Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:33, реферат
Вклад Древнего Рима в облик мировой современной архитектуры трудно переоценить. Красоту и величественность сооружений, которые даже в развалинах поражают своей масштабностью и, в то же время, утонченным художественным вкусом и вниманием к деталям, невозможно забыть, раз увидев. А для того, чтобы рассказать и осмыслить весь пласт римского бесценного наследия хотя бы в области архитектуры и строительства, понадобились бы годы труда.
ВВЕДЕНИЕ.
Вклад Древнего Рима в облик мировой современной архитектуры трудно переоценить. Красоту и величественность сооружений, которые даже в развалинах поражают своей масштабностью и, в то же время, утонченным художественным вкусом и вниманием к деталям, невозможно забыть, раз увидев. А для того, чтобы рассказать и осмыслить весь пласт римского бесценного наследия хотя бы в области архитектуры и строительства, понадобились бы годы труда.
Поэтому в данном реферате хотелось бы сделать акцент на тех видах сооружений, с которыми мне, как проектировщику, приходится сталкиваться ежедневно в современном контексте.
Как формировалась в Древнем Риме застройка города? В каких домах жили обычные жители? И что предпочитали римские патриции (родовая знать)? Какие общественные сооружения вызывали у них живейший интерес? Каким образом удавалось обеспечить бесперебойную работу инженерных систем и непревзойденное качество дорог?
На эти
вопросы и необходимо найти ответы,
заглянув вглубь веков.
2
1. ОСНОВЫ
ГОРОДСКОЙ ПЛАНИРОВКИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.
Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом.
Восприняв
от этрусков и греков рационально организованную,
строгую планировку, римляне усовершенствовали
ее и воплотили в городах большего масштаба.
Эти планировки отвечали условиям жизни:
торговле огромного размаха, духу военщины
и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности
и парадности. В римских городах в известной
мере учитывались потребности свободного
населения, санитарные нужды, здесь возводились
парадные улицы с колоннадами, арками,
монументами. Древний Рим дал человечеству
настоящую культурную среду: прекрасно
спланированные, удобные для жизни города
с мощёными дорогами, мостами, зданиями
библиотек, архивов, нимфеев (святилищ,
священных нимфам), дворцов, вилл и просто
хороших домов с добротной красивой мебелью
— всё то, что характерно для цивилизованного
общества.
3
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.
Потребности римского
общества породили много типов сооружений:
амфитеатры, термы, триумфальные арки,
акведуки и др. На римской почве получили
новое архитектурное решение дворцы, особняки,
виллы, театры, храмы, мосты, надгробные
памятники. Рационализм, лежащий в основе
римской архитектуры, проявлялся в пространственном
размахе, конструктивной логике и целостности
гигантских архитектурных комплексов,
строгой симметрии и четкости.
4
5
2. ТИПЫ
ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.
Люди всегда, и в наше время, и в эпоху античности были неравны по происхождению, социальному положению, образованию, характеру. Поэтому и жилища в Древнем Риме подразделялись на несколько видов. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь.
В городе беднейшие слои населения жили в многоквартирных и многоэтажных домах, так называемых инсулах, которые не имели комфорта и удобств. Инсулы строились в сырых болотистых низинах, жилые помещения отличались стесненностью, а уровень капитальности строения был настолько низок, что дома нередко обрушались.
Для привелегированной
части населения строилось
Еще один вид жилища – загородная вилла, планировочные функции которой были ориентированы прежде всего на хозяйственные нужды, но о ней – позже.
Подробно
представить себе архитектуру, планировку
и конструкции жилого дома древнего римлянина
мы можем благодаря раскопкам в Помпеях.
Они стали кладезем знаний о быте древней
культуры.
6
Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г.
н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков.
Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.
Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами.
Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имилювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей, вели деловые разговоры. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни).
Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи.
По бокам таблинума
находились триклинумы (столовые). Причем
различались триклинии летние, выходящие
в перистиль и зимние, сообщающиеся с кабинетом
хозяина.
7
2.1. Патриархальный римский жилой дом (италийский домус).
Внешний
вид и план
Перистиль, дворик с внутренней колоннадой, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах. Были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат.
8
Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды, изящной бронзовой утварью, фресковыми росписями. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.
К главной части
дома патриция примыкали хозяйственные
постройки, располагавшиеся по незамкнутому
прямоугольнику или полукругом.
2.2. Римский жилой дом. Схема
по Витрувию.
Загородная жизнь, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, получили не только большую популярность, но и научное обоснование. В трудах римских авторов Варрона и Вергилия воспевались полезность физического труда и наслаждение, доставляемое природой, а также предлагались методы целесообразного использования земельного надела. Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых городская беднота жила на узких, густонаселенных улицах, в домах, имевших до пяти этажей.
Стремительно развивались строительная техника, инженерное искусство. Быт древних римлян был абсолютно современным — водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы — прообраз канализации. Практичные римляне руководствовались, прежде всего, разумом, а не чувством. Не открыв ничего кардинально нового в искусстве, они, тем не менее, обладали хорошо развитым вкусом. Основными мастерами в империи были либо рабы, либо подвластные греки. Зато жилища римлян были не в пример уютнее греческих.