Проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание

В данной работе целью исследования стали проблемы при проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день. Сравнение зарубежных и отечественных аналогов, сопоставление всех факторов, влияющих на развитие и становление этнографических центров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ………...........................................7
История формирования за рубежом…………………………………….7
История формирования в Казахстане…………………………………...8
Исторические аспекты…………………………………………………...8
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ..................................................................................................9
Природно-климатические факторы…………………………………….9
Социально-экономические факторы…………………………………...10
Культурно-исторические факторы……………………………………..............................................10
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЦЕНТРА………………………………………………………………….11
Принципы и приемы планировки пространства………………………12
Формирование взаимодействий пространства этнографического центра……………………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

РОПMicrosoft Word.docx

— 1.53 Мб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ  ЦЕНТРОВ………...........................................7
    1. История формирования за рубежом…………………………………….7
    2. История формирования в Казахстане…………………………………...8
    3. Исторические аспекты…………………………………………………...8
  2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ..................................................................................................9
    1. Природно-климатические факторы…………………………………….9
    2. Социально-экономические факторы…………………………………...10
    3. Культурно-исторические факторы……………………………………..............................................10
  3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЦЕНТРА………………………………………………………………….11
    1. Принципы и приемы планировки пространства………………………12
    2. Формирование взаимодействий пространства этнографического центра……………………………………………………………………13
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Порой, когда устаешь от всей громоздкости города и её суеты, новейшей инфраструктуры и в то же время обыденности, хочется  вернуться назад в прошлое…вспомнить, как жили наши предки, прочувствовать душой и телом   их культуру и быт. Так и хотелось бы, чтобы, где то сохранился такой мирок, куда можно вернуться… вернуться к истокам.

  Актуальность выбранной темы: обосновывается влиянием национальной архитектуры на общество, демонстрацией этнографического наследия казахского народа. В данной работе послужил интерес к исследованию и развитию национальной культуры и этноархитектуры в Казахстане.

  Бережное отношение к культурному наследию народа, забота уникальных памятников истории и архитектуры, культуры и быта переселенческого народа,  сохранность  их для последующих поколений привели к выбору данной темы. Этнографический центр это не только место где хранятся исторические экспонаты, он также служит местом изучения культуры, истории и быта наших предков. Это место где царит «аура» исторических ценностей   давнего прошлого. Одной из функций таких центров, является сохранение истории культуры и правильное преподнесение её современной публике. Сам же центр является не только музейно-выставочным местом, здесь также могут проводиться различные кружки по изучению археологии, древней архитектуры, культурологии, ремесленническим видам, живописи и рисунка, прикладного искусства, также может быть предусмотрен кукольный этнотеатр для самых маленьких посетителей, конференц-залы для проведения различных семинаров, лекций и конференций, парк для отдыха и развлечений для всей семьи с  экспозициями под открытым небом.  Создание такого центра будет интересен разным социальным группам населения и людям разных возрастов, в частности будет выполнять учебно- воспитательную роль для школьников и студентов и увлекательна тем, кто желает ближе ознакомиться с культурой казахского народа, то есть туристам. А проектирование такого центра в сердце молодой столице будет глобальным переворотом в представлениях общества о понятии культуры кочевого народа.

  Считаю, что такой комплекс, по изучению  этнокультуры казахского народа - является важным звеном в архитектурной композиции города и должен восприниматься и развиваться  на мировом уровне. При выборе места расположения необходимо, чтобы этнографический центр стал главным градообразующим элементом городского ансамбля.  
 

  Методы исследования:

Методикой исследования послужило изучение  и анализирование аналогов по данной теме. Учет всех взаимодействующих  и влияющих факторов, на развитие и становление этнографических центров.

  1. В конце 19 столетия в Швеции появился один из первых музеев под открытым небом, Скансен - самый красивый скандинавский музей. В скандинавских столицах недалеко от центра везде есть этнографические парки-музеи. Это своеобразная традиция для наших северных соседей. Осло, Копенгаген, Хельсинки – все в конце XIX – начале XX века завели себе живописные музеи, собрав в одном месте все этноархитектурные памятники своих стран. Но самым красивым этнопарком, безусловно, является стокгольмский музей Скансен. 11 октября 1891 года швед А. Хазелиус купил небольшой участок земли на острове Юргорден. Хазелиус решил основать фольклорный культурно-исторический музей. Вложил в обустройство много денег и начал свозить под открытое небо кузницы, мастерские стеклодувов, пекарни и ткацкие цеха, старинные почтовые домики. Прошли годы. А в Скансене и сегодня всё как в старинные времена. От туристов нет отбоя, деньги идут в шведскую казну, а музей процветает. Почти сказочный этнопарк!
  2. Эстонский государственный этнографический парк-музей был основан в 1957 году. Здесь вниманию посетителей представлены образцы эстонской национальной архитектуры, а в самом музее сотрудники стремятся воссоздать подлинную атмосферу деревенской жизни, царившей в 17-20 столетиях. Живописный лесопарк, занимающий площадь в восемьдесят гектаров, открылся для посетителей в 1964 году. Несколько лет обустраивался парк-музей, кропотливо восстанавливая аутентичный крестьянский быт. Здесь находится целых 72 старинных эстонских крестьянских постройки, которые, безусловно, наполнены традиционными предметами обихода, ярко иллюстрирующими повседневную жизнь крестьян в 17-20 столетиях. Экспозиционное пространство Эстонского государственного парка -музея распределено на четыре отдела, на территории каждого из отделов воссозданы типы сельских построек разных частей страны: Западной Эстонии, Южной Эстонии, Северной Эстонии и островные постройки. В центре любого отдела располагаются подворья, как бедных, так и зажиточных крестьян различных временных эпох.В наши дни в парке-музее можно ознакомиться с 12 различными подворьями. А для

того, чтобы  атмосфера соответствовала настоящей деревенской атмосфере, кроме жилых домов выстроены еще и здания, без которых жизнь в деревнях была просто немыслима. Посетители могут здесь увидеть церковь, школу, корчму, пожарное депо, различные типы мельниц, сараи, в которых хранились на берегу моря рыбацкие сети. Примечательно, что для посещений парк-музей открыт в любое время года, гуляя по живописной территории можно не просто прекрасно провести свободное время, а открыть для себя настоящую сокровищницу народной мудрости, традиций и обычаев. Эстонский государственный этнографический парк-музей обладает самой большой в Эстонии коллекцией предметов народного зодчества.

  1. Неподалеку от Вологды, в сторону города Кириллов, в живописном месте располагается Архитектурно-этнографический музей «Семенково». На территории музея, которая составляет почти 13 гектаров, с помощью памятников архитектуры вывезенных с северо-востока Вологодской области, воссоздана русская деревня конца 19 – начала 20 столетий. Кроме обычной экскурсионной деятельности, в музее проводится масса интерактивных программ, которые, вовлекая посетителей в атмосферу быта деревенских жителей, позволяют прикоснуться к традициям и культуре русского народа.

    Для посещений музей «Семенково» открылся в 1992 году, хотя датой основания его считается декабрь 1979 года. В наши дни экспозиционное пространство музея составлено из 19 строений-экспонатов: 10 жилых домов, 6 амбаров, баня, ледник (сарай для хранения продуктов, обложенных для сохранности льдом) и часовня, которая является творением современных мастеров, но создана по старинным образцам. На ярмарочной площади «Вологодская ярмарка», которая входит в музейный комплекс, установлены торговые ряды, качели и карусель. Здесь с размахом, весело и задорно проводятся разнообразные фольклорные праздники, гуляния и театрализованные фестивали. В своей экспозиционной и музейной деятельности сотрудники Архитектурно-этнографического музея «Семенково» активно используют уникальный ландшафт территории. Ведь здесь органично соединились хвойные и смешанные леса, на территории находится болото, заливной луг, река и множество ручьев. Для местных школьников на территории музея нередко проводятся специализированные занятия в рамках изучения школьного курса природоведения и географии.

  1. Восточно-Казахстанский областной этнографический музей был создан в 1968 г., как школьный музей в селе Бутаково.

С 10 мая 1978 года Распоряжением Совета Министров Казахской ССР № 197-р «Об организации музея этнографии в г. Усть-Каменогорске» музею присвоен статус областного этнографического музея. Профиль музея:

Комплексный музей состоит из таких профилей как: этнографический; естественноисторический  этнопарк Кирова с архитектурно-этнографической экспозицией под открытым небом и природно-ландшафтными зонами; зоолого-экологический парк Жамбыла и детский спортивно-игровой комплекс «Фэнтэзи – спорт», расположенный на живописном берегу Иртыша. Говоря о структурно-экспозиционном, музейно-образовательном пространстве, то музей располагает 3-мя зданиями, где размещены экспозиции и выставки. В реконструированном парке Кирова размещается архитектурно-этнографическая экспозиция под открытым небом. При музее создан кукольный этнотеатр. Все куклы и декорации изготавливаются руками специалистов музея. Постановки пишутся на местном этно-материале, в них включаются фольклорные моменты (народные песни, игры, сказки, загадки, пословицы, и т.д.), обычаи и обряды.Спектакли играются в народные календарные праздники, в школах, детских садах и в экспозициях музея.

  Анализирую  выше перечисленные зарубежные и отечественные аналоги можно твердо судить, что большого отличия во внутри пространственной организации  и по функциональности они не имеют. Зарубежные аналоги преимущественны тем, что экспозиции под открытым небом находятся у них круглый год и позволяет совмещать познавательную сторону пребывания в нем с отдыхом. Зеленые насаждения, зооучастки, фруктовые сады, водоемы оживляют маршруты тематического показа этнографических и архитектурных эскпозиций, создают условия для разнообразного отдыха посетителей.

  Цель исследования:

В данной работе целью исследования стали  проблемы при проектировании этнографических  центров и их мало изученность  на сегодняшний день. Сравнение зарубежных и отечественных аналогов, сопоставление всех факторов, влияющих на развитие и становление этнографических центров. 
 
 
 

1ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 

    1. История формирования за рубежом

  Во второй половине XIX века в Стокгольме был основан «Северный музей». При нем ученый – этнограф и педагог Газелиус создает знаменитый Скансен – парк, который по праву считается родоначальником этнографических парков. На отдельные участки без изменений перевозились целые усадьбы или хутора которые помещались в соответствующие окружение. Одновременно на территорию музея – парка переселялись и жители этих построек, которые вели в них свою обычную, повседневную жизнь.

  Парк  представляет собой своеобразную  деревню, расположенную среди живописной зелени на площади 30 Га.

  Внутри  хозяйственных и жилых построек  сохраняется обстановка, все предметы  домашнего обихода , орудия труда.

  В  последующие годы этнографические  парки стали создаваться и  в других странах мира.[2].

  Румынский «Сатулуй», созданный в 1906году, занимает особое место по количеству собранных экспонатов и системе их показов. В парке около 70 ансамблей, включающих свыше 300 зданий и более 20 тыс. предметов крестьянского обихода. Самая ценная его черта- подлинность всей экспозиции, будь то знаменитая деревянная церковь 1722 г., ветряная мельница XIX., инструменты, керамика, колодец, голубятня или забор. В парке собрана уникальная коллекция предметов декоративно- прикладного искусства, а размещены они в большой деревне , расположенной в зеленом массиве на берегу озера Херэстру.[2].

  В  ранних этнографических парках- музеях экспонаты размещались по хронологическому принципу, что нередко приводило к тому, что постройки отличающиеся друг от друга по этническим признакам, географии размещения, но одинаковые по возрасту, оказывались рядом.

  Практически,  все первые этнографические парки  были посвящены деревне, но  в начале века, в связи с  бурным развитием науки и промышленности, стал быстро преображаться облик  города, начали исчезать древнейшие  памятники городской архитектуры.  Стремление   сохранить хотя бы отдельные участки старинной городской  застройки вызвало организацию в 1909 г. В Дании, в Орхусе, этнографического музея под открытым небом «Старинный город», в котором размещались около 50 старинных 2-3 этажных домов с ремесленными мастерскими, торговыми магазинами и лавками, с развернутыми внутри экспозициями.

  Идея  создания Российского этнографического  музея – парка  под открытым  небом с подлинными образцами  народного зодчества была давней  мечтой многих русских ученных-этнографов  и архитекторов. Но только в  конце 20-х гг. XXв. Началось широкое обсуждение вопросов, связанных с возможностью организации этнографических музеев под открытым небом. В это время создаются первые проекты парков-музеев народной архитектуры. В 1927 г. Под руководством П.Д.Барановского осуществляется перевозка медоварни из села Преображенского (деревянной постройки конца XVIIв.) на территорию музея в Коломенске.[2]

Информация о работе Проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день