Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 05:13, реферат
Древнейшим очагом цивилизации в Европе является Крит. По своему географическому положению он представляет естественный форпост: гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Северную Африку.
Файл 17
Российская коллекция рефератов (с) 1996.
Данная работа является неотъемлемой
частью универсальной базы знаний, созданной
Сервером российского студенчества - http://www.students.ru
.
2. Развитие Эллады в гомеровское время
Гомеровский период долгое время был в
истории Эллады наименее изученным из-за
состояния источниковой базы.
В настоящее время этническое родство
между обитателями Греции II и 1 тыс. до
н.э. у многих историков не вызывает сомнений.
Однако ставится вопрос о разрыве и преемственности
между Микенской культурой и культурой
более позднего времени. Ф.Папазогл отметил
наличие резких отличий в социальной структуре
ахейского и гомеровского обществ и считал,
что собственно история грмюа начинается
с Гомера.
Можем ли мы говорить о регрессе экономики
и социальных отношений Эллады на рубеже
двух тысячелетий? Прежде всего отметим,
что из тезиса о прогрессивном развитии
человечества не следует, что история
нигде и никогда не знала преходящего
регресса. Исторический процесс идет не
по прямой, а по спирали; силы прогресса
подчас пролагают себе путь через зигзаги
конкретного хода событий. Сопоставление
двух периодов позволяет отметить:
1. Важнейшим сдвигом, обеспечившим ускоренное
движение вперед, был переход к широкому
использованию изделий из железа. Одно
время было принято связывать появление
железа с приходом дорийцев. Однако изделия
из железа были известны и ранее, например,
украшения. Но широкое распространение
их начинается только с гомеровского периода.
Это привело впоследствии к значительным
сдвигам в развитии ремесла и земледелия.
2. Творцы ремесленных изделий в ахейском
обществе делились на две части: тех, кто
обслуживал дворец, и тех, кто работал
на рядовых общинников.
3. Не претерпела существенных изменений
сельскохозяйственная техника.
4. С уничтожением дворцов исчезают монументальная
архитектура, письменность, прерываются
связи со странами Востока.
5. На рубеже тысячелетий исчезло и государство.
Результатом миграционного периода стала
новая картина расселения.
Каждая из четырех древних фил состояла
из трех фратрий, фратрия - из 30 родов, в
каждом роду насчитывалось 30 мужчин. До
некоторой степени такая численность
совпадает с размерами некоторых поселений.
Каждый из обитателей комы (дема), вероятно,
первоначально имел надел близких размеров.
Имущественные различия не были значительными.
Надел (клер) обрабатывался теми, кто входил
в ойкос. К VIII в. до н. э. появляются имущественные
различия и выделяются из остальной массы
особые группы населения.
В древнейший период население Аттики
делилось на три разряда: эвпатриды - благородные,
геоморы - земледельцы и демиурги - "ремесленники.
Это лица, на которые не распространялось
право владения землей, принадлежащей
общине. Античная традиция приписывает
начало такого деления Тесею. В действительности
этот процесс являлся длительным.
В отношении происхождения категории
эвпатридов существует несколько мнений.
Согласно одной из точек зрения сословие
эвпатридов образовалось в результате
сращивания пришельцев (родовой знати
по положению) со старой местной знатью
и противопоставления их остальному населению
- геоморам. Знать обладала лучшими земельными
участками. Таким образом, существовала
возможность постепенного накопления
этой категорией богатства, что в конечном
итоге и отразилось в различиях инвентаря
погребений. Из сословия эвпатридов происходили
те. кто управлял общиной, они являлись
толкователями обычаев, отправляли культы.
Тот, кто оказался вне сферы общины, утратил
свой эемельный участок, вынужден был
заниматься ремеслом или торговлей или
же обрабатывать землю родовой знати на
основе частных обязательств. Но это не
означает, что геоморы или эвпатриды не
занимались торговлей.
Вероятно, с происхождением демиургов
связано негативное отношение к ремесленному
труду. Вместе с тем общество время от
времени включало ремесленников - не граждан
в свою среду. Согласно одному из законов
Солона права граждан были предоставлены
тем из ремесленников, кто осужден у себя
на родине на вечное изгнание или переселялся
в Аттику на постоянное жительство вместе
с семьями.
Подобным образом могло идти формирование
социальных категорий и в тех областях
Греции, где существовали условия для
раннего развития ремесла. Необходимость
защиты территории приводила к возникновению
союзов ком. Примером подобного объединения
является синойкизм в Аттике.