Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:56, реферат
Раздробленная Русь. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях и, казалось, неспособная постоять за себя. Народный богатырский эпос воспевает защиту родной земли, воинскую доблесть и верность родине. Наконец, складывается и единство русской культуры, которое выковывалось в древнерусских городах, в труде ремесленников, обогащавших собственный опыт знакомством с работой своих собратьев из смежных княжеств, в развитии торговых связей, которые, утеряв международную широту прошлого, обращались во внутренние области Руси.
Раздробленная Русь. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях и, казалось, неспособная постоять за себя. Народный богатырский эпос воспевает защиту родной земли, воинскую доблесть и верность родине. Наконец, складывается и единство русской культуры, которое выковывалось в древнерусских городах, в труде ремесленников, обогащавших собственный опыт знакомством с работой своих собратьев из смежных княжеств, в развитии торговых связей, которые, утеряв международную широту прошлого, обращались во внутренние области Руси.
Настали другие времена. Богатырь идёт на богатыря. Но та недвижимая сила, что дышит в храмовой твердыне, превозмогает раздоры князей.
Каковы же общие черты архитектуры XII века?
Одноглавые, четырёхстолпные
или шестистолпные храмы, кубом
вросшие в землю, возникают один
за другим в стольных княжеских городах.
Их объёмы не столь велики, как в
предыдущем веке, причём каждый храм образует
плотный массив без лестничной башни, без галерей. Исчезла декоративная «полосатая»
кладка. Внушительны, непроницаемы гладь
и толщина стен. Шлемообразный купол виден
издали. Храм – как вобравшая в себя все
силы твердыня, как богатырь, что ни на
шаг не отступит на тяжёлом своём коне.
От храма к храму, от крепости к крепости – таков
всюду путь через леса и просторы Русской
земли. И каждая храмовая твердыня, перекликаясь
с соседней, пусть подчас и далёкой, вещает,
вопреки крови, пролитой в братоубийственной
войне, о единстве этой земли.
Тенденция к массивности, замкнутости церковного
здания появилась вне Киева уже в XI веке.
В XII веке она ясно обозначилась в самом
Киеве, в соборе Печерского монастыря.
Первенство, политическое
и культурное, среди обособившихся
земель несомненно досталось княжеству Владимиро-Суздальскому.
Владимир - удивительный
по красоте, богатый историческим прошлым
город, расположен в пойме реки Клязьмы,
давшей ему жизнь. А кто и когда
дал ему имя? Большинство летописных
источников указывают на основание
Владимира киевским князем Владимиром Святославичем – крестителем
Руси, легендарным «Красным солнышком»
на рубеже X - XI веков. Тогда это был ещё
совсем небольшой город на границе рязанско-муромских
лесов и назывался потому Владимиром-Залесским.
Вначале XII века, при другом
Владимире – Мономахе, - тезоименитый
ему город получает новую крепость. Но
и тогда он остаётся городом «мизиньных»,
то есть «малых», неродовитых людей.
При сыне его - Юрии Долгоруком
- были построены церковь Бориса и Глеба в селе
Кидекше, в четырёх километрах от Суздаля, и собор Спасо-Преображения
в Переславле-Залесском. Одноглавые
четырёхстолпные крестово-купольные храмы
с тремя массивными апсидами и фасадами.
Храмы-богатыри, столь типичные для русского
зодчества периода раздробленности. Но
в самой их грузности, приземистости ощущается
чёткость архитектурного замысла и могучая
в своей простоте красота. Эти храмы выстроены
в суровое время, поэтому строг и прост
их интерьер. При Юрии Долгоруком церковь
в Кидекше даже не была расписана, и богослужение
велось в ней среди голых стен. Это первая
церковь, сложенная из белого камня (местного
известняка), блоки которого идеально
подогнаны друг к другу. От неё-то и пошло
ослепительное белокаменное зодчество,
что создало нынешнюю мировую славу Владимиру-на-Клязьме.
Самое же значительное изменение в судьбе
города происходит в середине XII века при
внуке Владимира Мономаха, сыне Юрия Долгорукого
– князе Андрее Боголюбском. Владимир
становится столицей Ростово-Суздальского
княжества. Вокруг города выросла неприступная
крепость с главной башней – Золотыми
воротами. Тогда же, в 1158 году, заложен
и белокаменный Успенский собор, ставший
главным храмом княжества и, одновременно,
местом пребывания Владимирской иконы
Божьей Матери.
О причине переноса столицы
во Владимир повествует предание:
Святой благоверный
князь Андрей в 1155 году покинул Вышгород
(город под Киевом, где был поставлен
на княжение своим отцом Юрием
Долгоруким ), чтобы переехать в
Ростов и этот город сделать центром
княжества. В это путешествие
взял с собой князь Андрей самое дорогое, что
у него было – чудотворную икону Божьей
Матери старинного византийского письма.
Внезапно у
реки Клязьмы кони встали и не желали
двигаться ни в сторону Киева,
ни в сторону Ростова. Озадаченный,
спешился князь Андрей со своего коня, разбил шатёр и стал усердно
молиться Богородице о даровании разумения,
как поступить ему в этой сложной ситуации.
Долго длилась молитва, и не заметил князь,
как впал в сонное забытье. И явилась во
сне ему Сама Царица Небесная, чтобы сообщить
волю Свою святую: «Икону чудотворную,
древнего письма, византийского, ни в Ростов
везти нужно, а во Владимир – святой град!
А на месте остановки коней храм Божий
выстроить надо…» Исчезло видение, а князь
сам понять не может: то ли во сне, то ли
наяву он с Пречистой Девой разговаривал?
Вышел он из шатра, приказал коней в сторону
Владимира разворачивать, а кони, словно
этого только и ждали, сразу с места сдвинулись
и быстро, без промедлений во Владимир
святую икону доставили! Сама Богородица
для своей иконы этот город выбрала, и
называться главная святыня земли русской
с тех пор стала Владимирской. А Владимир
сделался на целых 200 лет центром Владимиро-Суздальского
княжества, а после объединения и стольным
градом всей Святой Руси.
И о месте
чудесного видения не забыл князь Андрей, вернулся он к
нему и по обету, данному Деве Марии, основал
церковь каменную в честь Рождества Богородицы,
а заодно и свою резиденцию – Боголюбово,
после чего сам Андрей получил прозвище
«Боголюбский». А ещё описал Андрей Боголюбский
явившуюся ему Святую Владычицу иконописцам:
как стояла она пред ним и «в единой руке
хартию держала». По описанию князя была
написана Боголюбская икона Божьей Матери.
До того прикипел князь всей душою к месту
святому, что все семнадцать лет своего
владимирского княжения провёл он в этом
загородном замке. Именно здесь он принял
и свою мученическую кончину 29 июня 1174
года от рук заговорщиков. Кровавая драма
разыгралась в башне с винтовой лестницей.
Именно эта двух-ярусная башня и прилегающая
к ней галерея – единственное, что сохранилось
от древних построек. Рождественский храм
перестроен в XVIII веке. К этому же времени
относятся и большинство других построек
монастыря. Главной святыней его до революции
являлась Боголюбская икона Божьей Матери,
созданная на основе видения князя Андрея.
Икона относится
к древнему иконописному типу «агиосоритисса»
- «святая заступница». И выражает
она непрестанное молитвенное предстояние
Богородицы пред Божественным Сыном
своим за весь род христианский.
Образ поместили
в новую церковь, установив в его честь праздник
– 18 июня (день явления Богородицы князю).
В 1866 году в монастыре был выстроен храм
в честь этой иконы, куда она и была перенесена
из Богородице-Рождественского собора.
После закрытия монастыря в 1920 году, икона
находилась в церкви Иоакима и Анны, а
затем в Успенском Соборе. В 1946 году передана
в музей, а в 1992 году возвращена церкви
и хранится в Успенском соборе Княгинина
монастыря.
Перед памятниками городов
Владимира и Суздаля русский
человек той поры испытывал, наверное, как и мы, волнение, просветлявшее
душу. Какая ясность и стройность и какая
гармония с окружающим пейзажем! Венчающее
природу искусство...
Как твердыня, высятся Золотые ворота Владимира (1164), одновременно служившие
городу и узлом обороны, и торжественным
въездом. Построены они при Андрее Боголюбском
вместе с крепостными валами и стенами,
опоясывавшими древний город. Изначально
в оборонительном укреплении существовало
пять башен – ворот. Сегодня сохранились
только главные – Золотые. Их мощный белокаменный
куб, прорезанный огромной аркой и высоко
увенчанный златоглавой церковью в честь
праздника Положение риз Божьей Матери,
замечательное сооружение крепостной
архитектуры. Вот уж поистине решение,
полное русского православного духа: когда
воины сражаются за родной город, охраняя
ворота, в верхней их части непрестанно
творится молитва о скорой победе.
О воротах дошло из
древности предание. Когда их строительство
подошло к концу, любопытные сбежались
посмотреть: «Народу многу сшедшуся
зрети их красоты. Известь же мокра сущи и врата подошася,
и двунадесять человек каменеем засыпа».
Но князь молился перед Владимирской иконой
Божьей Матери, и никто не погиб. После
падения люди «взяша врата и видеша под
враты живых и здоровых».
Успенский собор (1158 – 1161) удивителен сколь по красоте
своего облика, столь и по трагичности
судьбы. От первоначальной постройки до
наших дней не дошло практически ничего.
Давайте хотя бы представим себе былое
великолепие. Собор был воздвигнут в центре
Владимира на высоком берегу реки Клязьмы
- так, что, видимый отовсюду, он гордо царил
над городом и округой. Величественный,
всё вокруг превосходящий и себе подчиняющий,
как и держава князя Андрея.
Суровая простота долгоруковских
храмов отошла в прошлое. По замыслу
князя Андрея храм сей должен был по благолепию не уступать
даже знаменитому храму Соломона в Иерусалиме.
Весь он снаружи покрыт был резьбой белокаменной
в сочетании с яркими вставками фресок.
Трое «золотых дверей». Высота купола
33 метра, что на 4 метра превосходит киевскую
Софию. Цветные витражи. Но самое удивительное
– это верх собора: он имел в то время целый
скульптурный ансамбль. На кровле возвышались
бронзовые кубки, фигурки птиц, «ветрила»
- флюгеры… В строительстве собора принимали
участие мастера из всех земель, приглашены
были лучшие немецкие зодчие.
В этом соборе, на постройку
и украшение которого князь Андрей
выделил десятую долю своих доходов,
находилась величайшая русская святыня
– Владимирская икона Богоматери.
Внутреннее убранство храма ослепительно
сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями,
прекрасные росписи украшали стены.
Но простоял этот храм
во всём своём великолепии недолго.
Пожар 1185 года погубил его: расплавились
бронзовые и золотые детали, потрескался
и готов был рассыпаться белый
камень, обрушилась кровля. В это время княжил брат
Андрея, - Всеволод-Большое Гнездо. Ему
и пришлось восстанавливать «стену нерушимую»
- владимирский собор Успения Божьей Матери.
Решено было не разбирать прежнего строения,
но лишь немного его перестроить, а вокруг
возвести ещё один ряд стен. Кроме того,
зодчие увенчали храм дополнительными
четырьмя главами и расчленили фасады
на пять частей – прясел. В результате
чего, храм стал ещё более величественным,
со своим пирамидально нарастающим пятиглавием,
в своей широко, но слитно и чётко разросшейся
белокаменности обретя подлинно классическую
для русского зодчества могучую стать.
Стены его были заново расписаны…
Но немного времени
прошло, и храм снова постигла беда
– еще один пожар. Поджог во время
набега татар. Причём в тот роковой
день огонь унёс не только новое
убранство храма, но и жизни сотен
людей, укрывшихся в его стенах от
захватчиков. После этой трагедии росписи храма долго не восстанавливались.
И лишь в 1408 году во Владимир были приглашены
великие иконописцы - Андрей Рублёв и Даниил
Чёрный. Это первый самостоятельный и
единственный сохранившийся фресковый
ансамбль, выполненный великим иконописцем
и святым преподобным - Андреем Рублёвым.
И здесь в полной мере раскрывается в живописных
образах как талант художника, так и духовная
высота подвижника благочестия. Андрей
Рублев впервые во фресковой росписи запечатлел
тот «вкус» православия, который заключается
в «страхе Божием». Но страх этот понимаем
святым Андреем не как боязнь наказания,
а как боязнь огорчить Того, Кто тебя любит.
Особенно явно звучит эта тема в сцене
Страшного суда, который совсем не страшен,
а полон радостного ожидания встречи со
Спасителем…
В соборе сохранились
и древние фрески 1161 и 1237 годов. В
галереях находятся гробницы и раки
с телами князей и епископов. Особое
место занимают раки с мощами святых
преподобных владимирских князей Андрея
Боголюбского, Глеба Андреевича и
Георгия Всеволодовича. Иконостас поздний,
барочный, выполнен в XVIII веке.
С момента основания
и до 1395 года собор сохранял статус
главного русского храма. И какие
бы потрясения и трагедии ни обрушивались
на него - ни на один день не прекращалась
в храме служба Божия. Лишь с 1927 по 1944 годы храм
был закрыт для веры. В настоящее время
храм принадлежит Русской православной
церкви.
При Всеволоде Большое
Гнездо был построен ^ Дмитриевский собор (1194 – 1197). Это одноглавый четырёхстолпный
крестово-купольный храм. Несмотря на
свою простоту, он производит неизгладимое
впечатление благодаря удивительному
декоративному убранству. Изящная белокаменная
резьба занимает больше половины стены
собора, вьётся по колоннам арочного пояса,
поднимается до закомар – полукруглых
завершений фасадов - и затем всё так же
узорчато восходит по барабану...
Устроитель собора Всеволод
Большое Гнездо, в крещении Димитрий,
посвятил его своему небесному покровителю
– святому Димитрию Солунскому.
Из Фессалоник, где в течение семи
лет жил Всеволод и где хранились главные святыни
святого Димитрия Солунского, перенесли
во Владимир икону святого – «доску гробную»,
истекавшую целебным миром, а также частицу
одежды святого, хранившуюся в серебряном
ковчежце. Таким образом собор стал своего
рода реликварием – вместилищем реликвий
святого Димитрия. И, подобно драгоценной
шкатулке, был весь покрыт узорной резьбой.
Но за обилием декоративного убранства
кроется на самом деле нечто большее. Большинство
резных сцен посвящено царю Давиду – символу
мудрости и верности Богу. Трижды в закомарах
изображён сам Давид на троне, в борьбе
со львом и в погоне за львом, в убранстве
встречаются также сцены из псалмов царя
Давида. В белокаменной резьбе есть изображения
и других правителей – это Александр Македонский
и сам Всеволод Большое Гнездо.
Другая тема резьбы –
всаднический цикл: 12 святых воинов на
конях. Среди них Феодор Стратилат
и Димитрий Солунский. Ниже – пояс
полуколонн (пилястр) с фигурами святых.
Между колончатым поясом, вереницей
всадников и рельефами святых царей – весь тварный мир, но
не физической, а духовной реальности.
Лев, барс, орёл – метафоры царственности.
Лань и голубица – смирение и кротость.
Павлины – преображение, петухи – воскресение…
А пышная растительность – райский сад.
В этом соборе русскими зодчими и ваятелями была достигнута
удивительная согласованность скульптурного
убранства с архитектурой. Декоративность
не только не затемняет архитектурного
замысла, но ещё ярче, убедительнее выявляет
замысел, так что весь собор – шедевр гармонии
и меры.
Традиции и приёмы,
выработанные мастерами владимирской
школы, продолжали развиваться и
в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем
Новгороде. Георгиевский собор Юрьева
монастыря (1230 – 1234) был покрыт декоративной резьбой
сверху донизу. К сожалению, собор не сохранился
в первоначальном виде. Он был перестроен
в 1471 году, при этом блоки белого камня
частично были утрачены и перепутаны.
Георгиевский собор является последним
памятником владимиро-суздальского зодчества.
Его называют «лебединой песнью» русской
архитектуры домонгольского времени.
Информация о работе Архитектура Владимиро-Суздальского княжества