Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:49, реферат
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.
IV. Градостроительство Пекина
в феодальное время.
Так же логическая ясность ощущается
и в архитектуре китайских
городов и планировке городских
ансамблей. Наибольшее количество деревянных
городских сооружений сохранилось
до наших дней начиная с XV - XVII веков,
когда после изгнания монголов начиналось
усиленное строительство и
Основным ансамблем, расположенным
в центре «Внутреннего города», был
огромный «Императорский город», растянувшийся
на многие километры, замкнутый кольцом
стен с могучими воротами. Внутри него
располагался «Запретный город» (ныне
превращенный в музей), также обнесенный
стенами и окруженный рвом с водой.
Это и был Императорский
Широкие площади мощённые светлым
кирпичом, закованными в белый
мрамор каналы, яркие и торжественные
дворцовые здания раскрывают своё сказочное
великолепие перед взором тех, кто,
пройдя рядом массивных крепостных
ворот, начиная от площади Тяньаньмынь,
проникает в пределы дворца. Весь
ансамбль состоит из соединённых
друг с другом просторных площадей
и дворов, окружённых разнообразными
парадными помещениями, представляя
зрителю смену всё новых и
новых впечатлений нарастающих
по мере его продвижения. Весь Запретный
город, окружённый садами и парками,
.то целый лабиринт с бесчисленным
количеством боковых
Пекин. «Запретный город». Общий вид.
До сих пор сохранился дворцовый
ансамбль Гугун, служивший императорской
резиденцией при династиях Мин
и Цин. Эта резиденция, известная
также под названием "Пурпуровый
запретный город" ("Цзы цзинь
чэн"), была построена в 4-18 годах
правления минского императора Чэн
Цзу, что соответствует 1406-1420 гг. Весь
дворцовый комплекс занимает площадь
72 гектара, с четырех сторон обнесен
стеной высотой около 10 м, рвом шириной
50 м. На территории дворцового комплекса
имеется несколько десятков дворцовых
ансамблей различной величины, всего
около 9 тыс. комнат общей площадью 15
тыс. кв. м. Это самый грандиозный
и самый целостный их сохранившихся
в Китае архитектурных
Дворцовый ансамбль Гугун делится на две большие части: внутренние покои и внешний двор. Главными сооружениями внешнего двора являются три больших павильона: Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии) и Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии). Все они построены на основаниях 8-метровой высоты, выложенных из белого мрамора, и издали походят на прекрасные сказочные терема. Самые важные церемониальные сооружения Императорского дворца располагались на северо-южной магистральной оси Пекина. В стройном порядке чередовались друг за другом залы, где императоры Китая устраивали приемы и выслушивали донесения. Это были прямоугольные в плане павильоны, поднятые на террасы и увенчанные двухъярусными крышами, крытыми золотистой черепицей.
Каждое из зданий имело свое название.
Главное из них, Тайхэдянь («Павильон
высшей гармонии»), отражает все самые
характерные особенности
По архитектуре и отделке
павильон Тайхэдянь являет собой
уникальный образец, не имеющий себе
равных не только по сравнению с
другими павильона Гугуна, но и, пожалуй,
во всей коллекции деревянных конструкций
древнего Китая. Павильон имеет в
высоту 35,5 м, в ширину 63,96 м, в глубину
37,2 м. Крышу павильона поддерживают
84 деревянных колонны диаметром
в один метр, шесть из них, окружающие
трон, позолочены и украшены резными
изображениями извивающихся драконов.
Трон стоит на постаменте двухметровой
высоты, перед которым установлены
изящные бронзовые журавли, кадильницы,
треножные сосуды; позади трона - ширма
тонкой резной работы. Вся отделка
павильона Тайхэдянь отличается
парадным блеском и великолепием.
Прямоугольный двор, что находится перед
павильоном Тайхэдянь, занимает площадь
более 30 тыс. кв. м. Он совершенно голый
- здесь нет ни деревца, ни какого-либо
декоративного сооружения. Всякий раз
во время дворцовых церемоний в этом дворе
в строгом порядке выстраивались ряды
вооруженных стражников, в порядке субординации
стояли на коленях гражданские и военные
сановники. Из многочисленных треножников
и кадильниц поднимался дым благовоний,
усугубляя и без того таинственную атмосферу,
окружавшую императора.
Павильон Чжунхэдянь служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции этикетного ритуала. Павильон Баохэдянь служил местом, где в канун Нового года император устраивал банкеты, на которые приглашались вассальные князья. Этот павильон, как и павильон Чжунхэдянь, представляет собой сооружение, целиком выполненное из дерева.
Внутренние покои. На задней половине
дворцового ансамбля Гугун размещались
внутренние покои. По центральной оси
выстроились дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь
и Куньнингун, оп обе стороны от
них расположены шесть
По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь
и Куньнингун значительно уступают
трем большим павильонам внешнего двора.
Во дворце Цяньцингун находилась опочивальня
императора. Здесь же император занимался
повседневными государственными делами,
просматривал документы, делал распоряжения.
В праздничные дни здесь
Вдовствующая императрица Цыси, которая правила Китаем более 40 лет, жила во дворце Чусюгун, одном из шести западных дворцов. По случаю своего 50-летия она предприняла ремонт двух дворцов - Чусюгуна и Икуньгуна. На ремонтные работы и на подарки сановникам и слугам было израсходовано 1 млн. 250 тыс. лянов серебра.
При династиях Мин и Цин дворец Гугун служил политическим центром Китайской империи. Императоры династий Мин и Цин, жившие в этом дворце более пятисот лет, не занимали все время одни и те же апартаменты. По своей прихоти или же уверовав в то, что та или иная часть дворца является "несчастливой", они перебирались в другое место, а порой вообще покидали и опечатывали покои своих предшественников. Дэрлин , одна из принцесс, приближенных к Цыси, рассказывала, как однажды вдовствующая императрица совершала обход и увидела здания, которые были заперты и не использовались так долго, что из-за травы и кустов к ним невозможно было подойти. Ей сказали, что никто не помнит, почему этот дворец оказался заброшенным, но высказали предположение, что один из членов императорской семьи когда-то умер здесь от инфекционной болезни. Никто из дворца никогда не посещал покинутые апартаменты.
V. Храмы Пекина.
Храмы Пекина также располагались большими комплексами. Величественный Тяньтань («Храм неба»), возведенный в 1420–1530 годах во «Внешнем городе», состоит из ряда зданий, выстроившихся друг за другом на обширном пространстве и окруженных кольцом зелени. Это два храма и беломраморный ступенчатый алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Грандиозный храмовый ансамбль был связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая. Это отразилось и в своеобразии архитектурного замысла. Круглые террасы алтаря и синие конические крыши храмов символизировали небо, тогда как квадратная в плане территория ансамбля – землю. Несмотря на иную форму сооружений, чем в «Запретном городе», и здесь господствовал тот же анфиладный принцип их расположения. Зритель, проходя весь долгий путь от ворот к храмам сквозь строй белых резных арок, постепенно вживался в ритм ансамбля, постигая красоту каждого сооружения.
Самое высокое здание Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай»), увенчанное густо-синей трехъярусной конусообразной крышей, вознесено на тройную беломраморную террасу. Малый храм с одноярусной крышей как бы вторит этому сооружению, повторяя его форму.
Небывалый пространственный размах ощущается и в погребальном комплексе минских императоров Шисаньлин («13 гробниц»), сооруженное близ Пекина в 15–17 веках. Путь к этим погребениям оформлялся с особой торжественностью. Он начинался издалека и был отмечен рядом ворот и арок, которые, в свою очередь, подводили к огромной Аллее Духов длиной 800 метров, обрамленной с двух сторон монументальными каменными статуями стражей покоя усопших – двадцатью четырьмя фигурами животных и двенадцатью фигурами чиновников и воинов. Сами погребения включали в себя множество сооружений: могильный курган с подземным дворцом, полным сокровищ, храмы, башни, арки. Расположенные у подножия гор суровые и монументальные здания живописно включались в окружающий ландшафт.
VI. Архитектурные стили летних дворцов.
Хотя личные покои Запретного города были обширны и разнообразны, императоры сочли летний городской воздух слишком нездоровым. С самых древних времен двор на лето переезжал в специальные загородные резиденции. Их строительство вызвало к жизни новый, менее официальный архитектурный стиль. У Цинь Ши Хуан-ди, как уже говорилось, в окрестных парках было много летних дворцов, служивших в то же время и охотничьими поместьями. Его примеру следовали ханьские и танские императоры, а особенно — неугомонный строитель Янь-ди, второй император Суй. Хотя от их дворцов и парков не осталось и следа, сделанные историками описания показывают, что они планировались точно так же, как и Юаньминюань, сооруженный Цянь-луном в десяти милях от Пекина — обширный парк с многочисленными дворцами и павильонами, разрушенный английскими и французскими солдатами в 1860 году. Современный Летний дворец, восстановленный Цыси в 90-х годах XIX века, лишь слабо напоминает оригинал.