Андрея Палладио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:12, реферат

Описание

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Развитие культурной жизни Италии в это время проходит под знаком выковывания буржуазной идеологии, создания новой гуманистической культуры. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Поэтому античные памятники внимательно изучались, формы их использовались при создании новых сооружений.

Работа состоит из  1 файл

Андреа Палладио.docx

— 57.81 Кб (Скачать документ)

В 1534 году (ему было 26 лет) его женой стала Аллеградонна, дочь плотника Маркантонио. У них родилось 5 детей: сыновья Леонида, Маркантонио, Орацио и Силла и дочь Зенобия.

В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. палладион — так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов; именем Палладио сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из своих эпических поэм). По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком.

При покровительстве  Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как под влиянием внимательного изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV в. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).

С 1558 года архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 года получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»).

    Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.

    Почти все здания, спроектированные Андреа Палладио, находятся в регионе Венето, в Венеции и Виченце, последнюю по этой причине нередко называют Городом Палладио. В основном это разнообразные виллы и церкви, как, например, церковь Иль Реденторе в Венеции. Научные труды Палладио, включающие в себя четыре книги об архитектуре, продолжают идеи римского инженера-теоретика Витрувия и его последователя в XV веке Леона Баттисты Альберти, который придерживался принципов классической римской архитектуры, основанной на точных геометрических пропорциях, вместо богатого декоративными изысками стиля эпохи возрождения.

Для истолкования творчества Палладио необходимо прежде всего иметь в виду, что он формировался, с одной стороны сопри-касаясь с сильнейшими архитекторами сво¬его времени, работавшими в Северной Ита¬лии, а с другой — с образованными гумани¬стами Виченцы, не только входившей в состав енецианской республики, но и тес¬но связанной с ней материально и духовно. Уже с самого начала Палладио приобщился к насыщенной культурной жизни Венеции и к ее многообразным художественным интересам, Таким образом, он оказался как нельзя лучше подготовленным к вставшей перед ним впоследствии задаче — создания в дворцах и виллах идеальной архитектурной среды для полнокровной и многогран-ной жизни общественной верхушки Венецианской республики. 

Творчество 

В 1545 году Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII века. Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио; 1546—1549) в Виченце. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она становится ясной, кажется просто и ясно организованной, гармоничной.

Ее детали очень  просты и вместе с тем пластичны; лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и  аскети¬ческую простоту общих форм. Тем более изысканными выглядят на этом фоне не-многочисленные, тонко прорисованные детали. В строгих, тектонически оправданных формах Базилики достигнута поистине римская монументальность, а вольный размах ее широких арок,т оржественное звучание их усложненного ритма производят впечатление подлинного богатства, не меньше чем роскошный фасад библиотеки Сан Марко. Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания н придает ему завершенность.

После того, как Палладно было пору¬чено строительство Базилики, он был бук¬вально завален заказами. Главное место н исключительно богатом творческом насле¬дии мастера принадлежит дворцам и вил¬лам, построенным за последние тридцать лег его трудолюбивой жизни, без остатка посвященной архитектуре. Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали осво¬бождавшийся капитал в сельское хозяй¬ство. Здесь они строили многочисленные городские и сельские резиденции, рассчи¬танные на открытый, праздничный уклад венецианской жизни.

Дворцовые постройки

Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца — палаццо. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551; Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. Палаццо Тьене (1550-е гг.)—един¬ственный дворец Палладно, композиция ко¬торого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором

Но огромные масштабы двора и окружаю¬щих его монументальных аркад внесли в традиционную композицию совершенно но¬вые качества. Каре дворца должно было занять целый квартал и выходить на  площадь, куда раскрывались бы сдаваемые внаем помещения для лавок. Осуществлен¬ная часть дворца впечатляет своей спокой¬ном силой и суровой замкнутостью

Палаццо Изеппо да Порто (1552 г.)—характерный пример глубинной композиции Палладио — должно было вы¬ходить па две улицы (р. В проекте четко разделены помещения для хозяев и гостей, связываемые парадным двором, ок¬руженным колоннадой большого коринф¬ского ордера. Фасад дворца, как и фасад палаццо Тьене, восходит к римским дворцам начала XVI в., но отличается большей простотой и серьезной сдержанностью. 

Виллы в окрестностях Венеции 

Наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Особенно велик вклад Палладио в раз¬витие типа сельских резиденций для венецианской аристократии. Созданные им усадьбы крупных землевладельцев прекра¬сно приспособлены для ведения передового сельского хозяйства и для привычного быта хозяев: они создавали высокий уровень комфорта, возможность наслаждаться пре-лестями жизни на лоне природы, а вместе с тем вести светскии образ жизни с приема¬ми, пышными празднествами.

    Все свои виллы  Палладио проектировал с учётом окружающей их обстановки. Если зданию было суждено находиться на возвышенности, как в случае виллы Капра, он устраивал все фасады абсолютно идентичными, чтобы строение со всех сторон выглядело одинаково хорошо. Кроме того, в этом случае со всех четырёх направлений обычно организовывались портики, чтобы хозяева могли созерцать все свои земли, постоянно находясь под защитой от солнца — во многом это напоминает сегодняшние американские крыльца, устраиваемые вокруг домов в сельской местности. В качестве альтернативы портикам Палладио иногда использовал лоджии. Обычно это были или более утопленные портики, или обычные помещения с большими проёмами в стенах, открывающими внутренне пространство комнат природной среде. Иногда лоджии располагались ещё и на втором этаже, формируя так называемые двойные лоджии. Нередко лоджии закрывались фронтонами, что придавало им особое значение в общем строении фасадов. На вилле Годи, например, точкой равновесия вместо портика выступает лоджия, кроме того, лоджии завершают каждый край здания

Каждая вилла включает более или менее развитое главное ядро с жилыми и парадными помещениями, с портиками и глубокими лоджиями и подчиненную груп¬пу служебных и хозяйственных построек складов для инвентаря и хранения сельско-хозяйственной продукции, жилых помещении для рабо¬чих, конюшен.Композиция каждого ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и будто сам круг его жизни. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени).

Шедевром Палладио является вилла («Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце (1551—1567, достроена Винченцо Скамоцци) — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. Расположен¬ная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной мест-ности, она является, в сущности, бельведе¬ром или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами. Основ¬ной объем виллы, решенным в ясных пропор¬циях золотого сечения, включает лишь па¬радные залы и немногие жилые комнаты для владельцев в третьем, аттиковом этаже, тогда как хозяйственные помещения усадь¬бы искусно заглублены в холм по сторонам главного подъездного пути.

Вписываясь в окружающую природу и господствуя над  ней, вилла воплощает глу¬боко поэтический, подлинно гуманистиче¬ским и в то же время пантеистический образ, проникнутый спокойной гармонией.

Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных  Палладио в окрестно¬стях Виченцы и соседних городов, встречают¬ся и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено Сарачено, Пойяна) и роскошные резиден¬ции (Мазер, Триссиио в Меледо, Бадоэр)

    Творчески переработав  традиции народ- о зодчества применительно к требова дворян-землевладель- .•-ч, Палладио дал исключительно жизненные типы усадебных зданий и вместе с тем показал почти неограниченные возмож¬ности их варьирования. Это предопределило широкое распространение его композицион-ных приемов во многих странах Северной Европы, где палладианские типы сельской резиденции, как и городского аристократи¬ческого дворца, бытовали на протяжении более чем двух последующих столетий. 

Церкви

В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита [ныне Музеи Академии]; фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 [завершена В. Скамоцци к 1610]; «Иль Реденторе», то есть [церковь] Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592; Санта-Мария делла Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лучия, разобрана в сер. XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное — динамика форм, иногда — взволнованная патетика.

церкви Сан Джорджо Маджоре (проект 1565 г., фасад закончен Скамоцци) Здесь пространственная и гектоническая структура церкви, четко выря¬женная в интерьере с помощью большого ирдера на пьедесталах в нефе и малого ор¬дера— в капеллах, органически связана с композицией фасада. Членения малого ор¬дера пронизывают весь фасад, а его средняя часть значительно выше боковых и выде¬лена полуколоннами на пьедесталах, бла¬годаря чему вся церковь кажется больше н стройнее Композиция фасада не только отвечает интерьеру, но и явно рассчитана на основные, весьма удаленные точки зрения от Пьяццетты через всю лагуну1.

Поздние общественные постройки

Поздние общественные постройки Палладио некоторыми своими чертами — тяготением к масштабности форм, триумфальностью — близки архитектуре барокко. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Великолепные полуко¬лонны большого ордера, исключительное богатство светотени и восходящая к рим¬ским триумфальным аркам композиция бо¬кового фасада дополнялись скульптурой и барельефами, изображающими взятые у турок трофеи. Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит закончеииое впечатление (ньше снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла^ Хотя в настоящее время многие рельефы утрачены и штукатурка осыпалась с кирпич ных стен, основные структурные членения исключительно сильны и здание не теряет своего торжественного характера

Информация о работе Андрея Палладио