Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:56, реферат

Описание

Раздробленная Русь. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях и, казалось, неспособная постоять за себя. Народный богатырский эпос воспевает защиту родной земли, воинскую доблесть и верность родине. Наконец, складывается и единство русской культуры, которое выковывалось в древнерусских городах, в труде ремесленников, обогащавших собственный опыт знакомством с работой своих собратьев из смежных княжеств, в развитии торговых связей, которые, утеряв международную широту прошлого, обращались во внутренние области Руси.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

Но, пожалуй самым известным  и удивительным архитектурным сооружением  Владимиро-Суздальской Руси по праву  считается храм Покрова на Нерли. Многие художники, писатели, поэты в разные времена обращались к его образу в своих произведениях. 
 
 
Поэма из камня

«Мы пришли с тобой  и замерли

 
и забыли все слова 
 
перед белым чудом на Нерли, 
 
перед храмом Покрова, 
 
 
что не камен, а из света весь, 
 
из любовей и молитв…» 
 
(Борис Чичибабин) 

«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»14  

Храм, как белоснежный  лебедь возвышается среди волн реки Нерли, впадающей в Клязьму … 

«Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди  неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами.»15 

Этот небольшой одноглавый храм посвящается Покрову Богородицы – одному из самых любимых православных праздников на Руси. 

Праздник этот отмечается 1/14 октября. Установлен он в память явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме в Константинополе в середине Х века, в период царствования византийского императора Льва Шестого Мудрого. На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском, около 1164 года. В основе праздника лежит предание о явлении Богородицы в церкви во Влахернах – императорской резиденции в Константинополе, где хранилась риза Богоматери, её головной покров и часть пояса. В это время шла война с сарацинами, которые взяли город в оцепление, и жители Константинополя обратились с молитвой к Богородице, прося о защите и помощи. Во время молебна в храме присутствовал св. Андрей Юродивый, о котором говорили, что он славянин, а также его ученик Епифаний. Они увидели явление Божией Матери на воздухе с сонмом святых и ангелов. Она простёрла над молящимися свой покров – омофор (головной плат) и вознесла Господу молитву о спасении мира и избавлении от бед и страданий. Вскоре после явления, осада города была снята. 

Интересно, что праздник этот, почти забытый в Византии, на Руси получил подлинно народный характер. Особое почитание этого праздника стало свидетельством любви к Божией Матери и веры в её покровительство земле русской. 

«Столетиями перед храмом расцветали и умирали цветы и  травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.»16 

Это лирическая поэма  из камня, обращенная к внутреннему  миру человека, его самым высоким чувствам. 

«Глядя на утончённый силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего  в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного князя Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, «яко человек», и сам выбрал место для этого храма. 

Представляется почти  необъяснимым выбор князем места  для строительства храма –  на луговине, затопляемой в половодье. Есть много различных предположений  о причине выбора. Одно из них заключается в том, что раньше Клязьма подходила к храму гораздо ближе, чем ныне. Собор стоял при самом впадении Нерли в Клязьму, которая была судоходной рекой. Те, кто ехал во Владимир водным путём, могли, на пути к городу, дивиться красоте сооружения. 

Древние камни, накладные  рельефные маски, поросший травой холм, сам воздух окрестности, всё окружающее пространство насыщено духом истории…».17 

В результате археологических  раскопок было установлено, что зодчие, превосходно зная, что пойму весной заливает вода, проявили недюжинную инженерно-строительную изобретательность. Они соорудили высокий искусственный холм, одели его белым камнем. Фундамент уходит вглубь более чем на пять метров. Таким образом, храм был надёжно защищён и от разлива, и от льдин, которые не раз шли на приступ каменного острова. 

Внутри храма много  света, струящегося из окон. Древняя  живопись, украшавшая стены, не сохранилась. Собор неоднократно перестраивался, фрески были замазаны и затем совсем отбиты. Ещё в середине XIX века можно было на стенах различить лики Спасителя, архангелов, апостолов. Откосы окон хранили признаки орнаментов. Но сегодня это всё безвозвратно потеряно. 

В конце XVIII века эта «жемчужина древнерусской архитектуры» чудом  уцелела: её намеревались разобрать, чтобы использовать камень для постройки колокольни в Боголюбовом монастыре. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. 

В чём же уникальность этого храма? Обычного типа небольшой четырёхстолпный  храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба – устремлённость ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлинённых форм, подчас создающее впечатление невесомости.


Информация о работе Архитектура Владимиро-Суздальского княжества