Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:20, реферат
Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.
Введение 3
1. Период Раннего Средневековья 4
2. Период Македонской династии и династии Комнинов 13
3. Эпоха Палеологов 13
4 Музыка 13
5 Архитектура 13
6 Фресковая живопись, мозаика
14
7 Декоративно-прикладное искусство
15
8 Керамика и стекло
16
9 Ювелирное дело и обработка металлов
16
10 Камень 16
11 Ткани 17
12 Живопись 15
13 Иконография Христа
16
14 Иконография Богоматери
16
Заключение 20
Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово- купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632—537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников — парусов. Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Боковые апсиды ограничены аркадами, колонны которых были выполнены из порфира и малахита. Низ стен облицован мраморами, а верх — мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн украшены искусной резьбой по мрамору. Высота здания с куполом 55 м. Храм в плане имеет размеры примерно 80х72 м. В него ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись - «Мир — Вам. Я—свет мира».
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.
Фресковая живопись, мозаика
Фресковая живопись Византии
почти не сохранилась. Более долговечными
и типичными для византийского
стремления к красочности и великолепию
оказались мозаики. Античные мозаики
составлялись из кубиков мрамора
и цветного камня и применялись
в декоре вода. Известна еще флорентийская
мозаика, набранная из вплотную пригнанных
кусочков мрамора и камня в
технике инкрустации. Византийская
же мозаика делалась из смальт (окрашенных
эмалями кусочков стекла) и служила
для украшения стен и сводов. Кубикам
смальты предавалась
Декоративно-прикладное искусство
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Керамика и стекло
Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапыванйе по глазури или удаление широких участков поливы.
Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, котеры» обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета — синий, зеленый, багряный.
Ювелирное дело и обработка металлов
В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.
Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии — с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).
Камень
В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.
Ткани
Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика — просторная длинная одежда Карла Великого.
Живопись
Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.
Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты. Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.
Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.
Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.
В первые три века христианства
были распространены символические
и аллегорические изображения. Христа
изображали в виде агнца, якоря, корабля,
рыбы, виноградной лозы, доброго
пастыря. Только в IV—VI вв. стала складываться
иллюстративно-символическая
Иконография Христа
В иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является «Спас Нерукотворный» — икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение «Спас в силах», представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет «Спас на престоле» представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.
Иконография Богоматери
Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:
Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.
Богоматерь «Великая Панагия» — «Всесвятая» — изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.
Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь — поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.
Богоматерь «Одигитрия» — поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.
«Покров Божьей Матери» — изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.
Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых — «Всех скорбящих радости», «Нечаянные радости», "Неупиваемая чаша" и др.
Иконография святых, ангелов,
евангелистов, пророков, апостолов, «праздничные»
сюжеты (главных христианских праздников)
складывалась после V в. При этом художественная
практика была тесно связана с
философско-религиозной
Заключение
Византийская художественная культура как целостное явление оформляется в VI в. Закат византийского искусства падает на первую половину XV в. Византийская художественная культура развивалась прежде всего под воздействием идей восточного христианства. Ее истоки лежат в античности. Византийская художественная культура в еще большей степени, чем арабо-исламская, является синтезом разновидных культурных тенденций различных народов, которые вошли в Византийскую империю.
Для византийской художественной культуры характерно развитие таких видов искусства, как архитектура, живопись, мозаика, фреска, литература, музыка, декоративно-прикладное искусство.
Византийская художественная
культура утверждала нравственно-
эстетические идеалы через высшие религиозные
ценности.
Отражение религиозных
пространственно-временных
В религиозном искусстве
был представлен идеал