Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 05:13, реферат
Древнейшим очагом цивилизации в Европе является Крит. По своему географическому положению он представляет естественный форпост: гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Северную Африку.
1. Минойский
Крит
Древнейшим очагом цивилизации в Европе
является Крит. По своему географическому
положению он представляет естественный
форпост: гористый остров, замыкающий
с юга вход в Эгейское море, обращенный
в сторону африканского и азиатского побережий
Средиземного моря. С глубокой древности
здесь перекрещивались морские дороги,
ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию
и Северную Африку. Возникшая на таком
оживленном перекрестке цивилизация не
могла не испытывать влияние культур Востока.
На территории острова находилось несколько
дворцов и небольших поселений. Центральное
место среди них занимал Кносский дворец.
От первого раннего дворца сохранились
незначительные остатки. Он был разрушен
около 1700 г. до н. э., возможно, в результате
вторжения неприятеля, на его руинах возник
дворец второго периода.
Обнаруженная археологическая ситуация
вызвала появление теории миграций: пришельцы
с севера в 1700 г. до н. э. уничтожили ранние
дворцы. Кроме дворцов в последние годы
были открыты также и периферийные поселения,
существовавшие одновременно с ними. Они
состояли из блоков домов, отделенных
друг от друга узкими переулками. В каждый
блок могло входить до 20 домов. Площадь
поселений, открытых на Крите, составляла
15000 - 25000 кв. м и вмещала до 400 - 700 жителей.
Обитатели их занимались земледелием,
скотоводством, рыболовством и морской
торговлей. Все они расположены на невысоких
холмах, у основания которых имелись более
крупные постройки. Археологические находки
свидетельствуют также о связях с Египтом
и Малой Азией.
Керамические сосуды, относящиеся к начальному
периоду существования позднего Кносского
дворца, украшены различными растительными
мотивами. На более поздних встречаются
сюжеты из животного мира, которые отличает
реализм изображений.
Кносский дворец состоял из многочисленных
хозяйственных и жилых помещений. Дворец
не был укреплен. Возможно, потому, что,
во-первых, море являлось естественной
границей, во-вторых, все расположенные
на Крите поселения и другие дворцы подчинялись
Кносскому и могущественные правители
его не боялись неприятельских вторжений.
Дворец являлся не только местом обитания
правителя и тех, кто обслуживал нужды
живших в нем. На нижнем его этаже располагались
кладовые, где хранилось все то, что собиралось
с подвластного населения.
Между народом и их богами стояли многочисленные
посредники - различные должностные лица,
которые ведали запасами, распределяли
сырье, вели подсчет собранного, обслуживали
святилище и архив. Дворец организовывал
и морские торговые экспедиции - так на
Крит поступали золото, слоновая кость,
которых не было на острове. Таким образом,
дворец выполнял универсальные функции,
являясь административным, религиозным
центром, главным хранилищем и мастерской,
организатором торговли. Античная традиция
относила время правления Миноса Первого
к 1431 г. до н. э.
Мифологические сказания свидетельствуют
о том, что спустя поколения после рождения
богов, на Крите появилось много героев,
самыми прославленными из них были Минос,
Радамант и Сарпедон. Старший, Минос, стал
царем острова, основав немало городов,
создали могучий флот, с помощью которого
подчинил множество островов. Брат его,
Радамант, вершил справедливый суд. Сарпедон
же отправился с войском в Азию - в Ликию,
где стал правителем. Происхождение правителей
Кносса мифологическая традиция связывает
с Зевсом. Но верховным божеством являлась
"Владычица" - Потния. Это имя приведено
в таком сочетании: "Владычица лабиринта",
"Владычица хлебов". Ритуальные игры
в честь Минотавра - это отражение сказаний
о прибытии родоначальницы обитателей
Крита на остров. На фресках дворца сохранились
изображения "Владычицы" и тех, кто
поклонялся ей Верховным жрецом являлся,
вероятно, представитель рода Миноса,
который происходил, согласно античной
традиции, от брака Зевса и Европы.
Сведения табличек из Кносса фрагментарны.
Более полно жизнь и функции дворца позволяют
представить материалы архивов Пилоса.
Файл 2
Российская коллекция рефератов (с) 1996.
Данная работа является неотъемлемой
частью универсальной базы знаний, созданной
Сервером российского студенчества - http://www.students.ru
.
17. Держава Александра II, сущность эллинизма
После длительных завоеваний перед Александром
встала сложная задача по организации
управления огромной державой. Александр
действовал как владыка огромной многонациональной
державой, центром которой был Вавилон.
Он стремился как-то укрепить единство
гос-ва, сгладить противоречия между завоеванными
и завоевателями, отсюда так называемая
политика "слияния народов" (пример
- свадьба в Сузах). Но у Александра было
и другое стремление - расширение своей
социальной базы, слить воедино персов
и македонян, особенно их знать, сделав
своего рода "господствующий народ".
В этой политике разрыва со старыми македонскими
традициями препятствием для Александра
стала его собственная армия, представляющая
до этого главную опору власти. Поэтому
Александр включает в армию еще 30 000 юношей,
которые во время похода мальчиками были
отобраны из местного населения и обучены
греческой грамоте и умением обращаться
с македонским оружием. Заботясь о подъеме
боеспособности своей армии, Александр
велит отправить по домам не годных к военной
службе из-за увечий и старости солдат.
Вместе с тем греки и македоняне остаются
народами-завоевателями. Во всех важнейших
областях сатрапами были назначены македоняне
и греки. Александр по существу мало изменил
прежнюю административную систему Ахеменидов
(сочетание сатрапий и зависимых гос-в).
Но боясь сепаратизма сатрапов, он ограничил
из власть гражданскими делами, поставив
наряду с ними военных комендантов, подчиненных
непосредственно ему самому.
Среди других мероприятий Александра
в политической области особое место занимает
указ 324 г. до н.э. о возвращении в греческие
города всех изгнанников и восстановлении
их в правах собственности.
В организации управления и эксплуатации
местного населения немаловажная роль
принадлежала вновь основанным городам.
Почти все города были основаны на востоке
империи, в Иране, Средней Азии и Индии.
Александр ставил перед собой военную
цель, создавая опорные пункты своей власти.
Что касается социально-экономических
отношений, то война, несомненно, способствовала
распространению рабства в его классической
форме, а превращение в монету колоссальных
сокровищ персидских царей стимулировало
развитие товарно-денежных отношений.
Грандиозность походов Александра, открывших
грекам новые земли, масштабы его завоеваний,
произвели на современников огромное
впечатление, Александр становится героем
не только исторических, но и литературных
произведений.
Оценка деятельность Александра не может
быть однозначной. Это был, несомненно,
крупный государственный деятель и великий
полководец. Его походы уничтожили уже
изжившую себя династию Ахеменидов, но
греко-македонская армия несла рабство
и смерть. Александр силой оружия объединил
Самые различные страны и народы. Это держава
не имела единой экономической базы и
представляла собой чисто военное объединение.
Вместе с тем и во время похода, и уже после
него на Восток хлынул большой поток греков
и македонян, которые осели здесь, принеся
иные формы социальных отношений. В результате
похода раздвинулись географические рамки
тогдашнего мира, были проложены новые
пути сообщения, расширилось судоходство.
Поход принес новые знания в области географии,
биографии, этнографии и др.
* * *
Эллинизм начался с походов Александра
Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и
закончился завоеванием последнего эллинистического
государства (Египетского царства) римлянами
в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность
эллинизма составляет около 300 лет.
Эллинизм - насильственное объединение
древнегреческого и древневосточного
мира, ранее развивающихся раздельно,
в единую систему государств, имеющих
много общего в социально-экономической
структуре, политическом устройстве, культуре.
В результате объединения древнегреческого
и древневосточного мира в рамках одной
системы появилось своеобразное общество
и культура, которые отличались как от
собственно греческого, так и собственно
древневосточного общественного устройства
и культуры.
Греческий полис к середине 1У в. до н.э.
исчерпал свои внутренние возможности
и стал тормозом исторического развития.
На фоне постоянной напряженности в отношениях
между классами рабов и рабовладельцев
развернулась острая социальная борьба
между олигархией и демократическими
кругами гражданства, которая вела к тирании
и взаимоуничтожению. Раздробленная на
несколько сот мелких полисов небольшая
по территории Эллада стала ареной непрерывных
войн между коалициями отдельных городов-государств,
которые то объединялись, то распадались.
Исторически необходимым для дальнейшего
развития греческого мира представлялось
прекращение внутренних беспорядков,
объединение мелких враждующих между
собой независимых полисов в рамках крупного
государства.
Другой основой эллинизма стал кризис
древневосточных общественно-политических
структур.
Если Греция середины 1У в. до н. э. страдала
от излишней активности внутриполитической
жизни, перенаселенности, ограниченности
ресурсов, то Персидская монархия, напротив,
от застойности развития, слабого использования
огромных потенциальных возможностей,
дезинтеграции отдельных частей. Таким
образом, на очередь дня вставала задача
некоего объединения, своеобразного синтеза
этих различных, но могущих дополнить
друг друга социально-экономических и
политических систем. В состав эллинистического
мира включаются мелкие и крупные по территории
государственные образования от Сицилии
и Южной Италии на западе до Северо-Западной
Индии на востоке, от южных берегов Аральского
моря до первых порогов Нила на юге. Иначе
говоря, в состав эллинистического мира
вошла территория классической Греции
(включая Великую Грецию и Причерноморье)
и так называемый классический Восток,
т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без
Индии и Китая).
Наиболее характерные черты, присущие
эллинизму как синтезу греческих и восточных
начал во всех сторонах жизни, производства
и культуры проявились в Египте и на Ближнем
Востоке, так что этот регион может рассматриваться
как район классического эллинизма.
Образование более значительного территориального
единства, установление более тесных связей
между разными частями эллинистического
мира расширили возможности для развития
эллинистической экономики в целом, включая
Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье.
В этих регионах усилились хозяйственные,
этнические и культурные контакты с окружающими
их местными племенами (фракийцами, скифами,
сарматами и др.). В самой Элладе кризис
системы независимых и враждующих между
собой полисов в 17 в. до н. э. привел к росту
объединительных тенденций и возникновению
более прочных, чем в классическое время,
полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский
союз) или государственных образований
нового типа, которые включали кроме греческих
полисов территории местных племен.
Файл 3
Российская коллекция рефератов (с) 1996.
Данная работа является неотъемлемой
частью универсальной базы знаний, созданной
Сервером российского студенчества - http://www.students.ru
.
16. Причины и основные события пелопонесской
войны
Итак, виновником войны и ее тягот, обрушившихся
на афинян в ее первый год, демос считал
Перикла. Но можно вспомнить и более ранние
события. Фемистокл, которого древние
историки считали талантливым политиком,
умевшим предвидеть ход событий, еще в
те годы, когда шла Персидская война, когда
противоречия между Афинами и Спартой,
казалось, не были еще сильны, начинает
строить вокруг города стены. Стремление
к гегемонии каждого из двух сильнейших
в Греции государств вылилось а прямые
военные столкновения уже в период борьбы
эллинов и персов (457 - 446 гг. до н. э.). В этом
плане Пелопоннесская война стала закономерным
результатом возраставших противоречий.
Перикл готовил свой полис к вооруженному
конфликту, видя силу во флоте. С действиями
флота и связаны наиболее успешные операции
Пелопоннесской войны.
Безусловно, помимо политических причин
существовали и экономические - торговое
соперничество Коринфа, входившего в Пелопоннесский
союз и Афин.
Афинский флот насчитывал перед войной
300. У пелопоннесцев было вдвое меньше
судов, но имелось преобладание в сухопутных
войсках - 60 тыс. воинов, у афинян только
30 тыс. Перикл считал, что, используя преимущество
на море, афинянам удастся блокировать
Пело-поннес и не допустить вторжения
неприятеля.
Спартанцы избрали тактику набегов на
территорию Аттики, поддерживая все выступления
внутри Афинской архэ. Инициатива в развязывании
военных действий принадлежала Спарте:
Аттика была разорена, гражданам дали
защиту оборонительные стены.
Смерть Перикла в 429 г. до н.э. показала,
что достойной замены ему нет. Во главе
группировки умеренных демократов стал
Никий, показавший себя в последующем
нерешительным военачальником. На Народном
собрании популярностью пользовался демагог
Клеон.
В 428 г. до н. э. спартанцы повторили набег
на Аттику. Одновременно вспыхнуло восстание
на о.Лесбосе, подавление которого потребовало
значительных сил афинян. Клеон требовал
жестоко наказать мятежников. Затем разразилась
гражданская война на Керкире. С помощью
афинян демократия здесь была восстановлена.
Но вспыхнули междоусобия в Сицилии, куда
в 427 г. афиняне отправили эскадру. Афинянам
удалось на время захватить инициативу.
В 425 г. до н. э. стратег Демосфен высадился
в Пилосской бухте (западное побережье
Мессении). Спартанцы, начавшие новый поход
на Аттику, вынуждены были вернуться. Они
стянули силы к Пилосу, овладев о.Сфактерия,
закрыли выход из бухты. Подкрепление
во главе с Клеоном, действия афинского
флота блокировали спартанцев. Это стало
победой, возвысившей авторитет демагога.
Но успех оказался временным. По инициативе
Клеона был затеян поход в Беотию для помощи
местной демократической группировке.
Он не принес победы афинянам. Победили
олигархи. Взаимоотношения с союзниками
ухудшались: сказалось увеличение фороса,
предпринятое по предложению Клеона, почти
в два раза. Несмотря на активные действия
возглавляемой им армии у Амфиполя, афиняне
потерпели поражение.
Неудачи афинян обострили противоречия
в архэ, однако и в Спарте не все было спокойно.
И весной 421 г. стратег Никий торжественно
подписал мирный договор. Согласно условиям
соглашения устанавливался мир на 50 лет,
стороны возвращались к довоенному состоянию:
афиняне должны были покинуть Пилос, спартанцы
- Амфиполь, городам Халкиди-ки предоставлялась
независимость, но они должны были платить
подать Афинам.
Первый период войны завершился. Но противоречия
не исчезли, стороны не спешили выполнять
условия соглашения.
Стремление закрепиться в западном Средиземноморье
привело к организации похода в Сицилию.
Возглавил его Алкивиад, надеявшийся,
что Сицилийская экспедиция принесет
ему славу полководца, события же повернулись
иначе. Неудачная морская операция 415 г.
дон. э. привела к значительным расходам
для государства, но не принесла славы
полководцам. Как свидетельствуют источники,
в 416 г. дон. э. а казне богини Афины хранилось
100 талантов. Месячное содержание одной
триеры, отплывшей к берегам Сицилии, обходилась
в 10 талантов. У берегов Сицилии флот находился
восемь месяцев.
Предлогом для похода было следующее:
перед отплытием эскадры кто-то изуродовал
гермы - столбы с изображением бога - покровителя
путешественников и купцов - Гермеса. Обвинение
пало на Алкивиада и его друзей. Алкивиад
смог оправдаться и настоять на скорейшем
отплытии. В отсутствие Алкивиада в Народном
собрании вновь началось обсуждение вопроса
об осквернении герм. Алкивиад, вызванный
на суд, бежал в Спарту. Его заочно приговорили
к смерти.
После бегства Алкивиада из-за нерешительности
Никия афиняне потерпели поражение в Сицилии.
Прибывший на помощь флот под руководством
прославившегося в Пилосе Демосфена не
спас положения. После одной из битв Никий
и Демосфен попали в плен и были казнены,
а плененные моряки сосланы в каменоломни.
А в 414 г. до н. э. спартанцы вторглись в
Аттику и по совету Алкивиада, захватили
местечко Декелею.
Засев в Декелее, спартанцы совершали
регулярные набеги на земля афинян. Перестали
приносить доходы Лаврийские рудники:
связь с Лаврием стала сложной. Удар по
производству нанесло бегство 20 тыс. рабов.
Тайные переговоры со Спартой завязали
союзники: Евбея, Лесбос, Хиос. Для поддержки
недовольных Афинами Спарте требовался
флот. Спартанцы получили деньги от Персии,
пообещав признать ее власть над полисами
Малой Азии. Начинался период морского
противостояния.
К этому времени Алкивиад, поссорившись
со спартанскими архогетами. оказался
в Персии. Он завязал переговоры с командующим
флота, стоявшего у Самоса, Писандром и,
пообещав ему помощь персидскими деньгами,
склонил последнего к возвращению в Афины,
где был совершен антидемократический
переворот. По предложению Писандра Народное
собрание приняло решение ограничить
число полноправных граждан 5 тыс. наиболее
состоятельных из них и передать управление
полисом Совету 400. Власть олигархов не
признали матросы, гребцы, воины, находившиеся
на Самосе. Они, изгнав настроенных олигархически
командиров, выбрали новых руководителей.
Алкивиад предложил восставшим морякам
свои услуги, поскольку олигархи забыли
о нем.
Совету 400 не удалось справиться с трудностями:
отпала Евбея, постоянно снабжавшая хлебом
Афины. Это привело к новому кризису - Совет
400 был свергнут, и к власти пришла умеренная
олигархическая группировка. Верховной
властью в государстве стало Собрание
пяти тысяч зажиточных граждан. Алкивиада
простили. Возглавив флот, он нанес ряд
ударов по спартанским морским силам.
Афиняне смогли восстановить контроль
над проливами, ведущими в Черное море.
Однако спартанцам удалось, используя
помощь Персии, вновь построить и оснастить
корабли, овладеть инициативой на море.
В неудачах был обвинен Алкивиад, которого
не избрали стратегом. Обидевшийся Алкивиад
в очередной раз покинул Афины.
В 406 г до н. э. спартанцы разгромили афинский
флот у г.Митилены (на Лесбосе) На этот
раз с огромным напряжением сил, посадив
и граждан и метеков на корабли, для строительства
которых были использованы пожертвования
в храм Афины, афиняне разбили противника
у Лесбоса. Но это была их последняя победа.
В следующем году у Херсонеса Фракийского
спартанский полководец Лисандр фактически
полностью уничтожил флот афинян. Три
тысячи афинян попали в плен и были казнены.
Это стало приближением конца войны.
Осенью 405 г. до н. э. спартанские корабли
появились у берегов Аттики, одновременно
к Афинам подошел отряд воинов. После длительной
осады страдающие от голода афиняне согласились
на переговоры. Мир был восстановлен в
404 г. до н. э. По условиям соглашения Афинская
архэ распускалась, афинянам разрешалось
иметь только 20 судов, оборонительные
сооружения, защищавшие город и Пирей,
уничтожались, афиняне обязались принять
всех изгнанных олигархов, в Афинах размещался
спартанский гарнизон. Под давлением Лисандра
Народное собрание принимает новую конституцию,
восстанавливающую "отеческие порядки".
Гражданские права получили только 3 тыс.
наиболее состоятельных граждан. Исполнительной
властью стала Комиссия 30, вошедшая в историю
как "тирания тридцати" из-за репрессий,
которые она развернула против демократов,
состоятельных метеков. Демократически
настроенный флот не признал власти Тридцати:
Пирей отпал от Афин. Бежавшие и изгнанные
демократы, обосновавшись на границе Беотии
и Аттики, начинают копить силы для похода
в Афины. Во главе их стал Фрасибул, отряд
которого очень быстро вырос до тысячи
человек. В 403 г. до н. э. Комиссия 30 пала,
спартанский гарнизон изгнан из Афин.
Власть демоса восстановлена, но демос
уже стал другим.
Война привела к падению полисной морали,
обострила отношения между зажиточными,
богатыми и обедневшими гражданами. Падает
роль Народного собрания, постоянно увлекаемого
демагогами. Вместо народного ополчения
распространяется служба за плату - наемничество.
В следующем столетии начинался кризис
классического греческого полиса. Пелопоннесская
война стимулировала его и стала начальной
фазой кризиса, охватившего все без исключения
государства.
Файл 4
Российская коллекция рефератов (с) 1996.
Данная работа является неотъемлемой
частью универсальной базы знаний, созданной
Сервером российского студенчества - http://www.students.ru
.
15. Афинская демократия в Золотом веке
Перикла
Афинская демократия считается самой
развитой формой демократического строя
античных рабовладельческих государств.
Формирование системы политических органов
афинской демократии было результатом
длительного исторического периода, начиная
с реформ Солона.
В греческих полисах основой всей социально-экономической
и политической организации выступал
коллектив граждан. Кроме них в афинском
обществе находились метеки, многочисленные
рабы, которые в совокупности составляли
более половины всего населения. Однако
афинская полисная система опиралась
на гражданина и была создана прежде всего
для гражданина. Полноправным афинским
гражданином мог быть житель Аттики, оба
родителя которого имели гражданские
права, а его имя было записано в особом
списке, ведущемся в демах. В такие списки
заносились юноши и девушки, достигшие
18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал
курс военно-воспитательного обучения
и становился полноправным гражданином.
Наиболее существенными правами гражданина
были права на свободу и независимость
от какого-либо другого человека, право
на земельный участок и помощь от государства
в случае материальных затруднений, право
на ношение оружия и службу в ополчении,
право на участие в Народном собрании
и т.д. Гражданин был обязан беречь свое
имущество и трудиться на земельном участке,
приходить на помощь полису в чрезвычайных
обстоятельствах, защищать родной полис
с оружием в руках, почитать отеческих
богов.
Народное собрание было важнейшим государственным
органом с широкими полномочиями. На нем
принимались государственные законы,
утверждалось объявление войны и заключение
мира, результаты переговоров с другими
государствами, ратифицировались договоры
с ними, избирались должностные лица, решались
дела по продовольственному снабжению
города, осуществлялся тщательный контроль
за юношами, готовящимся получить гражданские
права. Важнейшим делом было обсуждение
и утверждение государственного бюджета.
Каждый афинский гражданин имел право
внести на обсуждение проект закона Для
того, чтобы привлечь к работе Народного
собрания низший слой афинского гражданства,
был принят закон, устанавливающий плату
за посещение Народного собрания.
Наряду с Народным собранием действовал
также и Совет 500. Важнейшими задачами
Совета 500 были подготовка и организация
работы Народного собрания и исполнение
их функций в перерывах между заседаниями.
В системе афинской демократии было множество
различных коллегий магистратов, основными
функциями которых была организация управления
внутри самих Афин. Все магистратуры были
коллегиальными, и возможность сосредоточения
власти была исключена. В Афинах принята
демократическая структура избрания:
кроме военных магистратур, кандидаты
на все другие должности избирались по
жребию из представителей всех имущественных
разрядов.
Афинская демократия заботилась об образовании
и воспитании граждан. Начиная с Перикла,
т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать
малоимущим гражданам специальные жетоны,
по которым можно было пройти на театральное
представление. Таким образом, афинская
демократия базировалась на широком участии
различных категорий граждан, обеспечивала
ее общественную активность, создавала
условия для развития политического самосознания
афинского гражданина.
Однако и у афинской демократии существовали
свои недостатки. Во-первых, афинская демократия
была рабовладельческой, т.е. рабы, также
как и метеки, постоянно живущие в Афинах,
не имели гражданских прав и не принимали
участия в управлении государством.
Файл 5
Российская коллекция рефератов (с) 1996.
Данная работа является неотъемлемой
частью универсальной базы знаний, созданной
Сервером российского студенчества - http://www.students.ru
.
14. Государственные органы афинского полиса
в классическую эпоху
Народные собрания (экклесия) со времен
Клисфена становятся регулярно созываемым
верховным органом государства: только
на них могли быть приняты новые законы.
Следует отметить, что Народное собрание
являлось и законодательным и высшим судебным
органом, здесь избирались также магистраты,
которые отчитывались за свою деятельность
перед ним. Народное собрание могло подвергнуть
штрафу магистратов. Усиливается значение
гелиэи: любой гражданин мог обратиться
в суд присяжных, как и в Народное собрание,
с жалобой на несправедливое решение должностных
лиц. Сменивший совет из 400 представителей
Совет 500 готовил дела для Народного собрания,
предварительно обсуждал все предложения
и проекты законов. Магистраты в совет
и гелиэю избирались по жребию из выдвинутых
филами кандидатов. При замещении должностей
учитывался имущественный ценз. Феты,
низший разряд солоновской конституции,
могли быть избраны только в гелиэю. Прямым
открытым голосованием избирались только
члены коллегии 10 стратегов - военачальников.
Архонт-полемарх с этого времени решает
в основном дела, связанные с метеками
- свободными, но не гражданами Афинского
полиса. Зажиточные составляли активную
часть граждан, они же играли основную
роль в ополчении (гоплиты).
Начиная с конца VI в. до н. э. широко практикуется
система литургий. Суть ее состояла в следующем:
на Народном собрании объявлялось о текущих
делах, требующих расходов, например, о
ремонте оборонительных стен, организации
театральных зрелищ и т.д. Каждый, кто желал,
имея достаточное для этого имущество,
мог взять на себя расходы по выполнению
литургии, либо кто-то из сограждан мог
предложить кандидата для ее выполнения.
В некоторых случаях литургии требовали
значительных расходов собственных средств.
Позднее в Афинах развивается практика
обмена имуществом: если предложенный
кандидат отказывался от выполнения литургии
(если его имя было названо), так как считал,
что его средства недостаточны, он должен
был поменяться имуществом с тем, кто назвал
его имя.
Литургии приводили обязанности и права
граждан в соответствие с имущественным
цензом. (Среди литургий необходимо отметить
важнейшие - участие в военном ополчении
в качестве гоплитов или служба в кавалерии,
снаряжение судов.) Выполнение их было
почетно, а необходимость их существования
обусловливалась отсутствием регулярных
поступлений в полисную казну, так как
граждане в мирное время налогов не платили.
В последующем в Афинах вводится закон,
получивший название "графе параномон"
- указ-закон против противозакония. Графе
параномон усиливал ответственность тех,
кто выступал с предложениями новых законов.
Если оказывалось, что новый закон противоречит
существующим, то предложивший его должен
был отправиться в изгнание.
Литургии, графе парамомон до некоторой
степени консервировали установленные
порядки, обеспечивая господство победившего
демоса, Вместе с тем они свидетельствуют
о том, что возникает личная ответственность
гражданина за происходящее в полисе.
Как задача государства состоит в обеспечении
счастливой жизни граждан, так и граждане
должны, активно участвуя в управлении
им, в обсуждении законов, не разрушать
необдуманными действиями существующие
конституционные установления.