Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:56, реферат
Раздробленная Русь. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях и, казалось, неспособная постоять за себя. Народный богатырский эпос воспевает защиту родной земли, воинскую доблесть и верность родине. Наконец, складывается и единство русской культуры, которое выковывалось в древнерусских городах, в труде ремесленников, обогащавших собственный опыт знакомством с работой своих собратьев из смежных княжеств, в развитии торговых связей, которые, утеряв международную широту прошлого, обращались во внутренние области Руси.
Но, пожалуй самым известным
и удивительным архитектурным сооружением
Владимиро-Суздальской Руси по праву
считается храм Покрова на Нерли. Многие художники, писатели, поэты в
разные времена обращались к его образу
в своих произведениях.
Поэма из камня
«Мы пришли с тобой и замерли
и забыли все слова
перед белым чудом на Нерли,
перед храмом Покрова,
что не камен, а из света весь,
из любовей и молитв…»
(Борис Чичибабин)
«Поэты сравнивают храм
Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным
волнам времени. Иногда прославленную
белокаменную церковь под Владимиром
уподобляют лучистой безмолвной звезде,
уплывающей в бесконечность мироздания.»14
Храм, как белоснежный
лебедь возвышается среди волн реки Нерли, впадающей в Клязьму …
«Текут речные потоки.
Дни и ночи, месяцы и годы, столетия
уносит река жизни. Сменяются поколения,
а лебедь-храм плывёт и плывёт среди
неоглядных просторов. Любуясь Покровом
на Нерли, думаешь об истории храма,
о веках, что пронеслись над его стенами.»15
Этот небольшой одноглавый
храм посвящается Покрову Богородицы
– одному из самых любимых православных праздников на Руси.
Праздник этот отмечается
1/14 октября. Установлен он в память
явления Пресвятой Богородицы во
Влахернском храме в Константинополе в середине Х
века, в период царствования византийского
императора Льва Шестого Мудрого. На Руси
праздник был установлен при князе Андрее
Боголюбском, около 1164 года. В основе праздника
лежит предание о явлении Богородицы в
церкви во Влахернах – императорской
резиденции в Константинополе, где хранилась
риза Богоматери, её головной покров и
часть пояса. В это время шла война с сарацинами,
которые взяли город в оцепление, и жители
Константинополя обратились с молитвой
к Богородице, прося о защите и помощи.
Во время молебна в храме присутствовал
св. Андрей Юродивый, о котором говорили,
что он славянин, а также его ученик Епифаний.
Они увидели явление Божией Матери на
воздухе с сонмом святых и ангелов. Она
простёрла над молящимися свой покров
– омофор (головной плат) и вознесла Господу
молитву о спасении мира и избавлении
от бед и страданий. Вскоре после явления,
осада города была снята.
Интересно, что праздник
этот, почти забытый в Византии,
на Руси получил подлинно народный
характер. Особое почитание этого праздника стало
свидетельством любви к Божией Матери
и веры в её покровительство земле русской.
«Столетиями перед храмом
расцветали и умирали цветы и
травы, а звериные и человеческие
рельефы, стройный каменный пояс, порталы,
украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над
окрестностью.»16
Это лирическая поэма
из камня, обращенная к внутреннему
миру человека, его самым высоким чувствам.
«Глядя на утончённый
силуэт храма, вспоминаешь о том,
что он построен в честь погибшего
в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского,
юного князя Изяслава, которого народное
предание называет вишенкой, срубленной
в цвету. Убитый врагами юноша, возможно,
и был похоронен на нерлинском холме или
в самом храме. Возвратившись из победоносного
похода против волжских булгар, Андрей
скорбел о сыне, «яко человек», и сам выбрал
место для этого храма.
Представляется почти
необъяснимым выбор князем места
для строительства храма –
на луговине, затопляемой в половодье.
Есть много различных предположений
о причине выбора. Одно из них заключается
в том, что раньше Клязьма подходила к
храму гораздо ближе, чем ныне. Собор стоял
при самом впадении Нерли в Клязьму, которая
была судоходной рекой. Те, кто ехал во
Владимир водным путём, могли, на пути
к городу, дивиться красоте сооружения.
Древние камни, накладные
рельефные маски, поросший травой холм,
сам воздух окрестности, всё окружающее
пространство насыщено духом истории…».17
В результате археологических
раскопок было установлено, что зодчие,
превосходно зная, что пойму весной заливает вода, проявили
недюжинную инженерно-строительную изобретательность.
Они соорудили высокий искусственный
холм, одели его белым камнем. Фундамент
уходит вглубь более чем на пять метров.
Таким образом, храм был надёжно защищён
и от разлива, и от льдин, которые не раз
шли на приступ каменного острова.
Внутри храма много
света, струящегося из окон. Древняя
живопись, украшавшая стены, не сохранилась.
Собор неоднократно перестраивался,
фрески были замазаны и затем совсем
отбиты. Ещё в середине XIX века можно было на стенах различить
лики Спасителя, архангелов, апостолов.
Откосы окон хранили признаки орнаментов.
Но сегодня это всё безвозвратно потеряно.
В конце XVIII века эта «жемчужина
древнерусской архитектуры» чудом
уцелела: её намеревались разобрать, чтобы использовать камень
для постройки колокольни в Боголюбовом
монастыре. Церковь уцелела лишь потому,
что заказчики и подрядчики не сошлись
в цене.
В чём же уникальность этого храма? Обычного типа небольшой четырёхстолпный храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба – устремлённость ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлинённых форм, подчас создающее впечатление невесомости.
Информация о работе Архитектура Владимиро-Суздальского княжества