мирного договора. Однако из-за расхождения позиций сторон по его территориальной статье согласия достигнуто не было.
В обменных письмах между первым заместителем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко и полномочным представителем правительства Японии С. Мацумото от 29 сентября 1956 г. зафиксировано согласие сторон на продолжение после восстановления дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, включающего и территориальный вопрос. Обмен указанными письмами открыл путь к восстановлению советско-японских дипломатических отношений и подписанию Совместной декларации СССР и Японии.
Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В Совместной декларации зафиксировано согласие СССР и Японии на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений переговоров о заключении мирного договора, а также согласие Советского Союза на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора.
Совместная декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Токио 12 декабря 1956 г.
В 1960 г. Советский Союз в связи с заключением нового японо-американского договора безопасности дополнительно обусловил возвращение Японии островов Хабомаи и Шикотан выводом с японской территории всех иностранных войск. В ответ правительство Японии выдвинуло возражение, заключающееся в том, что нельзя в одностороннем порядке менять содержание Совместной декларации СССР и Японии, которая является договором, ратифицированным парламентами обеих стран.
Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате второй мировой войны и как таковой вообще не существует.
В Совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Москве было отмечено, что «урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами».
В Совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Токио сказано, что стороны провели «переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп». В Заявлении подчеркивается также важность ускорения работы по заключению мирного договора.
После
образования в декабре 1991 г. Содружества
Независимых Государств и признания Японией
Российской Федерации в качестве государства-продолжателя
СССР переговоры по мирному договору,
которые велись между СССР и Японией, продолжаются
между Японией и Российской Федерацией.
2.
Российско-японские
отношения на современном
этапе
За
прошедшие годы российско-японские
отношения поступательно
В 2003 г. по итогам переговоров Президента Российской Федерации и Премьер-министра Дз.Коидзуми был принят «Российско-Японский план действий» – обширный политический документ, в котором намечены основные направления дальнейшей работы по продвижению двусторонних отношений. В нем, в частности, предусматривается развитие политического диалога, продолжение переговоров по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Положения Плана в целом успешно реализуются по всем направлениям. Японская сторона также выражает удовлетворение ходом его реализации, за исключением переговоров по мирному договору.
22
ноября 2008 г. в Лиме в рамках
саммита АТЭС, 18 февраля 2009 г. в
Южно-Сахалинске перед
Также краткая беседа лидеров состоялась 2 апреля 2009 г. «на полях» саммита «Группы 20» в Лондоне, а 30 мая 2009 г. состоялся телефонный разговор лидеров двух стран (для обсуждения ситуации вокруг КНДР).
После победы Демократической партии на всеобщих парламентских выборах, которые состоялись 30 августа 2009 г., лидеру ДПЯ Ю.Хатояме были переданы поздравления Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в связи с победой на выборах и избранием (16 сентября 2009 г.) на пост Премьер-министра.
17
сентября 2009 г. по инициативе Д.А.
В последние годы активно развивается двусторонний диалог по правительственной линии. В мае 2009 г. состоялся рабочий визит в Японию Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. В ходе визита были обсуждены вопросы дальнейшего развития сотрудничества в области энергетики, включая атомную, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, космоса и т.д. По итогам подписано шесть межправительственных договоренностей, в том числе соглашения по атомной энергии, таможенному сотрудничеству, правовой помощи по уголовным делам, а также документы по ряду практических областей.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Е.Нарышкин регулярно принимает участие в церемониях открытия и закрытия ежегодных Фестивалей российской культуры в Японии. В ходе очередного посещения Японии с этой целью 12-15 апреля 2010 г. он провел беседы с политическим руководством страны и прочитал лекцию «Российская Федерация: задачи и перспективы» для представителей и студентов университета «Досися» в Киото.
На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран. 4-5 ноября 2008 г. состоялся визит С.В.Лаврова в Японию, 5 и 8 апреля, а также 27 мая 2009 г. по инициативе японской стороны состоялись телефонные разговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Японии Х.Накасонэ (в связи с осуществленными в КНДР ракетным пуском и ядерными испытаниями). В декабре 2009 г. прошел визит в Россию Министра иностранных дел Японии К.Окады. В его рамках состоялась беседа К.Окады с Министром промышленности и торговли Российской Федерации В.Б.Христенко как сопредседателей межправкомиссии по торгово-экономическим вопросам (27 декабря), переговоры с С.В. Лавровым (28 декабря), японский министр был принят Руководителем Администрации Президента Российской Федерации С.Е.Нарышкиным.
На уровне министров иностранных дел состоялась встреча 29 марта 2009 г. «на полях» мероприятий «восьмерки» в Гатино (Канада).
С 2007 г. действует механизм российско-японского стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел, в рамках которого ведется обсуждение ключевых международных проблем, прежде всего связанных с глобальной и региональной безопасностью. Седьмое заседание в данном формате состоялось в январе 2009г.
26 февраля 2009 г. в Москве прошла встреча первых заместителей министров иностранных дел по вопросам разоружения.
В январе 2009 г. Токио посетили Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов и Министр транспорта И.Е.Левитин; в мае прошел визит в Японию Председателя Правительства России В.В.Путина. 12-14 октября 2009 г. Российскую Федерацию посетил Председатель Палаты советников Парламента Японии С.Эда, в ходе которого состоялись его встречи с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Мироновым, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызловым.
Информация о работе Японо–российские отношения. История и современность