Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:49, реферат
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.
Если в официозных "императорских городах", последним из которых был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в "летних дворцах" господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди, повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья. Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.
Среди лесов и ручьев, на берегах озер и склонах холмов строились гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны беспорядочно, но на самом деле — по тщательно продуманному плану. Каждый из них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.
Роскоши императорских дворцов старались следовать, в меньших, правда, масштабах, и в городских, и в загородных домах богатых семей. Никто — за исключением, быть может, англичан — не смог обойти китайцев в искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью, всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса перед дикой природой китайцам было неведомо.
VII. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.
Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия "стена" от понятия "город" выразилась в том, что они обозначались одним и тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и прочными, чем где бы то ни было еще в мире.
Искусство возведения стен достигло
своего совершенства на севере, наиболее
часто подвергавшемся нападениям кочевников.
Стены Пекина, построенные в начале
XV века при династии Мин, вполне заслуженно
пользуются всеобщей известностью . Такие
же высокие и крепкие стены
можно встретить повсюду в
северо-западных провинциях, а особенно
в Шэньси, где они окружали каждый
уездный город. Современные стены большей
частью построены при Мин. После изгнания
монголов китайские императоры этой династии
сочли необходимым восстановить городские
укрепления в северных провинциях, пришедшие
в упадок за время господства на севере
кочевников.
В планировке городов и фортификаций также
можно проследить два стиля: северный
и южный. На севере, где у строителей было
много свободного пространства и ровных
площадей, города строились в форме прямоугольника.
Город делился на четыре части двумя прямыми,
пересекающимися в центре улицами. За
исключением самых больших городов, в
стенах было лишь четверо ворот, по одним
с каждой стороны. На пересечении двух
главных улиц находилась смотровая башня
с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта
или беспорядков каждую улицу можно было
изолировать от остальных. В венчавшей
ворота трехэтажной, наподобие пагоды,
башне располагались воины, здесь же находился
и огромный барабан, выполнявший роль
городских часов. В него ударяли через
определенные промежутки времени.
Расположение ворот и двух главных
улиц отличали правильность и симметричность,
чего нельзя сказать об улочках, пересекающих
жилые кварталы, извивающихся и изгибающихся
между домами. В китайском городе
редко можно встретить
На севере городские стены возводили, чтобы спасаться не только от врагов, но и от наводнений. В основе стены лежал толстый слой твердой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли.
По всем четырем углам стены
и над воротами сооружались башни.
Угловые башни укреплялись с
внешней стороны кирпичами и
имели бойницы для стрельбы. Башни
над воротами, похожие на трехъярусные
пагоды, только прямоугольной формы,
чаще всего строились из дерева и
покрывались черепицей. В этих башнях,
весьма ярко характеризовавших городскую
архитектуру, жили солдаты, сторожившие
ворота, а во время войны они
служили постом для стрелков и
лучников. Башни над воротами Пекина
имеют высоту 99 китайских футов.
Согласно китайским верованиям, на
высоте ста футов обычно летают духи,
поэтому башни специально были спроектированы
так, чтобы достигать максимальной
высоты и при этом избегать встречи
с потусторонними силами.
Ворота главных городов обычно
защищали полукруглые внешние
Городские стены на севере и северо-западе
Китая во всех отношениях превосходили
укрепления южных городов. На юге
лишь немногие города могли строиться
симметрично и с размахом, что
обусловливалось как высокой
ценностью земли, на которой можно
было сеять рис, так и неровной,
отличной от северных равнин поверхностью.
Улицы узкие и петляющие, стены
низкие, хотя нередко каменные, ворота
неширокие. Колесный транспорт на юге
не был распространен. На улицах было
полно навьюченных мулов, паланкинов,
носильщиков и тачек, поэтому
необходимости строить широкие
проходы не существовало. В Кантоне,
например, по многим улицам могли пройти
рядом лишь два человека. Основным
транспортным средством на юге была
лодка, и по суше в город приезжали
лишь из предместий. Кроме того, юг не
столь часто подвергался
Великое произведение человеческих рук, строившееся с IV - III веков до н.э., и являющееся одним из самых величественных памятников мирового зодчества – Великая китайская стена. Выстроенная по северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков пустыни, стена первоначально простиралась на 750 км, затем, после многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена имеет в ширину от 5 до 8 метров, а в высоту от 5 до 10 метров. По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башенки, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым кирпичом.
VIII. Заключение.
Китайское зодчество 15–17 веков полно
величия. В архитектуре последующих
столетий оно еще сохраняется, но
постепенно берет верх нарастающая
тяга к пышности, обилию декоративного
убранства. Курильницы и вазы, резные
ворота и парковая скульптура становятся
неотъемлемой частью многочисленных комплексов.
Изощренная затейливость отличает оформление
загородного императорского дворца
Ихэюань («Сад безмятежного отдыха») с
его изгибающимися легкими
Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков
продолжая развивать традиции прошлого
вместе с тем отличаются от более
строгого духа предшествующих периодов
значительно возросшей
Список литературы
1. "Страноведение Китая", ИД "Муравей", М., 1999
2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов
А.С. Срединное государство:
3. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999..
4. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.
5. http://student.km.ru/ref_show_