Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:55, реферат
Художественный авторитет метростроения завоевывался в 30-е годы, в пору
сооружения линий и станций первых очередей. Впечатление, производимое на
людей «подземными дворцами» было столь ошеломляющим, что пуск первой очереди
связывался с наступлением новой «метрополитеновой эры», когда вместе «с
городом совершенствуются и люди, которые в нем живут». Для жителя Москвы - от
мала до велика - метро стало критерием и эстетических оценок, и чувства
патриотизма.
методом освоения наследства, ... а художественные средства и композиционные
методы, при помощи которых великие мастера прошлого умели превращать
архитектурный материал в живой, наполненный огромным содержанием
архитектурный образ, - вот что должно лежать в основе нашей работы...» -
говорит в своем докладе Д.Аркин.
Показательно, что среди лозунгов, сопровождающих публикации материалов
дискуссии на страницах журнала «Архитектура СССР», наряду с прямолинейно
звучащими призывами, такими, как «Переработаем архитектурный опыт минувших
эпох в творческой лаборатории советской архитектуры», имеются и
предостерегающие фразы типа: «Не подменять проблему практического усвоения
всего лучшего, что создано мировой архитектурой, пассивной имитацией старых
архитектурных форм и стилевых систем». И через год, на другой дискуссии (она
была посвящена майской архитектурной выставке, развернутой на улице
Горького), когда речь идет о конкретных произведениях и индивидуальных
творческих манерах, именно «имитация» вызывает почти единодушное неодобрение
и даже раздражение. Участники обсуждения выставки приводят разные примеры
«некритического» усвоения наследства, среди которых фигурируют работы
А.Щусева, в частности, строящаяся гостиница «Москва», проекты «школы»
И.Фомина, произведения И.Жолтовского и его учеников.
В царящей на дискуссии атмосфере нетерпимости архитекторов к рядоположным
творческим позициям проявляется наэлектризованность художественного сознания
продиктованным сверху стремлением к какому-то, пока не совсем ясному,
идеальному образцу. А ведь еще недавно пресса отмечала, как здоровую
тенденцию, сосуществование противоположных творческих позиций, воплощенных в
строящихся тогда в Москве доме наркомата легкой промышленности Ле Корбюзье и
доме И.Жолтовского на Моховой, а также в располагающейся между этими полюсами
«обширной гамме самых различных стилевых методов, архитектурных приемов,
больше того - целых архитектурных систем». Но уже в середине 30-х годов пути
развития художественных вкусов спрямляются, сливаются в единое русло,
«обширная гамма» индивидуальных методов и приемов заменяется отдельными
«выдающимися» примерами, и среди достойных подражания произведений неизменно
называются недавно дискутируемые гостиница «Москва» А.Щусева, Л.Савельева,
О.Стапрана и дом И.Жолтовского на Моховой. Теперь уже всем ясно, что
предписанное впечатление праздничной приподнятости и торжественности
достигается только ордерной архитектурой, и самой «правильной» ориентацией,
особенно в проектировании общественных сооружений, является ориентация на
античность и ренессанс. Из античности наиболее предпочтителен Рим,
«непосредственными преемниками» которого, как говорил А.Щусев, «являемся
только мы, только в социалистическом обществе и при социалистической технике
возможно строительство в еще больших масштабах и еще большего художественного
совершенства». Абсолютно категоричен и А.Щуко в определении роли итальянской
культуры в развитии советского зодчества: «Нужно архитекторов посылать в
Италию. Только там можно изучать архитектуру»,- говорит он. «Мой поворот к
классической культуре был полным и безусловным», - с неменьшей
категоричностью формулирует свою творческую позицию Г.Гольц, некогда
причастный, благодаря дружбе с Маяковским и близкому знакомству в 10-х годах
с основоположником футуризма Маринетти, к самым новаторски-бунтарским
течениям в искусстве. А в 33-м году он подает на конкурс первой очереди метро
один из самых впечатляющих своей «имперской» мощью проектов - с
пространством, как бы сжатым тяжелыми, раздутыми в объеме дорическими
колоннами и складчатой поверхностью свода. Знаменательно, что в качестве
консультанта по вопросам архитектурного проектирования метро первым был
приглашен И.Жолтовский, а чуть позже - А.Щусев. Но если проектные материалы
первой очереди готовились в «промежуточный» период смены стилистико-вкусовых
ориентаций, и потому эти материалы интересны скорее своим несходством, чем
общностью, то образный характер станций второй очереди формировался в
атмосфере стабилизации вкусов.
В сентябре 1935 года был утвержден проект этой очереди, включивший в себя
продление уже существующего Арбатско-Покровского диаметра до Киевского
вокзала - с одной стороны, и до Курского - с другой, а также сооружение
нового Горьковского радиуса от центра до района Сокол - вдоль улицы Горького
и Ленинградского проспекта. Эта очередь сооружалась в условиях гораздо более
совершенной, чем первая, технической оснащенности, и одним из главных ее
новшеств было крепление тоннелей круглыми чугунными тюбингами вместо
применявшихся ранее железобетонных. Данная технологическая форма, значительно
облегчив процесс строительства, но в то же время ужесточив конструктивную
систему метро, станет отныне пространственно-масштабным модулем архитектуры
станций.
Общее впечатление, порождаемое архитектурой станций второй очереди,- это
противостояние масс и пространств, которого еще не было в образной системе
предыдущей очереди. Там на всех станциях, независимо от типа конструкций,
доминировал принцип цельности. Даже на «Красных воротах», при всей
самодостаточности пластической разработки пилонов, сводов и карнизов,
происходит уравновешенный диалог двух разнородных основ объемно-
пространственной композиции. Здесь же объем и пространство обособливаются
друг от друга, стремятся к локализации и лапидарной выразительности.
И вот что удивляет: станции становятся шире и выше, а ощущение тесноты тем не
менее обостряется. В чем же дело? А причина в том, что возрастает
самостоятельное значение каждой архитектурной части. Не мелкой детали, как
это случится позже, а крупного, конструктивно самоценного участка - нефа,
торца, пилона, свода. На станциях глубокого заложения («Площадь Революции»,
«Площадь Свердлова», «Курская», «Белорусская», «Динамо») нефы почти наглухо
отделены друг от друга, и главное объемно-пространственное значение
приобретает наименее функциональный центральный зал. А в нем четко
обозначается иерархия ордерных элементов: горизонтали мощного карниза,
принимающего на себя тяжесть свода («Площадь Свердлова», «Белорусская») и
вертикали пилона, разработанного либо полуколоннами, как на «Площади
Свердлова», либо прямоугольными выносами и полукруглыми нишами, как на
«Белорусской». На «Динамо» бронзовые капители поддерживают стрельчатые
распалубки потолка среднего нефа, но в проходных арках, ведущих на перрон,
капители уже ничего не несут. На «Площади Свердлова» каннелированные
полуколонны как бы приставлены к прямоугольным массивам опор, и возникает
ощущение, что этим опорам в них нет особой нужды.
«Отдельность» фрагментов подчеркнута их облицовкой. Пресса того времени с
гордостью сообщает, что расходы мрамора на каждую станцию второй очереди
метро в полтора раза превышают расходы на каждую станцию первой очереди.
Подбору облицовочных плит по тональности и рисунку - в соответствии с
требованиями авторов, уделялось особое внимание. Так, на «Динамо» спуск
мрамора в шахту производился только после того, как облицовка пилона была
тщательно подобрана наверху и утверждена архитектором. Мраморная полихромия
станций Горьковского радиуса, действительно, достойна чувства восхищения. Как
красив на «Белорусской» сиреневый, бурного рисунка «биробиджан» в сочетании с
серым «уфалеем» и черным «давалу». Или облицованные ониксом полуовальные
ниши, оформляющие пилоны со стороны эскалаторного зала: внизу облицовка
темнее, вверху светлее, вертикальные промежутки между плитами заполнены
бронзовым швом, подчеркивающим нежную фактуру оникса. А какой сочный по
цвету, темно-красный с серыми вкраплениями «тагил» использован на «Динамо». И
опять оникс на пилонах, да еще подсвечиваемый изнутри,- густожелтый,
нежнорозовый, молочно-белый. На односводчатой станции «Аэропорт» особую
декоративную выразительность приобретают путевые стены, инкрустированные
фигурными, различной окраски и фактуры, но сгармонизированными по тону,
мраморными плитами.
Фрагментарность пластического осмысления и зрительского восприятия
внутреннего пространства метро становятся нормой. Самостоятельную роль
приобретают не только эскалаторные залы, перроны, крупные архитектурные
членения, но и ажурные вентиляционные решетки, арматура светильников,
скульптурная декорация. Объемная лепнина в виде орнаментов и фигуративных
изображений то дополняет архитектуру, а то просто подменяет собой ее детали,
вступая в противоречие с функцией и своим масштабом, и конфигурацией, и
материалом. Как, например, «букеты» капителей выполненные в глазурованном
фарфоре и разукрашенные красным с позолотой рисунком на станции «Киевская».
Множество дорогих материалов (мрамор, оникс, фарфор, майолика, стекло),
используемых там вопреки всяким конструктивным законам, порождает пестроту
цветового строя и дробность общего впечатления. Однако безудержность
декоративной художнической фантазии воспринимается в то время в порядке
вещей; по этому поводу даже сам автор Д.Чечулин, видимо, чувствуя, что
«хватил через край», недоумевает: «Станция «Киевская»... давно находится в
эксплоатации. Но никто и нигде... ни слова не сказал об этом сооружении.
Отделались любезными аплодисментами... Станция «Киевская» имеет ряд
недостатков, но недостатки эти еще не обсуждены... и может случиться так, что
они войдут в следующую работу по метро уже как «достоинства».
Эти слова оказались поистине пророческими. Боязнь пустоты, становящаяся к
концу 30-х годов одной из главных черт языка архитектуры, с особой силой
выразится впоследствии в метро. Пока что, на «Киевской», она проявляется как
предуведомление будущего «вала» декоративизма. И если по отношению к
«большой» архитектурной форме неразборчивость в освоении наследия (а к этому
времени избирательность тяготения к антично-ренессансной традиции сменяется
всеядностью любви к истории искусств всех времен и народов) часто вызывает
протест, то в метро появление эклектических и увражных мотивов даже
приветствуется. Признанные самим автором «недостатки» «Киевской» оказываются
не только не замеченными, но одобренными. Всяческих похвал удостаиваются и
«обширная палитра материалов», и «капители из фарфора с введением скромной
красной расцветки», и мраморная инкрустация в аванзале «в духе помпейских
росписей», и пол перрона, который «в отличие от сугубо функционального
решения в станциях первой очереди обогащен широкой полосой набора из
разноцветного мрамора».
Создается впечатление, что в метро, более, чем где-либо, - все можно. Можно,
например, на «Площади Революции» водрузить статуи, изображающие
представителей разных классов и слоев общества, в размере более натуры, в
согбенных позах - словно нарочно для того, чтобы загромоздить проходы,
ведущие на перроны. Вопиющий пример атектоничности приема в оформлении
внутреннего пространства зала, противоречащий проекту. Замысел А.Душкина был
принципиально иным: дуги четко вычерченных арок, соединяющих пилоны, и
бронзовые рельефы по их углам должны были «раздробить» массивы опор,
визуально облегчив конструкцию станции. Подмена рельефов фигурами в корне
видоизменила систему взаимоотношений элементов «ансамбля». И уже не пластика
«служит» архитектуре, а архитектура - пластике. Цоколь пилона превращается в
постамент для статуарных композиций, архивольты арок - в их обрамление, а вся
станция в целом - в музей скульптуры на строго заданную тему. Так застывание
пространства достигает своей кульминации, программируя и характер
самочувствия, и рисунок поведения людей. Ощущение уюта временного пристанища,
порождаемое лучшими станциями первой очереди, сменяется вневременным покоем,
движение - иератизмом предстояния.
Негативная выразительность образа не прошла незамеченной, но была
квалифицирована критикой как частная, формальная ошибка в решении проблемы
синтеза искусств. И только сам автор, рассматривавший «работу над станцией
как кратковременную о с т а н о в к у (разрядка моя - О.К.) в развитии идеи
подземного пространства» , смог «по достоинству» оценить симптоматичный смысл
наступившего этапа в эволюции архитектурно-художественной мысли.
А она в это время озабочена проблемами создания ансамбля, естественно
вытекавшими из общей классицистической направленности архитектурного
творчества. В этих условиях возрастает «престижность» монументальных искусств
и более всего - скульптуры. Величественными, и в то же время конкретно
«очеловеченными», узнаваемыми, доступными массовому зрителю изображениями она
исчерпывающе представительствовала за идеологию и тематику всех видов
творчества - и в уникальных, исполненных высокого художественного достоинства
произведениях, и в многократно тиражируемых статуях вождей и героев.
Вопросы развития монументальной пластики обсуждаются на Первом съезде
архитекторов. Эскизы памятников и декоративного оформления зданий преобладают
в скульптурных экспозициях выставок. В конце 1934 года организуется совещание
по проблемам синтеза пространственных искусств, а в 1936 году выходит
сборник, включивший материалы совещания. Все крупнейшие постройки этих лет -
Дворец Советов, канал Москва - Волга, ВСХВ, советские павильоны на
международных выставках в Париже и Нью-Йорке, московский метрополитен -