Анализ проектного метода архитектурного бюро R&Sie Architects

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:04, реферат

Описание

Анализ одного из самых интересных методов современной прогрессивной архитектуры ставит вопросы об отношении архитектора к исторической и природной среде, о поиске границ между естественным и искусственным, вымышленным и реальным, над которыми задумываются архитекторы бюро R&Sie. Проблемы «территориальности» архитектуры, сценария ее развития, взаимодействия кажущихся совершенно отдельными друг от друга систем, в поиске решений которых постоянно находится Франсуа Роше, несомненно, являются актуальными и для современной российской архитектуры.

Работа состоит из  1 файл

кармазин2.docx

— 981.96 Кб (Скачать документ)

Своеобразие взглядов на философские категории, которые  влияют на творческое мышление R&Sie Architects, обусловливает применение в их творческой практике инструментов и приемов, отличающихся от традиционных. С помощью этих приемов и формируется проектный метод бюро и, как следствие, архитектура, которая определённо является интересной. Рассмотрим приемы проектирования и их результаты в порядке, следующем философским категориям, о которых шла речь выше. 

1. Сценарий 

Сценарий неотделим  от категории вымысла, он является механизмом его выражения. «Развертывающиеся  сценарии, по которым следует вымысел, чтобы манипулировать нашей реальностью, становятся настоящим трансформирующим инструментом и парадоксально стратегическими  рычагами схватывания колебаний  нашего постцифрового общества и шокированной медиа-культуры», – пишет Франсуа Роше в эссе «(Наука) вымысел & кризис массовой культуры» ((Sience) fiction & mass culture crisis) [1]. Сценарий не пишется от начала до конца, как это происходит в кинематографе. В отличие от кино, где исход событий задан заранее режиссером, который находится за пределами действия, в сценарии проектирования архитектор существует внутри действия и, следовательно, не может знать, как именно будут развиваться события. Применяя сценарий, архитектор открывает новые принципы реальности, непрерывно изобретает новые процедуры для переписывания и перепрограммирования существования произведения во взаимодействии с миром «здесь и сейчас» [1]. Отсюда следует реакция архитектора на сложность исходных условий Системы, отторжение создания архитектуры для будущего, постоянная готовность к эксперименту и осознание существования архитектуры как процесса. Архитектор, подобно пауку, вытягивает нити смыслов из чего угодно, так или иначе относящегося к месту и обстоятельствам проектирования, и вплетает ее в ситуацию происходящих действий.  

В каждом из проектов (начиная от архитектурных инсталляций размером меньше чем комната и заканчивая концептуальными проектами городов) R&Sie в буквальном смысле пишут сценарии развития ситуации.  

В проекте Музея  Экспериментальной Архитектуры  сценарий отталкивается от места, в  котором предстоит запроектировать  пространство: один из дворов между  историческими зданиями, не имеющий  внятной формы, становится определяющим фактором для развития сценария, повествующего  о том, что и как происходит с этим местом (рис. 1)3.

 

Рис.1. Вид Музея а процессесуществования Рис. 2. Ассоциативная иллюстрация к проекту

На примере этого  сценария к проекту можно отчетливо  увидеть, как в «здании» музея  воплощается уникальность осмысления архитекторами важных для них  философских понятий. 

Первый пункт сценария: «Двор сгруппирован из стеклянных брусков (рис. 4,5) для генерации, склеивания и  размывания существующих зданий как  потенциального Тела без Органов. Внутри толщины стекла находятся пути лабиринты  и общественные пространства. (рис. 3,8) Разветвляющийся сценарий написан для развития группирования…»4[5]

Рис.3. Планы и фасады

В основе изначальной  концепции лежат действия: «склеивание, размывание и генерация». Все эти  три действия берут начало в исходных условиях и вступают во взаимодействие с неопределенностью и непредсказуемостью настоящего.  

Повествовательность начинается с отношения к пространству, в котором будет генерироваться проект, и вовлекает жителей города в процесс: «Стеклянные элементы взяты из утилизованных стеклянных бутылок (рис. 6) для сокращения стоимости первичного материала и вовлечение местных жителей в историю «работы, которую необходимо сделать» [5]. Постоянное ожидание нового в течение спланированного на 10 лет вперед строительства, отслеживание утилизации стекла, как продукта жизнедеятельности города. Таким образом, сценарий объединяет архитекторов, разработчиков, жителей города и любого посетителя музея, делая каждого из них активным соучастником создания архитектуры.

 

Рис.4. Структурная  схема  Рис. 5. Стеклянные брусья, из которых построено здание Рис. 6. Бутылки – материал для переработки

Взаимодействия с  локальным (ощущениями, эмоциями человека) и глобальным (призрачными фактами  воображаемой реальности) происходит не только в процессе возведения музея, но и в процессе его функционирования. На входе каждый посетитель получает GPS-устройство (рис. 9), чтобы «потерявшись», по замыслу архитектора, в стеклянном лабиринте, «иметь возможность уточнить свое положение в пространстве координат XYZ, в соответствии со спецификой выставки» [5]. 

2. Компьютер. Программирование. Анимация.

Рис.7. Интерьер и  общий вид Музея

Компьютер для R&Sie – это часть медиа, потому что, используя его, люди могут становиться частью вымысла. Бюро активно использует компьютер в проектировании: например, в создании анимационных виртуальных моделей, которые переводят информацию в цифровую форму, делая возможным наблюдать и анализировать такие свойства среды и объектов как гибкость, гравитация, эрозия, энергетические потоки определенного места, циркуляция и т.д.  

Многие из современных  архитекторов используют программы, как  будто опасаясь их «безликости», «механистичности»  и возможной способности взять  процесс проектирования под контроль. R&Sie, напротив, внедряют компьютер не только на стадии создания проекта, но и «запускают» его в процесс жизни архитектуры: создают системы навигации по пространству проектов, придумывают и воплощают машины непрерывно достраивающие архитектуру. Кажется, что они не «боятся» компьютера, потому что осознают его компонентом медиа-системы, которая в любом случае является частью реальности. Компьютер, помимо инструмента анализа и проектирования, – прием, с помощью которого реализуются некоторые из проектов: материальная реализация проекта является для R&Sie лишь одной из возможностей, наряду с воплощением в медиа среде. Проект, существующий на видеоносителе, в Интернете – для бюро так же реально существует, как и построенное здание. «Фильм не материален и его просто распространить. Таким образом, мы использовали массовую медиа-систему, чтобы создать архитектуру» [2, 102], – говорит Франсуа Роше об одном из своих проектов.

 

Рис.8. Внутренняя структура

В проекте Музея  Экспериментальной Архитектуры  сам робот-компьютер, запрограммированный  на непрерывную работу по изменению  расположения и количества стеклянных брусков, является плодом творчества архитектора (рис. 11,12). Получается, не отгораживаясь от внедрения компьютера, архитектор делает проект не «безликим» и «типовым», а, наоборот, разрабатывает сугубо индивидуальный компьютер, отвечающий потребностям конкретного места. Архитектор не знает сам, какие очертания приобретет пространство, создаваемое таким компьютером, и этот факт одновременно шокирует и зачаровывает…  

Включая GPS-навигацию в проект, R&Sie также обозначают внутри локальной осязаемой среды глобальную: в проекте взаимодействуют две реальности, между которыми балансирует пространство музея и его посетители.

3. Морфинг

Рис.9. GPS-устройство для навигации

Морфинг (с англ. morphing) – это плавное преобразование одного изображения в другое с помощью геометрических операций и цветовой интерполяции [7]. Франсуа Роше использует морфинг не только применительно к оболочкам и изображениям, но и к поверхностям, пространствам, времени… Прием морфинга в архитектуре R&Sie вскрывает степень инертности среды, ее податливость к действиям, совершаемым над ней. Таким образом, то, что в привычном понимании является оболочкой здания, его внешней формой, становится своеобразным индикатором состояния среды, как, например, стены старых домов в проекте Музея Экспериментальной Архитектуры являются своеобразной гранью пересечения места и архитектуры (рис. 7, 10). Вместо категорий форма-содержание благодаря приему морфинга в проектах R&Sie возникает «искренно обнаженная» структура, трансформирующая сущность понятия внешней и внутренней формы. 

 

Рис.10. Примеры пространства интерьера 

На ассоциативном  изображении к проекту: желеобразная жидкость, которая пролита внутри пространства двора (рис. 2). Этим действием  архитектор размывает границы существующих зданий, превращая пространство в цельное и единое.  

Прием морфинга в Музее Экспериментальной архитектуры также применяется в характере процесса создания формы: подобно тому, как на экране специальными инструментами передвигают пиксель за пикселом для достижения эффекта изменения, робот-компьютер, созданный R&Sie (рис. 11, 12), непрерывно реорганизует стеклянные блоки, составляющие здание, словно размазывая его по существующему фрагменту городского ландшафта (рис. 1).

 

Рис.11. Модель и визуализация робота, строящего достраивающего здание

 

 

Рис.12.Модель и визуализация робота, строящего, достраивающего здание

Процесс морфинга стирает условную границу между естественным и искусственным, структурой и оболочкой, телесностью и духовностью. Рассмотренные приемы не исчерпывают палитру средств, изображающих метод проектирования архитектуры R&Sie, но являются основными «зацепками» на пути к его пониманию и осознанию, выражают собой основные отличия подхода этого французского бюро к процессу создания архитектуры.

Благодаря раскрытию  этих приемов возникает ясность  в понимании связи между мировоззрением и философской позицией архитекторов и тем, что они создают. Эта  связь всегда прослеживается через  выявление авторского метода, т.е. комплекса  средств достижения той цели, которую  ставит в своей работе архитектор.

В результате анализа  проектного метода R&Sie Architects обнаружено, что метод является связью между проектом и мировоззрением архитектора. Наблюдая и осмысливая проекты, возможно выявить «очертания путей», которыми двигается архитектор, направленные к цели творчества, к видению тех сил, которые побудили автора сделать что-то именно так. Возможна и обратная связь: при овладении какой-либо из философских категорий необходимо воплощение ее видения в реальность, и именно от избрания метода (пути воплощения) зависит, каким будет проект.

Информация о работе Анализ проектного метода архитектурного бюро R&Sie Architects