Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание

В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проводится анализ прибыли до налогообложения, анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовых результатов
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Анализ прибыли от продаж
2.3 Анализ рентабельности
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

расходы на оплату труда;

коммерческие  расходы;

управленческие  расходы и др.

При формировании расходов по обычным видам  деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим  элементам: материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Для целей формирования организацией финансового  результата от обычных  видов деятельности определяется себестоимость  продукции, работ, услуг  на базе расходов от обычной деятельности, которые группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Основными факторами изменения  доходов являются: приращение выручки  от продаж продукции, работ, услуг; изменение структуры продаж в целях повышения спроса на них; положительные курсовые и суммовые разницы и др. Основными факторами изменения расходов являются: увеличение объема продаж продукции, работ, услуг; увеличение материальных и трудовых затрат на производство продукции; необоснованный рост коммерческих и управленческих расходов и др. [13. С.248].

Финансовый  результат - обобщающий показатель анализа  и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. Финансовый результат (чистая прибыль) от деятельности формируется как разность между доходами и расходами от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности [14. С.13].

Финансовые  результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Показатели рентабельности показывают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Их экономический смысл - сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И, поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. Предприятие считается рентабельным (прибыльным, доходным), если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Прибыль предприятия получают главным образом  от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность финансовых и валютных биржах и так далее).

Необходимо  отметить, что для  российских организаций, бухгалтерская отчетность которых предназначена  в основном для  налоговых органов, характерно занижение прибыли и активов. Прежде чем анализировать прибыль по данным бухгалтерской отчетности необходимо убедиться в том, что сформированные в организации финансовые результаты не перемещены в аффилированные структуры. Информация отчета о финансовых результатах организации искажается не только "переливом" финансовых результатов, но и наличием нерегистрируемого оборота, что занижает показатели прибыли и выручки организации.

1.2 Методика анализа  финансовых результатов

Анализ  финансовых результатов хозяйственной деятельности и рентабельности - это один из способов оценки инвестиционной привлекательности организации и определения того, насколько перспективен бизнес.

Основными задачами анализа  финансовых результатов  деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли  и рентабельности;

оценка  работы предприятия по использованию возможности увеличения прибыли и рентабельности;

разработка  мероприятий по использованию  выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли  служат накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В форме № 2 "Отчет  о прибылях и убытках" имеется информация обо всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах. Такой анализ позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами [9. С.151].

Прибыль в форме № 2 "Отчет  о прибылях и убытках" представлена в различных видах. Алгоритм формирования показателей прибыли организации по данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" представлен на рис.1.

анализ финансовый результат рентабельность

Рис.1. Схема формирования прибыли организации

Прибыль от продаж (PN) рассчитывается как разность между выручкой от продаж (N) и полной себестоимостью продукции, товаров, работ и услуг, включая коммерческие и управленческие расходы (S):

PN= N - S (1)

Чистая (нераспределенная) прибыль характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации. Чистая прибыль от деятельности организации рассчитывается по формуле:

Рч = ? Доходы - ? Расходы - Налоги (2)

Значимость финансовых результатов деятельности может  быть оценена также по показателям  рентабельности.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, базирующиеся  на затратном подходе (рентабельности  продукции, операционной деятельности, инвестиционной деятельности, рентабельности  обычной деятельности);

показатели, характеризующие  прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов  или общая рентабельность, рентабельности операционного капитала, основного  капитала, оборотного капитала, собственного капитала).

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции к сумме затрат по производству и сбыту продукции. Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки от реализации без НДС, акцизов и других аналогичных платежей. Рентабельность активов (имущества) исчисляется отношением прибыли до налогообложения предприятия к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса). Рентабельность внеоборотных активов определяется отношением прибыли до налогообложения предприятия к средней стоимости внеоборотных активов. Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия к средней величине собственного капитала. Рентабельность инвестиций отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие.

Приведенные показатели рентабельности зависят от множества  факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации. На изменение рентабельности активов (имущества) предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала.

Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид:

, (3)

где

Прп - прибыль от реализации продукции;

VРПобщ - общий объем  реализованной продукции;

УДобщ - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;

Цi - цена реализации i-го вида продукции;

Сi - себестоимость i-го вида продукции;

ВP - выручка от реализации продукции без НДС, акцизов и других аналогичных платежей.

Наследующем этапе  анализа определим, какой вид  продукции на предприятии является более доходным. Для этого проведем факторный анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) по каждому виду продукции. Факторная модель этого показателя имеет вид:

(4)

В данном случае уровень  рентабельности зависит от двух факторов: себестоимости единицы продукции  и среднереализационных цен. Так  как эти два фактора входят в состав прибыли от реализации продукции, необходимо модифицировать данную формулу:

(5)

Комплексное влияние  цен, производственных затрат, физического  объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. В торговой организации  упрощенный расчет коэффициента (КВП) может быть выполнен следующим образом:

КВП= Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах

Объем продаж в отпускных  ценах (6)

Его снижение означает снижение способности покрывать  издержки обращения, соответственно уменьшается  прибыль от продажи. Коэффициенты, рассчитанные по отдельным видам товаров, характеризуют уровень доходности в разрезе ассортиментных групп товаров.

Используя методы экономико-математического  моделирования и факторного анализа, можно оценить влияние факторов коэффициента валовой прибыли и объема продаж (В) на прирост (уменьшение) валовой прибыли (ДВП) по следующей модели: за счет изменения коэффициента ВП

(7)

за счет изменения  объема продаж

(8) 2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия

2.1 Анализ прибыли  до налогообложения

В курсовой работе проведен анализ прибыли до налогообложения, прибыли  от продаж и рентабельности на примере ОАО "Молоко". На основе данных формы  № 2 "Отчета о прибылях и убытках" проанализируем состав и динамику финансовых результатов деятельности коммерческой организации. В приложении 2 представлена форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" ОАО "Молоко" за 2009 год.

В таблице 1 проведем анализ финансовых результатов  ОАО "Молоко" за 2009 год. В аналитическом  отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли.

Таблица 1.

Аналитический отчет о прибылях и убытках ОАО "Молоко"

 
Показатели В тыс. руб. Темп при-рос-та, % Структура, %  
  2008г. 2009г. Откло-нение   2008г. 2009г. Откло-нение  
А 1 2 3 4 5 6 7  
Прибыль от продаж 447369 648959 201590 45,1 113,9 88,8 -25,1  
Прибыль до налогообло-жения 392607 730503 337896 86,1 100,0 100,0 -  
Налог на прибыль  и иные аналогичные обязательные платежи 48959 120701 71742 146,5 12,5 16,5 4,1  
Чистая прибыль 343648 609802 266154 77,4 97,5 83,5 -4,1  
                 

В отчетном году прибыль  до налогообложения увеличилась  на 86,1 %, чистая прибыль - на 77,4 % по сравнению  с предыдущим годом. Прибыль от продажи  продукции составляет преобладающую  долю в прибыли до налогообложения. В прошлом году доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения составляла 113,9 %, что указывает на превышение прочих расходов над прочими доходами и означает потери прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия