Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:04, реферат
Анализ одного из самых интересных методов современной прогрессивной архитектуры ставит вопросы об отношении архитектора к исторической и природной среде, о поиске границ между естественным и искусственным, вымышленным и реальным, над которыми задумываются архитекторы бюро R&Sie. Проблемы «территориальности» архитектуры, сценария ее развития, взаимодействия кажущихся совершенно отдельными друг от друга систем, в поиске решений которых постоянно находится Франсуа Роше, несомненно, являются актуальными и для современной российской архитектуры.
ИЗОБРЕТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Анализ проектного метода архитектурного бюро R&Sie Architects
Анализ одного из
самых интересных методов современной
прогрессивной архитектуры
В середине 1990-х годов,
когда в профессиональном мировоззрении
архитекторов происходили существенные
изменения, архитекторами Франсуа
Роше (Franсois Roche) и Стефании Лаво (Stephanie Lavaux)
в Париже было образовано бюро R&Sie Architects.
После сорока лет
стабильности модернизма, провозгласившего
своими лозунгами стремление к абстракции,
идеализму и интернационализму,
современным архитекторам было невозможно
оперировать его понятиями и
приемами: настало время зыбкой неопределенности,
осознания сложности процессов
окружающего мира и беспомощности
проектных методов, которые использовались
ранее.
Нелинейный эксперимент
1990-х годов стал разрывом с модернистской
эстетикой и обратился к
В условиях интерпретационного
мышления конца XX века метод (с греч.
μέθοδος — «путь сквозь») как систематизированная
совокупность шагов, которые необходимо
предпринять, чтобы достичь цели или найти
некую истину [7], перестал быть всеобщим
для среза времени, а стал зависеть от
творческой концепции и конкретных условий,
в которых работает архитектор. Истина
утратила свою однозначность, и цель проектирования
стала основываться на мировоззрении
и профессиональной позиции архитектора.
Ставшие индивидуальными (авторскими)
предпосылки возникновения проектных
стратегий обусловили их разнообразие,
а проблема выработки собственного творческого
метода стала актуальной как никогда прежде.
Для архитектора
в процессе формулирования собственной
творческой позиции актуально
Целью анализа проектного
метода французского бюро R&Sie Architects
является обоснование его уникальности
и степени влияния на современное понимание
архитектуры.
Задачи:
1. Обозначить круг
философских категорий,
2. Выделить и раскрыть
сущность средств и приемов,
используемых архитекторами
3. Выявить связь
между мировоззрением
Философские категории,
лежащие в основе проектного метода
бюро
В интервью для российского
журнала АRX «Расплывчатый мир с сильной
концепцией» глава бюро R&Sie Франсуа
Роше (Franсois Roche) «говорит о мире вокруг,
о том, как он меняется, о реальности, которую
многие не хотят замечать» [2, 96]. Участник
Венецианской Биеннале и биеннале искусства,
выставки Non Standard Architectures, преподаватель
лондонской школы Барлетт, технического
университета Вены и Университета Пенсильвании
(Филадельфия), Франсуа Роше является автором
не только инновационных проектов, но
и многочисленных статей и эссе, посвященных
архитектуре и ее философскому осмыслению
в современном мире. Рассмотрим основные
философские категории, с которыми работают
архитекторы R&Sie.
1. Вымысел
Одним из ключевых философских
понятий в творчестве Франсуа
Роше является «вымысел» (fiction), который
представляет собой некую реальность
«просочившуюся в извилины нашего цифрового
общества»1 [1]. По мнению архитектора, вымысел
не является виртуальной реальностью,
которую люди когда-то надеялись создать,
а существует в качестве развертывающегося
действия, на которое может влиять каждый
«здесь и сейчас» [1]. Вымысел следует также
отличать от утопии, которая существует
отдельно от реальности, отвлекая внимание
от проблем и событий, происходящих вокруг.
По словам Роше, утопии стали «идеальным
зеркалом капитализма» [2, 98], который нуждался
в них как в наркотике для доказательства
движения к светлому будущему. Вымысел
– это соединение виртуального и реального,
где ход событий невозможно предсказать,
а люди могут лишь «реагировать на этот
«расплывчатый» мир» [2, 98]. В процессе вымысла
участвуют две стороны: глобальный мир
массовой культуры, с его стереотипами,
технологиями, набором утопий и свобод,
откуда архитектор заимствует призрачные
факты, и локальный мир – неподдающийся
контролю хрупкий мир взаимоотношений
людей друг с другом, а также мест, в которых
они живут, где истории из вымышленных
фактов словно растворяются и деформируются,
превращаясь в материальную реальность.
В понятие вымысла
для R&Sie Architects вплетаются эти хрупкие
соотношения глобального и локального
миров, которые они пытаются регулировать
с помощью проектирования. Их не интересуют
абстрактные схемы, по которым может развиваться
форма, степень ее геометрического совершенства,
куда более важным для них представляются
создание вымысла и включение этого вымысла
в реальные процессы жизни. Таким образом,
категория вымысла делает смысл или повествовательность
основой архитектуры, тогда как многие
представители современной экспериментальной
архитектуры стремятся к ее «семантическому
опустошению» [3] и занимаются поисками
нового формального языка.
2. Архитектор
R&Sie Architects принципиально
отвергают идею об архитекторе-творце,
господствующую со времен эпохи Возрождения.
Они убеждены, что и сегодня, в век массовой
медиа-культуры, фигура архитектора, подобно
ее обожествлению в прошлом, становится
брэндом, являющимся частью глобальной
Системы2. Архитекторам звездной элиты
приходится делать одно и то же: строить
одинаковые здания в разных городах мира,
превращающиеся в объекты пристального
внимания. В роли брэнда архитектор становится
рабом своей концепции, реализуя ее снова
и снова в каждом следующем заказе. Получается,
что такое понимание роли архитектора
находится в поле действия вымышленных
фактов и не проникает глубже сферы производства
продукции, поставленной на поток. Происходит
переоценка значимости архитектора. Согласно
воззрениям R&Sie Architects, сущность категории
«архитектор» заключается в способности
запустить процесс, который бы не нуждался
в дальнейшем участии творца, а продолжал
бы естественно эволюционировать, следуя
заложенному в нем механизму развития:
«делать архитектуру без архитектора
– вот что действительно интересно» [2,
102], говорит Франсуа Роше.
Парадоксально, но такая
позиция вновь приводит к осознанию
божественности архитектора, но уже
не в качестве единоличного творца,
а в качестве бесстрастной высшей
сущности самой природы, создающей
не каждую отдельную травинку, камень
или живое существо, а изобретающей
генетические коды для развития разнообразных
вариаций тех или иных организмов и систем.
Этот процесс оказывается намного более
созидательным, чем создание ярких оболочек
и профессиональное самоутверждение в
обществе.
Таким образом, архитектор,
постоянно ускользая от пристального
внимания Системы, постоянно находится
в состоянии проведения эксперимента,
поиске нового и в процессе исследования.
Архитектор становится анонимным и
способным «возникнуть из ниоткуда»
как только в каком-либо месте появляется
потребность его участия. Он «…как химик,
который ведет эксперимент, пытаясь перечитать
и переосмыслить этот процесс…, собирая
пиксели, фрактальные фрагменты реальности
и перекомпоновывая их в сериях генетических
мутаций…» [1]. Закономерно возникает вопрос
о месте проведения проектного эксперимента,
о точке локального, куда, устремляет свои
силы архитектор.
3. Территория
В то время как
в современной архитектуре
В иных случаях, как,
например, в контекстуализме 70-х и 80-х
годов ХХ века, место проектирования выступает
в роли «топологического архива» [3], заполненного
следами прошлого, которые архитектор
извлекает наружу и делает участниками
проекта. Для R&Sie Architects места и территории,
на которых осуществляется проектирование,
воплощают в себе эмоциональные импульсы,
а также уникальные особенности, воспринимающиеся
чувственно и интуитивно. Архитектура
НЕ возводится на земле, НЕ взаимодействует
с территорией, подобно объекту, помещённому
на плоскость, а вместо этого непрерывно
подстраивается под все физиологические
процессы, случающиеся с материей и формой
единовременно в отношении ее «территоризации».
Понятие «территоризация» архитектуры
[4] означает не ее маскировку или покрытие
оболочкой в угоду моде или стилю, а предоставление
ей возможности впитывать и обнаруживать
в себе те культурные, социальные и эстетические
ценности, которые могут оказаться «на
лезвии бритвы» [4] при вторжении в ландшафт
(неважно, природный он или техногенный).
Таким образом, «территория» перестает
быть лишь поверхностью земли, а становится
нелинейной системой и приобретает в понимании
R&Sie чувственный оттенок.
Необходимо отметить,
что понятие «территория» для
R&Sie Architects не относится напрямую к характеристикам
пространства: его размерам, объективным
физическим свойствам. Место является
своеобразным источником историй, вымыслов,
в которых архитекторы черпают идеи для
своих проектов, и где архитектура перестает
быть объектом, а «вступает в реакцию»
с окружающим ее материальным и смысловым
пространством.
Чутко воспринимая
всю возможную информацию, которая
содержится внутри конкретной территории,
они пытаются идентифицировать ее,
затем интерпретируют, перепрограммируют
и «выпускают» в контекст в
виде проекта.
Таким образом, архитектура,
принадлежащая тому или иному
месту, обладает двойственностью: она
одновременно является и материальной,
реальной для человеческого восприятия,
и в то же время иллюзорной в
своей иносказательности и
4. Тело
«…Мы должны иметь
тело из-за того, что наш дух обладает
привилегированной, ясной и четкой
зоной выражения», – говорит Ж.Делез
в работе «Складка, Лейбниц и барокко»
[4, 145].Отношение к категории «тело» архитекторов
бюро R&Sie выражает приверженность к
этой мысли. Следуя R&Sie, архитектура
принадлежит не только миру вымыслов,
но и материальному миру действительности,
который, так или иначе, соприкасается
с человеком посредством органов чувств.
Следовательно, понятие «тело архитектуры»
заключает в себе физическое и духовное
«место встречи» этих двух миров, скорость
и характер взаимодействия которого определяет
архитектор. Отсюда следует гиперчувствительность
архитектуры, ее гибкость, способность
изменяться, как тело живого существа,
подчиняющееся его внутренним духовным
вибрациям.
5. Природа: естественное
и искусственное
На наш взгляд,
категории естественного и искусственного
в понимании архитекторов R&Sie отличаются
от привычных. Если искусственным традиционно
считается то, что создано человеком –
техника, компьютер, город, то в понимании
R&Sie искусственное – это часть глобальной
Системы: клише, стереотипы, аватары и
модели поведения (в том числе и архитектуры).
Именно от них архитекторы виртуозно скрываются,
одновременно используя ее образы и законы,
подобно героям «Матрицы», вторгающимся
в поддерживаемый машинами и спящим сознанием
людей мир. Естественным же, напротив,
является все то, что не поддается прямому
контролю, будь то природа, социальные
или культурные процессы.
В каждом проекте
R&Sie стараются соединить эти два понятия
с помощью архитектуры: войти во взаимодействие
с природой, не делая ее искусственной,
не покушаясь на способность тотально
контролировать процесс. Франсуа Роше
говорит: «Слышали о деревьях, которые
растут прямо в храме Ангкор-Ват в Камбодже?
Они могут поддерживать конструкцию, а
могут и разрушить ее. Это противоречие
нас и заинтриговало. Интересна не идеальная
природа, скажем, оформленная Ленотром
в сад Версаля, а нечто несовершенное и
неточное, показывающее всю хрупкость
процесса роста и трансформации» [2, 102].
Такое понимание природы заставляет задуматься
о глубинном смысле этого понятия, открывает
путь к непредсказуемым и даже пугающим
мыслям о том, как определить ее границы
и найти точки соприкосновения с ней.
Инструменты и приемы,
составляющие проектный метод R&Sie
и их влияние на работы бюро (на примере
проекта Музея Экспериментальной Архитектуры
в Орлеане, Франция, 2006)
Информация о работе Анализ проектного метода архитектурного бюро R&Sie Architects