Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:04, реферат
Анализ одного из самых интересных методов современной прогрессивной архитектуры ставит вопросы об отношении архитектора к исторической и природной среде, о поиске границ между естественным и искусственным, вымышленным и реальным, над которыми задумываются архитекторы бюро R&Sie. Проблемы «территориальности» архитектуры, сценария ее развития, взаимодействия кажущихся совершенно отдельными друг от друга систем, в поиске решений которых постоянно находится Франсуа Роше, несомненно, являются актуальными и для современной российской архитектуры.
Своеобразие взглядов
на философские категории, которые
влияют на творческое мышление R&Sie Architects,
обусловливает применение в их творческой
практике инструментов и приемов, отличающихся
от традиционных. С помощью этих приемов
и формируется проектный метод бюро и,
как следствие, архитектура, которая определённо
является интересной. Рассмотрим приемы
проектирования и их результаты в порядке,
следующем философским категориям, о которых
шла речь выше.
1. Сценарий
Сценарий неотделим
от категории вымысла, он является механизмом
его выражения. «Развертывающиеся
сценарии, по которым следует вымысел,
чтобы манипулировать нашей реальностью,
становятся настоящим трансформирующим
инструментом и парадоксально
В каждом из проектов
(начиная от архитектурных инсталляций
размером меньше чем комната и заканчивая
концептуальными проектами городов) R&Sie
в буквальном смысле пишут сценарии развития
ситуации.
В проекте Музея
Экспериментальной Архитектуры
сценарий отталкивается от места, в
котором предстоит
Рис.1. Вид Музея а процессесуществования Рис. 2. Ассоциативная иллюстрация к проекту
На примере этого
сценария к проекту можно отчетливо
увидеть, как в «здании» музея
воплощается уникальность осмысления
архитекторами важных для них
философских понятий.
Первый пункт сценария: «Двор сгруппирован из стеклянных брусков (рис. 4,5) для генерации, склеивания и размывания существующих зданий как потенциального Тела без Органов. Внутри толщины стекла находятся пути лабиринты и общественные пространства. (рис. 3,8) Разветвляющийся сценарий написан для развития группирования…»4[5]
Рис.3. Планы и фасады
В основе изначальной
концепции лежат действия: «склеивание,
размывание и генерация». Все эти
три действия берут начало в исходных
условиях и вступают во взаимодействие
с неопределенностью и
Повествовательность начинается с отношения к пространству, в котором будет генерироваться проект, и вовлекает жителей города в процесс: «Стеклянные элементы взяты из утилизованных стеклянных бутылок (рис. 6) для сокращения стоимости первичного материала и вовлечение местных жителей в историю «работы, которую необходимо сделать» [5]. Постоянное ожидание нового в течение спланированного на 10 лет вперед строительства, отслеживание утилизации стекла, как продукта жизнедеятельности города. Таким образом, сценарий объединяет архитекторов, разработчиков, жителей города и любого посетителя музея, делая каждого из них активным соучастником создания архитектуры.
Рис.4. Структурная схема Рис. 5. Стеклянные брусья, из которых построено здание Рис. 6. Бутылки – материал для переработки
Взаимодействия с
локальным (ощущениями, эмоциями человека)
и глобальным (призрачными фактами
воображаемой реальности) происходит
не только в процессе возведения музея,
но и в процессе его функционирования.
На входе каждый посетитель получает
GPS-устройство (рис. 9), чтобы «потерявшись»,
по замыслу архитектора, в стеклянном
лабиринте, «иметь возможность уточнить
свое положение в пространстве координат
XYZ, в соответствии со спецификой выставки»
[5].
2. Компьютер. Программирование. Анимация.
Рис.7. Интерьер и общий вид Музея
Компьютер для R&Sie
– это часть медиа, потому что, используя
его, люди могут становиться частью вымысла.
Бюро активно использует компьютер в проектировании:
например, в создании анимационных виртуальных
моделей, которые переводят информацию
в цифровую форму, делая возможным наблюдать
и анализировать такие свойства среды
и объектов как гибкость, гравитация, эрозия,
энергетические потоки определенного
места, циркуляция и т.д.
Многие из современных архитекторов используют программы, как будто опасаясь их «безликости», «механистичности» и возможной способности взять процесс проектирования под контроль. R&Sie, напротив, внедряют компьютер не только на стадии создания проекта, но и «запускают» его в процесс жизни архитектуры: создают системы навигации по пространству проектов, придумывают и воплощают машины непрерывно достраивающие архитектуру. Кажется, что они не «боятся» компьютера, потому что осознают его компонентом медиа-системы, которая в любом случае является частью реальности. Компьютер, помимо инструмента анализа и проектирования, – прием, с помощью которого реализуются некоторые из проектов: материальная реализация проекта является для R&Sie лишь одной из возможностей, наряду с воплощением в медиа среде. Проект, существующий на видеоносителе, в Интернете – для бюро так же реально существует, как и построенное здание. «Фильм не материален и его просто распространить. Таким образом, мы использовали массовую медиа-систему, чтобы создать архитектуру» [2, 102], – говорит Франсуа Роше об одном из своих проектов.
Рис.8. Внутренняя структура
В проекте Музея
Экспериментальной Архитектуры
сам робот-компьютер, запрограммированный
на непрерывную работу по изменению
расположения и количества стеклянных
брусков, является плодом творчества архитектора
(рис. 11,12). Получается, не отгораживаясь
от внедрения компьютера, архитектор делает
проект не «безликим» и «типовым», а, наоборот,
разрабатывает сугубо индивидуальный
компьютер, отвечающий потребностям конкретного
места. Архитектор не знает сам, какие
очертания приобретет пространство, создаваемое
таким компьютером, и этот факт одновременно
шокирует и зачаровывает…
Включая GPS-навигацию в проект, R&Sie также обозначают внутри локальной осязаемой среды глобальную: в проекте взаимодействуют две реальности, между которыми балансирует пространство музея и его посетители.
3. Морфинг
Рис.9. GPS-устройство для навигации
Морфинг (с англ. morphing)
– это плавное преобразование одного
изображения в другое с помощью геометрических
операций и цветовой интерполяции [7]. Франсуа
Роше использует морфинг не только применительно
к оболочкам и изображениям, но и к поверхностям,
пространствам, времени… Прием морфинга
в архитектуре R&Sie вскрывает степень
инертности среды, ее податливость к действиям,
совершаемым над ней. Таким образом, то,
что в привычном понимании является оболочкой
здания, его внешней формой, становится
своеобразным индикатором состояния среды,
как, например, стены старых домов в проекте
Музея Экспериментальной Архитектуры
являются своеобразной гранью пересечения
места и архитектуры (рис. 7, 10). Вместо категорий
форма-содержание благодаря приему морфинга
в проектах R&Sie возникает «искренно
обнаженная» структура, трансформирующая
сущность понятия внешней и внутренней
формы.
Рис.10. Примеры пространства
интерьера
На ассоциативном
изображении к проекту: желеобразная
жидкость, которая пролита внутри
пространства двора (рис. 2). Этим действием
архитектор размывает границы существующих
зданий, превращая пространство в цельное
и единое.
Прием морфинга в Музее Экспериментальной архитектуры также применяется в характере процесса создания формы: подобно тому, как на экране специальными инструментами передвигают пиксель за пикселом для достижения эффекта изменения, робот-компьютер, созданный R&Sie (рис. 11, 12), непрерывно реорганизует стеклянные блоки, составляющие здание, словно размазывая его по существующему фрагменту городского ландшафта (рис. 1).
Рис.11. Модель и визуализация робота, строящего достраивающего здание
Рис.12.Модель и визуализация робота, строящего, достраивающего здание
Процесс морфинга стирает условную границу между естественным и искусственным, структурой и оболочкой, телесностью и духовностью. Рассмотренные приемы не исчерпывают палитру средств, изображающих метод проектирования архитектуры R&Sie, но являются основными «зацепками» на пути к его пониманию и осознанию, выражают собой основные отличия подхода этого французского бюро к процессу создания архитектуры.
Благодаря раскрытию
этих приемов возникает ясность
в понимании связи между
В результате анализа проектного метода R&Sie Architects обнаружено, что метод является связью между проектом и мировоззрением архитектора. Наблюдая и осмысливая проекты, возможно выявить «очертания путей», которыми двигается архитектор, направленные к цели творчества, к видению тех сил, которые побудили автора сделать что-то именно так. Возможна и обратная связь: при овладении какой-либо из философских категорий необходимо воплощение ее видения в реальность, и именно от избрания метода (пути воплощения) зависит, каким будет проект.
Информация о работе Анализ проектного метода архитектурного бюро R&Sie Architects