Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:03, реферат
Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
При отсутствии необходимых индикаторов, многие планировочные решения принимаются без соответствующего понимания социальных последствий, как и последствий для городской экономики и экологии. В своей работе «Принципы индикативного планирования в градостроительном контексте» Ю.М. Моисеев анализирует принципы, которые помогут индикативному планированию определять и предотвращать проблемы, ухудшающие условия жизни в городах.
Введение……….………………………………………………………..3
Общее понимание индикативного планирования……………………4
Концептуализация подхода индикативного планирования………….7
Мониторинг состояния городской среды…………………………...11
Принципы индикативного планирования в градостроительстве….15
Заключение……………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………….17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный технический
университет
Архитектурный факультет
РЕФЕРАТ
на тему:
Парадигма теоретических
основ архитектуры в работе Ю.М. Моисеенко
“Принципы индикативного планирования
в градостроительном контексте”
Выполнила:
Ераховец Надежда
гр.111148
Проверила:
Сысоева В.А.
Минск, 2013
Содержание
Введение
Индикативное планирование — (от лат. indicator — указатель) советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. Под индикативным планированием Ю.М. Моисеев в своей работе подразумевает определение в градостроительном проекте стимулов и ограничений в развитии и использовании территорий и земельных участков с точки зрения общественных интересов.
Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
При отсутствии необходимых
индикаторов, многие планировочные
решения принимаются без
Общее понимание индикативного планирования
Индикативное планирование – процесс целеполагания и планирования регулирующей деятельности органов исполнительной власти, основанный на всестороннем мониторинге индикаторов социально-экономического состояния объектов управления и моделировании различных сценариев их взаимосвязанных изменений под воздействием естественных факторов внешней среды и регулирующих воздействий органов власти
Результатом индикативного планирования является индикативный план – документ, регламентирующий:
• Прогнозные значения индикаторов предметной области при условиях инерционного или инновационного сценария;
• Виды регуляторов, которые должны применять ОИВ для оказания влияния на динамику индикаторов при инновационном сценарии;
• Показатели масштабов и степени глубины применения регуляторов.
В процессе индикативного планирования анализируется несколько сценариев развития ситуации исходя из макроэкономических и социально-демографических предпосылок:
• Инновационный (высокая активность в регулировании);
• Инерционный (отсутствие регулирования).
Исходя из прогнозных объемов поступления доходов в бюджеты различных уровней, определяется приемлемый сценарий развития индикаторов, который для определенных индикаторов предусматривает инновационное развитие, сопровождающееся высокой степенью регулирования, а в каких-то областях – инерционное.
Осознание необходимости
совершенствования системы
Обзор иностранных источников показывает, что это достаточно распространенная в мировой экономике функция управления, которая связана с такими странами и именами как: Ян Тинберген в Нидерландах, Жан Моне во Франции, Янош Корнаи в Польше и т.д. Упоминание исследуемой темы в рамках зарубежного опыта в первую очередь связано с такими странами как Франция, Япония и Китай. Именно эти государства чаще всего рассматриваются как родоначальники теории и практики индикативного планирования. Наряду с характерными общими чертами, такими как преимущественно пятилетний срок разработки индикативных планов, рекомендательный характер для частного сектора и обязательный для государства, создание механизмов координации для выработки адекватной государственной политики, социальная ориентация и т.д., существуют отличительные особенности, как правило, вызванные субъективными признаками отдельно взятой страны. В их число можно отнести высокую ориентацию на выполнение общественного долга в Японии, несколько жесткий способ согласования целей в Корее, использование программных методов в США и др.
Выделяют 3 формы индикативного планирования: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Деление обусловлено исторической эволюцией системы планирования, а также отличительной особенностью выступает временной горизонт непосредственно самих документов. Так, примером конъюнктурного планирования выступают такие страны как Швеция и Норвегия, где основу программирования составляют ежегодные «национальные экономические бюджеты». Структурная форма индикативного планирования представлена во Франции, Японии, Великобритании, где основу прогнозно-плановых разработок составляют пятилетний горизонт. Характеристика форм представлена в таблице:
Таблица 1
Характеристика форм индикативного планирования
Форма |
Конъюнктурная |
Структурная |
Стратегическая |
Характеристика |
антициклические меры, эффективное использование производственных ресурсов, социально направленная политика, усиленное влияние бюджета |
прогрессивная структура экономики, необходимость проведения целенаправленных структурных изменений |
определение главных
приоритетов, определение роли государства
в их выполнении, фундаментальные
исследования, инновационные разработки,
территориальное и |
Меры, характерные для данной формы |
краткосрочные меры денежно-кредитной политики |
налоговые льготы, преференции, иные меры, направления изменения структуры экспорта и импорта |
институциональная политика (развитие правовой среды, инвестиционного климата, экономических свобод, т.е. роль государства сводится к формированию благоприятной экономической среды |
Документы индикативного планирования |
бюджетные планы и программы, «короткие» портфельные инвестиции, годовые бизнес-планы |
инвестиционное регулирование, методы налоговой, амортизационной и тарифной политики, среднесрочные прогнозы и программы, планирование жизненного цикла продукта фирмы |
долгосрочные прогнозы, приоритеты в рамках национального плана, масштабные инвестиционные проекты |
В вопросе о видах и формах индикативного планирования справедливее говорить о роли и границах воздействия государства на экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.
Концептуализация подхода индикативного планирования
Понимание роли планирования в глобализирующемся мире:
Концептуализация подхода индикативного планирования объясняется следующими доводами:
• условия глобализации выдвигают ряд специфических требований,
подчеркивающих роль системы градостроительных индикаторов для
сравнительной оценки качества среды, уровня развития городов и эффективности городского управления;