Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:45, реферат
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
1. Архитектура как вид искусства…………………………………………3
2. Место в эстетической культуре………………………………………….4
3. Архитектура и эстетика…………………………………………………..7
Реферат по эстетике на тему:
«Архитектура
как особый вид эстетической деятельности»
Выполнила: Паньшина Ю. С
БДД-3
2011 г.
Содержание.
АРХИТЕКТУРА
(лат. architectura, от греч. architekthon — строитель)
(зодчество), искусство проектировать
и строить здания и др. сооружения (также
их комплексы), создающие материально
организованную среду, необходимую людям
для их жизни и деятельности, в соответствии
с назначением, современными техническими
возможностями и эстетическими воззрениями
общества. Как вид искусства архитектура
входит в сферу духовной культуры, эстетически
формирует окружение человека, выражает
общественные идеи в художественных образах.
Историческое развитие общества определяет
функции и типы сооружений (здания с организованным
внутренним пространством, сооружения,
формирующие открытые пространства, ансамбли
сооружений), технические конструктивные
системы, художественный строй архитектурных
сооружений. Архитектурная организация
пространства населенных пунктов, создание
городов и поселков, регулирование систем
расселения выделились в особую область
— градостроительство.
В архитектуре взаимосвязаны функциональные,
технические, эстетические начала (польза,
прочность, красота). Назначение, функции
архитектурного сооружения определяют
его план и объемно-пространственную структуру,
строительная техника — возможность,
экономическую целесообразность и конкретные
средства его создания. Образно-эстетическое
начало архитектуры связано с ее социальной
функцией и проявляется в формировании
объемно-пространственной и конструктивной
структуры сооружения. Выразительные
средства архитектуры — композиция, тектоника,
масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов,
фактура и цвет материалов, синтез искусств
и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические
сдвиги вызвали появление новых функций,
конструктивных систем, художественных
средств архитектуры, методов строительства.
3
Культура
- это сфера деятельности человека,
включая и ее результаты, инициируемая
и направляемая Духом, и, соответственно,
ориентированная (осознанно или неосознанно)
только и исключительно на позитивную,
духовно наполненную жизнь. Более широкая
сфера деятельности человека, как homo sapiens
, наделенного свободной волей и постоянно
совершенствующегося на путях рационально-научно-
В искусстве эстетическое
Поле искусств в истории культуры обширно и многообразно. И резонно спросить, неужели орнамент на какой-нибудь табакерке, татуировка 4
на теле африканца, косметика светской красавицы, легкая танцевальная мелодия, фривольные сценки в живописи художников XVIIIв. и православная икона имеют что-то общее и могут быть хотя бы в какой-то плоскости поставлены в один ряд. Да, имеют и могут быть поставлены. При одном, конечно, условии, что все они являются истинными произведениями искусства, т.е. являются художественными произведениями, или - эстетическими феноменами. В этом случае они предстают выразителями некоего смысла, объектами неутилитарного созерцания, а может быть и медитации и доставляют созерцающему их духовное наслаждение. Именно тогда они все являются эстетическими объектами, выполняют свою основную функцию духовного контакта и могут быть только в этой (эстетической) плоскости поставлены в один ряд. Ясно, что уровень эстетического, степень осуществления контакта и возведения человека в духовные сферы во всех этих и других случаях с произведениями искусства будут существенно различными, это однако не меняет сути. Главным в любых настоящих произведениях всех видов искусства (независимо от того, с какой целью они создавались и какие функции были призваны выполнять в своей культуре в момент их включения в нее) является их художественная ценность, т.е. - эстетическая функция, с помощью которой они и выполняли остальные, как правило, утилитарно-прикладные или культовые функции.
На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное творчество во всех его видах, материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д.
Здания и сооружения, образуя неотъемлемые элементы повседневной жизни, во многом определяют и образное своеобразие человека. Они служат не только устроению вещного мира в соответствии с художественными программами, но становятся и средством выражения жизненной позиции потребителя и его социокультурной
5
ориентации. Архитектура адресована широким слоям населения, оказывая влияние на общий уровень эстетического сознания. Однако массовое сознание не всегда готово воспринять эстетическую ценность, особенно если речь идет о новом и непривычном.
Отсюда уже упомянутая двойственность эстетического восприятия архитектуры - каждодневное органичное и периодичное отстранение. Эстетика, подлинная красота, которой селянин учился у природы, свободно переходила в архитектурные формы, в предметы быта и прикладного искусства.
Сущность работы архитектора состоит в том, чтобы, осуществляя эстетический поиск, найти и воплотить в жизнь новый способ эстетического устроения предметно-пространственной среды.
В
наиболее полном законы эстетического
освоения мира проявляются в искусстве,,
Архитектура - пространственный вид искусства, целью которого является создание сооружений, отличающих утилитарным (практическим) и духовным потребностям людей (эстетические потребности).
Произведением
искусства их можно назвать когда
совпадает практическое и эстетическое
начало.
6
Термин "архитектура" обычно широко употребляется в двух основных значениях: искусственно созданная (или организованная) материально-пространственная среда жизнедеятельности человека и человеческая деятельность по созданию самой этой среды. Между средой и деятельностью по ее созданию существуют сложные причинно-следственные связи. В ходе своей общественно-практической деятельности человек преобразует окружающий материальный мир - естественную (природную) среду своего обитания. В результате этого преобразования формируется искусственная среда. Как объективная реальность искусственная среда становится неотделимой частью естественного окруженияи, тем самым, исходным пунктом, определяющим условием и объектом практической деятельности по преобразованию материального мира.
Игнорирование этих связей даже в самом определении архитектуры представляет это явление односторонним, лишает его целостности.
Однако нельзя ограничить содержание термина "архитектура" только деятельностью по созданию среды. Такое ограничение превращало бы эту деятельность в самоцель, лишало бы ее конкретного содержания. Не существует особого вида операций, которые были бы присущи только архитектурной деятельности и отличали, выделяли ее среди других аналогичных ей форм. Специфика архитектурной деятельности не в тех или иных операциях, а в объекте этих операций, т.е. архитектуре как особым образом организованной материально-пространственной среде.
Видимая
сложность идентификации
Производство есть единство целенаправленной деятельности (труда) с
7
вещными элементами этой деятельности - ее предметными формами (средствами) и результатами (продуктом). При рассмотрении архитектуры как общественного явления становится очевидной глубокая аналогия с производством. Как и производство, архитектура есть единство энергетических (функциональных, деятельностных) элементов - архитектуры как деятельности - и вещных (предметных, телесных) элементов - архитектуры как среды, единство, реализованное в процессе.
Архитектура есть процесс взаимодействия человека с природой, в ходе которого деятельность человека (архитектурная деятельность) преобразует окружающую его естественную (природную) среду и потребляет ее в виде искусственной (архитектурной) среды.
Архитектура
как процесс. Архитектура зародилась
и сформировалась как специфическое
общественное явление и специфическая
область общественно-
При
всей сложности современной
Последовательность
ступеней процесса архитектурного познания
и преобразования материальной среды
обществом в целом
8
отдельного здания (сооружения).
Познание и преобразование материального мира начинается с живого созерцания этого мира, который с этого момента становится объектом деятельности, противостоящим архитектору как ее субъекту. Материальный мир в совокупности природных и искусственных форм властно воздействует на человека через ощущение этих форм как внешних раздражителей его органов чувств, вызывая в сознании человека ряд восприятий - цвет, форма, размеры, фактура поверхности и т.д. Эти восприятия осознаются и закрепляются в сознании как представления пространства и массы, ограждения и проемов, элементов конструкций и элементов декора, перерастают в более сложные восприятия - здание, улица, город - и откладываются в памяти человека в виде представлений об архитектурной среде. К ним присоединяются представления о предметах и формах архитектуры, которые человек получает из книг, фотографий, кино, телевидения и других средств коммуникации, образуя в своей совокупности тот первоначальный объем знаний об объекте, который осмысливается в архитектуре на второй ступени познания.
Вторая, высшая ступень познания - абстрактное мышление - начинается уже в процессе чувственного созерцания. Познавая мир, архитектор оперирует всеми без исключения формами абстрактного мышления через систему суждений и умозаключений, он представляет себе в своем воображении определенную пространственную форму, которая, по его мнению, сможет обеспечить материальные и духовные потребности процесса, организованного этой формой. Создаст ли в действительности задуманная форма необходимые условия, т.е. будет ли соответствовать вообще, и, если будет, то в какой степени, реальная действительность выраженному в проекте предположению, может полностью определиться только после осуществления проекта, в процессе его эксплуатации. В общем процессе познания архитектурный замысел (проект) представляет собой гипотезу,
Информация о работе Архитектура как особый вид эстетической деятельности