Архитектура как особый вид эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Описание

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Содержание

1. Архитектура как вид искусства…………………………………………3
2. Место в эстетической культуре………………………………………….4
3. Архитектура и эстетика…………………………………………………..7

Работа состоит из  1 файл

Реферат по эстетике на тем16.docx

— 30.17 Кб (Скачать документ)

     9

истинность  или ложность которой может быть определена только последующей практикой человеческой деятельности.

     Сформированный  архитектурный замысел-гипотеза как  результат абстрактного мышления делает возможным переход к третьей  ступени познания - практике.

     Так же, как трудно указать границу  между живым созерцанием и  абстрактным мышлением, трудно точно  указать и момент перехода от абстрактного мышления к практике. Разработка проектной  документации, хотя и является практической деятельностью и воплощает в себе определенную часть труда, в том числе физического, затраченного на создание того или иного произведения архитектуры, есть только форма абстрактного мышления. Архитектор В.И.Баженов считал началом практики макет здания. Действительно, макет качественно отличается от чертежей своей трехмерной пространственной формой и вещественностью. Но макет отличается и от подлинного воплощения архитектурного замысла - размерами, невозможностью его функционального использования и т.д.

     Чтобы почувствовать отсутствие четкой границы  между абстрактным мышлением  и практикой в архитектуре, достаточно представить себе следующую цепочку: архитектурный замысел (проект) - макет (изобразительный) - действующая уменьшенная модель (например, арочный мост Кулибина) - макет в натуральную величину (например, макеты квартир на выставке) - экспериментальный дом, квартал, район - массовое строительство, сложившийся город. Имея на одном конце цепочки проект (результат абстрактного мышления), а на другом - город (результат практики), можно условно выделить в качестве перехода к третьей ступени познания начало реализации архитектурного замысла в материалах, размерах и формах, соответствующих представлению о качественной определенности будущего здания (сооружения), т.е. начало строительства.

     В строительстве проверяется истинность представлений о

     10

 строительных материалах, прочностных характеристиках, гидрогеологических условиях и пр., т.е. представлений об окружающей нас материальной среде вне связи ее с социальными процессами. Истинность же представлении о социальных процессах и соответствии им сформированной нами искусственной среды проверяется только в ходе потребления среды, в ходе функционирования сооружений. Поэтому можно утверждать, что так же, как изображение на бумаге еще не здание, так и выстроенное здание еще не произведение архитектуры, а только некое новое материальное тело. Лишь в процессе потребления здания (сооружения комплекса), т.е. при осуществлении в нем соответствующих процессов построенное здание превращается в произведение архитектуры. Жизнь и деятельность людей в пространстве, организованном зданием, составляющие вместе с ним единый функционирующий организм, замыкая определенный цикл архитектурного познания мира, одновременно становятся началом нового цикла этого процесса.

     Завершающий этап процесса познания - практика архитектуры, представляющая собой материальное воплощение архитектурного замысла в виде его физического осуществления и функционирования, служит критерием истинности архитектурного абстрактного мышления. Спецификой архитектурного процесса познания и преобразования мира является то, что результаты этого познания, воплощенные в зданиях и сооружениях, продолжают свое реальное бытие не только в случае истинности гипотезы, но и в случае ее частичной или полной ложности. В любом случае, подтверждается ли гипотеза или нет, практика наряду с чувственным созерцанием делает непрерывным процесс архитектуры.

     Эстетика  архитектуры - наука об эстетических отношениях человека к архитектурной  среде, развивающаяся и углубляющаяся  система знаний об эстетической реальности, эстетических отношениях и эстетическом сознании в их связи с архитектурой как процессом познания, преобразования и

     11

     функционирования  материальной среды жизнедеятельности  человека. Являясь частью общей эстетики и одним из разделов теории архитектуры, эстетика архитектуры относится  и к общей эстетике, и к теории архитектуры, как конкретно-научная  дисциплина к общенаучной.

     Как и любая другая наука, эстетика архитектуры отражает закономерности предметов, свойств, отношений объективного мира в системе понятий и категорий. Понятия и категории выступают связующим звеном между эстетикой архитектуры как наукой и эстетикой архитектуры как объективной эстетической реальностью.

     Понятия и категории эстетики архитектуры  играют в эстетическом познании и  преобразовании мира тройную роль. Во-первых, как все научные понятия, они выражают результаты познания объективной  реальности и представляют собой ступеньки такого познания, узловые пункты в сети явлений природы, выявление которых позволяет человеку, выделяющему себя из природы, познавать ее и овладевать ею. Во-вторых, они служат инструментом эстетического формирования архитектурной среды, позволяя формулировать цели и задачи эстетического творчества и оценивать его результаты. И, наконец, в-третьих, понятия и категории эстетики архитектуры выступают формой мысленной или вербальной оценки архитектурной среды при ее восприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     12

Информация о работе Архитектура как особый вид эстетической деятельности