Парадигма теоретических основ архитектуры в работе Ю.М. Моисеенко “Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:03, реферат

Описание

Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
При отсутствии необходимых индикаторов, многие планировочные решения принимаются без соответствующего понимания социальных последствий, как и последствий для городской экономики и экологии. В своей работе «Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте» Ю.М. Моисеев анализирует принципы, которые помогут индикативному планированию определять и предотвращать проблемы, ухудшающие условия жизни в городах.

Содержание

Введение……….………………………………………………………..3
Общее понимание индикативного планирования……………………4
Концептуализация подхода индикативного планирования………….7
Мониторинг состояния городской среды…………………………...11
Принципы индикативного планирования в градостроительстве….15
Заключение……………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ1.docx

— 279.86 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
Белорусский национальный технический университет 
Архитектурный факультет 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Парадигма теоретических  основ архитектуры в работе Ю.М. Моисеенко “Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте” 
 

 

Выполнила: 
Ераховец Надежда 
гр.111148

Проверила:  
Сысоева В.А. 
 

 

 

Минск, 2013 

Содержание

  1. Введение……….………………………………………………………..3
  2. Общее понимание индикативного планирования……………………4
  3. Концептуализация подхода индикативного планирования………….7
  4. Мониторинг состояния городской среды…………………………...11
  5. Принципы индикативного планирования в градостроительстве….15
  6. Заключение……………………………………………………………16
  7. Литература…………………………………………………………….17

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Введение

Индикативное планирование — (от лат. indicator — указатель) советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.  Под индикативным планированием Ю.М. Моисеев в своей работе подразумевает определение в градостроительном проекте стимулов и ограничений в развитии и использовании территорий и земельных участков с точки зрения общественных интересов.

Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.

При отсутствии необходимых  индикаторов, многие планировочные  решения принимаются без соответствующего понимания социальных последствий, как и последствий для городской  экономики и экологии. В своей работе «Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте»  Ю.М. Моисеев анализирует принципы, которые помогут индикативному планированию определять и предотвращать проблемы, ухудшающие условия жизни в городах.

 

 

 

 

 

Общее понимание  индикативного планирования

Индикативное планирование – процесс целеполагания и  планирования регулирующей деятельности органов исполнительной власти, основанный на всестороннем мониторинге индикаторов социально-экономического состояния объектов управления и моделировании различных сценариев их взаимосвязанных изменений под воздействием естественных факторов внешней среды и регулирующих воздействий органов власти

Результатом индикативного  планирования является индикативный план – документ, регламентирующий:

• Прогнозные значения индикаторов предметной области  при условиях инерционного или инновационного сценария;

• Виды регуляторов, которые должны применять ОИВ  для оказания влияния на динамику индикаторов при инновационном сценарии;

• Показатели масштабов  и степени глубины применения регуляторов.

В процессе индикативного  планирования анализируется несколько  сценариев развития ситуации исходя из макроэкономических и социально-демографических предпосылок:

• Инновационный (высокая активность в регулировании);

• Инерционный (отсутствие регулирования).

Исходя из прогнозных объемов поступления доходов в бюджеты различных уровней, определяется приемлемый сценарий развития индикаторов, который для определенных индикаторов предусматривает инновационное развитие, сопровождающееся высокой степенью регулирования, а в каких-то областях – инерционное.

 

Осознание необходимости  совершенствования системы индикативного  планирования не может не привлекать внимание исследователей к практике ряда стран его использовавших в  целях исследования характерных  теоретических и практических особенностей.

Обзор иностранных  источников показывает, что это достаточно распространенная в мировой экономике  функция управления, которая связана  с такими странами и именами как: Ян Тинберген в Нидерландах, Жан Моне во Франции, Янош Корнаи в Польше и т.д. Упоминание исследуемой темы в рамках зарубежного опыта в первую очередь связано с такими странами как Франция, Япония и Китай. Именно эти государства чаще всего рассматриваются как родоначальники теории и практики индикативного планирования. Наряду с характерными общими чертами, такими как преимущественно пятилетний срок разработки индикативных планов, рекомендательный характер для частного сектора и обязательный для государства, создание механизмов координации для выработки адекватной государственной политики, социальная ориентация и т.д., существуют отличительные особенности, как правило, вызванные субъективными признаками отдельно взятой страны. В их число можно отнести высокую ориентацию на выполнение общественного долга в Японии, несколько жесткий способ согласования целей в Корее, использование программных методов в США и др.

Выделяют 3 формы индикативного планирования: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Деление обусловлено исторической эволюцией системы планирования, а также отличительной особенностью выступает временной горизонт непосредственно самих документов. Так, примером конъюнктурного планирования выступают такие страны как Швеция и Норвегия, где основу программирования составляют ежегодные «национальные экономические бюджеты». Структурная форма индикативного планирования представлена во Франции, Японии, Великобритании, где основу прогнозно-плановых разработок составляют пятилетний горизонт. Характеристика форм представлена в таблице:

Таблица 1

Характеристика  форм индикативного планирования

Форма

Конъюнктурная

Структурная

Стратегическая

Характеристика

антициклические меры, эффективное использование производственных ресурсов, социально направленная политика, усиленное влияние бюджета

прогрессивная структура  экономики, необходимость проведения целенаправленных структурных изменений

определение главных  приоритетов, определение роли государства  в их выполнении, фундаментальные  исследования, инновационные разработки, территориальное и рекреационное  планирование

Меры, характерные  для данной формы

краткосрочные меры денежно-кредитной политики

налоговые льготы, преференции, иные меры, направления  изменения структуры экспорта и  импорта

институциональная политика (развитие правовой среды, инвестиционного  климата, экономических свобод, т.е. роль государства сводится к формированию благоприятной экономической среды

Документы индикативного  планирования

бюджетные планы  и программы, «короткие» портфельные  инвестиции, годовые бизнес-планы

инвестиционное  регулирование, методы налоговой, амортизационной  и тарифной политики, среднесрочные  прогнозы и программы, планирование жизненного цикла продукта фирмы

долгосрочные прогнозы, приоритеты в рамках национального  плана, масштабные инвестиционные проекты


 

В вопросе о видах и формах индикативного планирования справедливее говорить о роли и границах воздействия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.

 

Концептуализация  подхода индикативного планирования

Понимание роли планирования в глобализирующемся мире:

  • Планирование как политический процесс;

  • Планирование как нормативный процесс;

  • Планирование как инновационная практика;

  • Планирование как процесс с обратной связью;

  • Планирование как система самообучения и саморазвития.

Новые целевые установки планирования:

  • Обеспечение устойчивого развития;

  • Совершенствование качества городской среды;

  • Обеспечение надежности и разнообразия градостроительной базы;

  • Улучшение качества жизни;

  • Обеспечение безопасности.

Индекс  городского управления:

  • Четкое понимание и рассмотрение управления городом как процесса, с обязательным участием всего круга заинтересованных лиц;

  • Ясная формулировка реалистичных, привлекательных для горожан целей развития;

  • Наличие системы объективной оценки успешности движения к этим целям;

  • Бескомпромиссная, основанная на конкуренции ответственность органов власти за обеспечение развития в направлении достижения этих целей.

Критерии  качества городского управления:

  • Критерий эффективности - призван оценить существующие механизмы и социально - политическую среду;

  • Критерий социальной справедливости - доступность (без каких-либо оговорок) основных ресурсов и услуг, связанных с проживанием в городе (питание, образование, занятость, средства существования, здравоохранение, жильё, безопасная среда и надлежащая санитария) для экономически незащищенных категорий граждан, женщин, стариков и детей, религиозных или этнических меньшинств, инвалидов;

  • Критерии представительности и участия в городском управлении способствуют выявлению и оценке демократичности институтов управления, в основе которых лежат свободные и справедливые муниципальные выборы;

  • Критерий подотчетности и прозрачности.

Индекс  развития города:

  • Индекс развития города = (под-индекс «Инфраструктура» + под-индекс «Отходы» + под-индекс «Образование» + под-индекс «Здоровье» + под-индекс «Городской продукт»)/5;

  • Инфраструктура = (25 x Вода + 25 x Канализация + 25 x Электричество + 25 x Телефон);

  • Отходы = (Очистка сточных вод х 50 + Обработка/захоронение отходов x 50);

  • Здоровье = (Продолжительность жизни - 25) x 50/60 + (32 - Детская смертность) x 50/31.92;

  • Образование = (Грамотность x 50 + Комбинированный показатель охвата школьным образованием x 50);

  • Городской продукт = (log Городской продукт - 4.61) x 100/5.99.

Индекс  качества жизни:

  • Материальное благополучие (ВВП, валовой внутренний продукт на человека);

  • Здоровье (Показатели ожидаемой продолжительность жизни при рождении);

  • Политическая стабильность и безопасность (Оценки политической стабильности и безопасности, проводимые Экономистом);

  • Семейная жизнь (Показатель числа разводов);

  • Общественная жизнь (Показатели посещения церковных служб или членство в профсоюзах);

  • Климат и география (Географическая широта, как характеристика различий между более теплыми и более холодными странами);

  • Обеспеченность работой (Показатели уровня безработицы)

  • Политическая свобода (Рассчитывается как среднее значение индексов политических и гражданских свобод)

  • Гендерное равенство (Определяется как отношение между средними заработками мужчин и женщин).

Концептуализация  подхода индикативного планирования объясняется следующими доводами:

• условия глобализации выдвигают ряд специфических  требований,

подчеркивающих  роль системы градостроительных  индикаторов для

сравнительной оценки качества среды, уровня развития городов  и эффективности городского управления;

Информация о работе Парадигма теоретических основ архитектуры в работе Ю.М. Моисеенко “Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте”