Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:24, курсовая работа
Наши современники представляют греческую культуру гораздо более древней, чем она является на самом деле. Искусствоведы считают ее началом период архаики (800-700 годы до н.э.) когда античный мир узнал поэмы Гомера и Гесиода. Этой эпохе предшествовали тысячелетия варварства, в течение которых эллинские племена готовились к вступлению в цивилизацию.
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя
позволяет угадать эстетические воззрения
той эпохи, когда архитектура еще не отделилась
от ремесел, a представления о красоте
- от восхищения мастерством, по словам
Гомера: «сияющим, подобно солнечному
отсвету, на всех продуктах человеческого
труда». Это сияние и делает “лучезарным”
сказочный дворец, при виде которого сердце
Одиссея забилось сильнее; он чарует не
столько специфическими средствами архитектуры,
сколько искусными металлическими деталями
и обшивками, резьбой по дереву, росписями,
декоративными тканями; путника манят
богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада
помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих
рук.
Архитектура
(Архаика VIII-VI вв.)
В искусстве греческой архаики видны «наследственные» черты преемственности и с крито-микенским, и с геометрическим стилем, а также явные следы влияния соседних восточных культур, но его новые качественные особенности, очевидно, связаны с социальными сдвигами эпохи. Они повлияли на становление культуры Древней Греции. Греческое искусство не знает гигантомании. Оно стремиться к человеческой мере во всем, для него человек – мера всех вещей; его излюбленный образ – стройный юноша-атлет. Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей.
В эпоху архаики интенсивно развивалась культура. Говорить о ее примитивности не приходиться – это была великая эпоха в духовном развитии человека.
В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма - “акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу - покровителю полиса. Взятая за основу простая балочно–стоечная конструкция с выходным портиком и двускатной кровлей, обогащается и технически, и эстетически при строительстве храмов: скромный портик из двух или нескольких столбов разрастается в колоннаду, окружающую храм, складывается тип храма-периптера («периптер» означает «оперенный» - здание в оперении колонн). Внутри за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” - место политических собраний граждан. Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “пританей”- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры. Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии. Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
В
греческой архитектуре
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). Колонны сравнительно более приземистые, сужаются кверху, покрыты продольными желобками (каннелюрами), капитель простая и строгая. Лежащая на колоннах горизонтальная часть (антаблемент) делится на три слоя: архитрав, фриз и карниз, причем фриз расчленен на отдельные ячейки (метопы). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.
Важным
элементом архаической
Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Колонны прямые, пропорции облегчены, капитель имеет характерную изогнутую форму, похожую на рога барана (волюты), фриз тянется сплошной лентой. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.
В конструктивном, функциональном отношении греческие архитектурные ордера мало различаются между собой: и дорические, и ионические колонны выполняют одинаковую функцию – поддерживать горизонтальные балки. Тождественно и их расположение в пространстве: они окружают внутреннюю постройку с глухими стенами, где помещается, «живет» статуя божества (ритуальных действий внутри античного храма не совершалось, только снаружи). Различие ордеров только пластическое. Римский архитектор Витрувий считал, что дорийский ордер выражает идею мужественности, ионический – женственности. Мужская и женская фигуры построены по общим законам анатомии, но разнятся по своим пропорциям, как и греческие храмы. В тех случаях, когда античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию подпоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорийского стиля, а в ионических – женские фигуры кариатид.
Коринфский
ордер похож на ионический, но отличается
от него сложной капителью, украшенной
стилизованными листьями аканфа (самая
древняя коринфская колонна известна
в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе
в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года
до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский
ордер (известен по нескольким постройкам
VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии,
в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую
гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную
капителью, большие волюты и лепестки
которой воспроизводят растительные мотивы.
Применяется местный строительный прием,
согласно которому балки укладывались
на развилку ветвей древесного ствола. Вместе
с созданием каменных конструкций древние
зодчие «из области шатких и неустойчивых
глазомерных расчетов доработались до
установления прочных законов «симметрии»
или соразмерности составных частей здания».
Так писал об этом римский архитектор
I в. до н.э. Витрувий, автор единственного
полностью сохранившегося античного трактата
о зодчестве, по которому мы можем достоверно
судить о взглядах той эпохи на архитектуру.
Разумеется, с учетом того, что ордера
сложились за шестьсот лет до появления
на свет этого трактата. Все эти «прочные
законы» закрепились в каменном зодчестве
Древней Греции на века, а если считать
те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался
ордер, — то и на тысячелетия.
Архитектура
(классическая Греция
в V в. До н.э.)
Греческое искусство, развиваясь, сохранило в основе начала, заложенные архаикой. В стиле греческой классики слиты жизнеподобие и мера, то есть живая, чувственная непосредственность и рациональность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для многочисленных позднейших подражателей. Оно во всем – в архитектуре, в живописи, в пластике. Оно коренится в мироощущении античного демократического полиса.
Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.
Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.
Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.
На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.
Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.
Акрополь воплощал
представление о могуществе
и величии Афинской державы
и в то же время, впервые
в истории Греции, выражал идею
общеэллинского единства.
Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.
От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.
Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».
Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.
Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания, сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э. Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.
Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая классика.
Общий
ансамбль Акрополя – пример греческого
классического искусства, в нем,
как в законченной модели, выражены
его главные черты. Сама планировка
Акрополя на первый взгляд совершенно
непринужденна. Зодчие избегали фронтальности,
симметрии, параллелизма. Но в этой
свободной живописной планировке все
продумано и выверено, простая
симметричность заменена более сложными
принципами ритма и равновесия. В самом
деле, справа от Пропилей – миниатюрных
храм-беседка Ники Аптерос, а слева – приземистое,
массивное и гораздо большее по размерам
помещение Пинакотеки. Казалось бы, где
же равновесие? Но посмотрим, как располагаются
постройки дальше, на самой площади. Там
обратное расположение: справа – величественный
Парфенон, слева – небольшой и изысканный
Эрехтейон. Так обе стороны ансамбля в
конечном счете уравновешиваются и вводится
перекрестный ритм: Эрехтейон созвучен
храму Ники, а Парфенон – зданию Пинакотеки.